Вы не зарегистрированы

Авторизация



Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках географии в условиях реализации требований ФГОС ООО.

53 replies
Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 33 weeks 2 days назад.

Отличительной особенностью 2012-2013 учебного года является то, что в регионах отдельные школы уже начали работу по Федеральному Государственному стандарту основного общего образования, где изучение географии начинается с 5 класса. В частности, в Астраханской области начали обучение по ФГОС 54 школы, используя учебники 5 класса издательства "ВЕНТАНА-ГРАФ".

 

Ключевое слово обучения в условиях ФГОС - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ведь цель современного образования - развитие личности школьников, а чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность. Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Следовательно, в учебном процессе ведущей становится не передача знаний от учителя к ученикам, а организация определённых видов деятельности: познавательной, коммуникативной, регулятивной, ценностно-ориентационной и др. Включение учащихся на уроке в решение комплекса познавательных задач, основанных на применении и взаимодействии различных видов деятельности, представляет собой вектор их развития (личностного, умственного, коммуникативного, социального).

Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику географии.  Как же новые учебники  начального курса географии помогают учителю работать инновационно? Предлагаю обсудить на данном форуме проблему: "ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО" (по  учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс", 5 класс. ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ", руководитель авторского коллектива И.В. Душина, под общей редакцией В.П. Дронова).  Поделитесь первыми впечатлениями, особенностями работы по новым учебникам географии. Предлагаю обсудить вопросы:

  • Какие подходы к реализации самостоятельной познавательной деятельности учащихся предложены в учебнике?
  • Как в учебнике предусмотрена организация учебной деятельности  пятиклассников на уроках географии по усвоению универсальных учебных действий (УУД)?
  • Ваши методические приёмы по организации работы с текстом учебника.
  • Как дидактический аппарат начального курса географии направлен на реализацию деятельностного подхода?
  • Как учебник географии 5 класса ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ"  позволяет реализовать деятельностный подход на всех этапах обучения на уроке?
  • Ваши первые успехи (а может и сложности) работы по-новому.  Поделитесь своими первыми, на ваш взгляд, успешными авторскими наработками

Коллеги, очень надеюсь  на ваше активное участие в обсуждении данной проблемы форума!

 

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 33 weeks 2 days назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Елена Васильевна, добрый день! Мне тоже не по душе одночасовые уроки: очень трудно обучать географию деятельностно всего 1 час в неделю. Однако, когда на начальный курс оставили всего час в шестом классе, было совсем "тяжко"! Так что - час на географию в 5 классе - это уже радость. А усилить нашу любимую географию в 5 классе можно часом краеведения. В нашем регионе разработана программа для 5 класса "Моя краеведческая лаборатория" и рабочая тетрадь с заданиями по организации самопознания детей к данной программе, так что можно отвоёвывать ещё время на свой предмет,  ведь краеведение - незаменимый помощник в деятельностном обучении географии.

Комментарий был изменен с момента создания (Nikiforova_nina, чт, 11/10/2012 - 23:55).

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Альфия Растимовна Ахмеева
На сайте с: 28/08/2010
Баллы: 6
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 24 weeks назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Добрый вечер! Уже идет второй месяц работы с новыми учебниками географии в 5 классе.Очень интересно работать по учебникам. Детям очень нравится школа географа -следопыта. Очень ждем публикацию рабочих тетрадей. Работа  по новым стандартам идет, и я уверенна ,что у нас все получится!

Татьяна Анатольевна Скибо
Фото пользователя Татьяна Анатольевна Скибо
На сайте с: 26/02/2010
Баллы: 7320
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 48 недель 5 days назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Уважаемые коллеги, важное свойство современного учебника географии – его насыщенность наглядными средствами, которые будут обеспечивать понимание и активность всех учащихся. Каждый информационный элемент текста учебника должен содержать не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагать активную познавательную работу с ней. Я считаю, это все есть в учебнике "Вентана-Граф". Его содержание построено в соответ­ствии с главными идеями стандарта основного общего образования, большое внимание уделяется во­просам мировоззренческого харак­тера, связанным с современностью и личным опытом учащихся.

С уважением, Татьяна Скибо, учитель географии МОУ "СОШ №2 г. Нариманов", Наримановский район, Астраханская область
Анна Эртель
Фото пользователя Анна   Эртель
На сайте с: 04/02/2010
Баллы: 1501
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 37 недель 2 days назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Уважаемые коллеги, добрый день!

    На мой взгляд, главной, отличительной особенностью учебника для пятиклассников ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ" является то, что в нем реализован наиболее полно системно-деятельностный подход к организации учебной деятельности школьников. Обратите внимание, как точно и педагогически оправдано автор включает практические работы учащихся в содержание учебной деятельности на уроке. Ребята имеют возможность познакомиться и освоить важнейшие методы изучения географии уже в самом начале изучения курса: метод наблюдения, моделирования, прогнозирования и т.д. Тем самым авторы не только создают условия для формирования важнейших универсальных учебных действий обучающихся, но и создают ситуацию успеха для учеников! Ребята не только осваивают содержание курса, но и с гордостью говорят: "Я умею.....", " Я могу научить вас (родители, друзья ....)".

Такой учебник полностью отвечает требованиям к учебнику нового поколения, мы его ждали !!!

Анна Эртель, РО ИПК и ПРО
Любовь Николаевна Галкина
Фото пользователя Любовь Николаевна Галкина
На сайте с: 19/05/2010
Баллы: 182
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 26 недель назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

В нашей школе ещё не перешли на обучение географии с 5-го класса, но меня эти вопросы интересуют, т.к. приступать к обучению по-новому необходимо с определённым умениями. Многие уроки составляю в свете новых требований, готовлю задания, по которым ученики будут "добывать" знания на конкретном уроке.  В нашей области подготовку учителей по работе в условиях ФГОС начали зараннее, и на обучающие семинары приглашают всех учителей  не зависимо вводят у них  в школе преподавание предмета с 5-го класса или нет. В пятом классе  дети не загружены, у них много "лёгких" предметов, поэтому информационный материал они усваивают лучше. тем более, что в расширенном виде эти вопросы они будут изучать в 6-м классе. Пятиклассники любознательны, легко включаются в исследовательские проекты. Я считаю, что  географию надо изучать с пятого класса.

С уважением, Любовь Николаевна.
Наталья Викторовна Донскова
Фото пользователя Наталья Викторовна Донскова
На сайте с: 15/09/2010
Баллы: 495
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 50 недель назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Здравствуйте, уважаемые коллеги. В нашей школе тоже ещё не перешли на преподавание географии в 5 классе, но я внимательно изучила новый учебник и все методические материалы к нему, побывала на встречах с автором, беседовала с теми, кто уже начал работу. Уже сейчас многое из этого учебника использую на уроках и во внеурочной деятельности. Конечно, для учителя полностью перестроиться на новые требования очень сложно. Здесь нужно менять не только формы и методы, а перестраивать всю нашу педагогическую психологию. Но ведь трудно не только нам, трудно и детям. На традиционном уроке они большую часть времени слушали учителя, а теперь им приходится трудиться весь урок в поте лица: ставить перед собой цели, мотивировать свою деятельность, самостоятельно работать, а в конце урока анализировать результат своей деятельности. 

С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани  "СОШ №35"

Нина Андреевна Никифорова
Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 33 weeks 2 days назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Коллеги! Очень хорошо, что вы уже перестраиваетесь на работу по новым стандартам, интересуетесь новыми учебниками географии  5 класса. Хотелось бы, чтобы активнее подключались к обсуждению на форуме учителя географии, которые уже начали в этом учебном году работу с 5 класса по ФГОС. Желательно узнать, как развитию умений и способов действий учащихся способствует организация деятельности с аппаратом учебника "География. Начальный курс. 5 класс", какие особенности данного учебника помогают в этом учителю географии.

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!

Наталья Александровна Чернышева
Фото пользователя Наталья Александровна Чернышева
На сайте с: 16/10/2012
Баллы: 13
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 45 недель назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Здравствуйте, Анна Борисовна! Я полностью с Вами согласна!!! Учебники по географии Издательского центра «Вентана Граф» под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук В.П. Дронова представляют собой последовательную линию учебников с 6 по 10 (11) классы. Структура и содержание новой линии учебников соответствуют "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования по географии.учебный материал обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного образования;большое внимание уделяется практическим видам деятельности, содержание практических работ разработано с учетом новых требований к результатам обучения, применению географических знаний и умений в повседневной жизни;расширена информация о современных методах географических исследований (средства глобальной системы навигации), источниках географической информации (космические снимки), роли географии в обществе, приводится список интернет-ресурсов и т. д. Надеюсь, что через два года наш Лицей поддержит меня и я буду работать по НОВЫМ учебникам!!!!

Анна Эртель
Фото пользователя Анна   Эртель
На сайте с: 04/02/2010
Баллы: 1501
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 37 недель 2 days назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Добрый день, Наталья Александровна!

Спасибо, что Вы очень подробно изучили  учебники ИЦ "Вентана-Граф" и профессионально подходите к отбору УМК для реализации ФГОС. Буду очень рада, если Вы будете переходить на эту линию. Помните, что Вы всегда можете обратиться в РИПК и ППРО по любому вопросу.

Анна Эртель, РО ИПК и ПРО
Роза Тимуровна Нургалиева
Фото пользователя Роза Тимуровна Нургалиева
На сайте с: 12/01/2011
Баллы: 49
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 неделя 1 день назад.
На: Планирование деятельности учителя и учащихся на уроках геогр

Уважаемые коллеги, добрый вечер!

С этого года я начала работать по УМК издательства "Вентана-Граф". Сразу хочу отметить грамотный, хорошо написанный учебник. Содержание учебника способствует формированию целостной картины изучаемого материала, развивает мотивацию у обучающихся. Много иллюстрации красочной, формирует познавательный интерес. Особенно хочется отметить логику изложения, научность. Несколько слов о рабочих тетрадях. Мои ученики с удовольствием выполняют задания, предлагаемые автором.  Задания дифференцированные, что позволяет проверить знания детей с разным уровнем учебных возможностей.Практически учителю остается только организовать деятельность. В условиях перехода к новым стандартом все это как нельзя кстати. УМК дополнен атласом и контурными картами. Мне все нравится.

Очень большие возможности дает УМК, способствует не только повышению географической культуры, но и  формированию УУД. Спасибо авторскому коллективу! МОЛОДЦЫ!

Сообщество учителей географии Астраханской области "Жемчужина Каспия"