Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нефть - основа цивилизации

Submitted by Тамара григорьевна Сидорова on Tue, 16/10/2012 - 15:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сидорова Тамара Григорьевна Хатанзейская Ирина Николаевна
Место работы, должность: 
учитель МБОУ "СОШ п. Харута"
Регион: 
Ненецкий автономный округ
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

1)    Дать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов»
2)    Подчеркнуть позитивную  роль  химии  в решении социально-экономических задач общества
3)    Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современной технологии, об охране окружающей среды

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Г.Е. Рудзитис  учебник химии 10 класс
карта минеральные ресурсы России
карта полезные ископаемые НАО
макет Ректификационная колонна
коллекция Нефть и продукты ее переработки
 

Используемая методическая литература: 

1.    Журнал  «Современный урок». №11-12/2007г. Зубенко О.В.  «Нефть-основа цивилизации.  Роль химии в решении социально-экономических задач общества».
2.    www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3.     www.it-n.ru"  Сеть творческих учителей"
4. www .festival.1september.ru    Фестиваль педагогических идей "Открытый урок

Используемое оборудование: 

макет Рефтикационная колонна

коллекция Нефть и продукты ее переработки

мультимедийное устройство

компьютер, фотоаппарат

Краткое описание: 
Интегрированный урок по химии и географии, урок изучения нового материала с использованием презентации. Учащиеся заранее готовили слайды по своим сообщениям, которые объединялись в общую презентацию к уроку. Высвеченный слайд сопровождался рассказом учащихся.

1)    Приветственное слово учителя
2)    Знакомство с целями и задачами урока
Цель:
- Дать знания учащихся по теме: «Нефть - природный источник углеводородов»
- Подчеркнуть позитивную  роль  химии  в решении социально-экономических задач общества
- Продолжить формирование знаний школьников о комплексном использовании сырья, о современной технологии, об охране окружающей среды

Задачи:
- Формировать умения самостоятельно работать с новыми источниками информации: анализировать, систематизировать, классифицировать, отбирать информацию, представлять ее, используя современные технологии
- Развивать творческие и аналитические способности учащихся, умение аргументировать собственное  мнение, основываясь на жизненный опыт
- Формировать умение работать в группах и индивидуально
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки
- Поддерживать познавательный интерес к предмету
 3) Основная часть:
Учитель химии:  (слайд № 1, 2) Девиз: «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Нефть – это богатство страны, основа цивилизации. На долю России приходится треть мировых запасов газа и нефти.
Учитель географии:  Сегодняшний  урок начнем мы с того, что вспомним из курса географии,  где расположены основные месторождения нефти по территории РФ и Ненецкого АО. На основании  географических карт, выявите основные районы нефтедобычи на территории России и НАО.
Выступление 1 ученика: (показ по карте месторождений России и НАО) (слайд №3)
 Буровые кругом, и Ненецкая нефть
Черным золотом греет страну,
Тут наш дом, мы работаем здесь
И в морозы, и в злую пургу.
Выступление 2 ученика: (слайд № 4) Физические свойства нефти, ее состав.
Вывод: нефть содержит около 100 различных соединений.
 Учитель химии: Лабораторный опыт: «Физические свойства нефти».
Цель работы: определить цвет, запах, растворимость нефти в воде.
Учитель географии: (слайд  №5) Исторические факты о нефти:                          Сведения о нефти пришли с Ближнего Востока. В Китае бурение было известно еще до н.э. Первая нефтяная скважина в мире пробурена в Баку, в 1848 г. С этой скважины начинается промышленная добыча нефти. В 1745 г. на реке Ухта на Севере был построен первый нефтеперерабатывающий завод. В день он получал  из 27 тонн нефти 16 тонн керосина. Нефть поставлялась для двигателей внутреннего сгорания. Был изобретен метод перегонки нефти.
Учитель химии: Д.И. Менделеев говорил го целесообразности  переработки нефти. «Топить нефтью то же самое, что и топить денежными ассигнациями».  Почему он так сказала? Давайте докажем.
Выступление 3 ученика: (слайд №6, №7) Перегонка нефти в ректификационной колонне + макет «Ректификационная колонна»
Фракции:                                                                 Соляровая фракция:
Бензины С5Н12 – С11 Н24  (40-2000 С  )               Газойль С18Н30 – С24 Н50 (270-400 0С)                                  
Лигрины С8 Н18 – С14 Н30 (150-2500 С)           Мазут С19 Н40 – С53 Н108 (болеет 4000)
Керосины  С12 Н26 – С18Н38 (180-3000)      
Продукты вакуумной перегонки нефти:
1)    Смазочные масла – моторное, цилиндровое
2)    Не смазочные масла – кабельное, трасформаторное
3)    Парафин – спичечная промышленность
4)    Битумы – производство сажи, бензола, толуола
5)    Вазелин  - в   медицине       
Выступление 4 ученика (слайд №8, №9) О значении фракций нефти + коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
Из нефти мы берем для нужд, страны своей
Поток бензина, масел и мазута,
И к ним в придачу тысячу вещей
Для дома и домашнего уюта.
Вывод:  В результате перегонки нефти получают много веществ, являющих сырьем для многих тысяч продуктов (пластмасс, резина, мазут, асфальт и тд). Вот мы и доказали, истинность слов Д.И. Менделеева об использовании нефти.
Выступление 5 ученика (слайд №10, 11, 12): Экологические проблемы, связанные с добычей нефти
Север наш до всех своих окраин
Буровыми вышками набит.
Нынче ненец в тундре не хозяин-
Как ему без мяса в тундре жить?
Где ему пасти оленье стадо?
В речке радугой мазут блестит,
С каждым годом больше нефти надо,
А душа за Север наш болит.    
Вывод: Нефть загрязнитель природной среды.        
Воздействие на экосистему:                                                                                                       - отравление живых организмов                                                                                                - нарушение физиологической активности                                                                          - возникновение болезней                                                                                                 - уменьшение доступа кислорода в почву, воду                                                                               - изменение среды обитания
Учитель химии: «Какие ваши предложения по охране природы при нефтедобыче?»   (Учащиеся выступают об аспектах  охраны окружающей среды).
1)    Необходимо удалять серу и азот из нефтепродуктов (оксиды их вредны)
2)    Не допускать утечки нефти
3)    Проводить мелиоративные работы в районах добычи нефти, чтобы сохранить растительный покров тундры



Общая модель решения проблемы (слайд №13) Нефть – богатство стран.
                                                 НЕФТЬ
Нефтедобыча                          Охрана экосистемы

- добыча нефти    - избегать потерь нефти

- получение сырья для производств     - изменение технологий переработки
нефти

Вывод: транспортировать нефть нужно не только обеспечив экономическую выгодность, но и экологическую безопасность
4)Учитель географии:  Закрепление знаний в тестовой форме:
1)    Нефть – а) имеет формулу     б) не имеет
2)    Нефть тяжелее воды – а) да     б) нет
3)    Нефть – это смесь   а) органических соединений     б) неорганических
4)    Методы перегонки нефти:  а) крекинг  б) перегонка
5)    Виды топлива, получаемые из нефти:
а) керосин    б) бензин    в) лигрин
Вопросы:
1)    Какова перспектива нефтехимии в НАО?
2)    В последнее время возросли цены на нефтепродукты. Возможно ли снижение цен, при каких условиях?
3)    Нефтехимия и окружающая среда…возможно ли мирное существование. Каковы для этого нужны условия?
Учитель химии: Сегодня мы рассмотрели  один из природных источников  углеводородов – нефть. Убедились в том, что и наш НАО, добывая нефть, вносит определенную лепту в развитие энергетики страны. Добывая нефть из недр Земли необходимо обеспечивать и экологическую безопасность.
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу.
 

Прикрепленный файл Size
ОТКРЫТЫЙ УРОК.docx 32.77 KB
нефть.pptx 742.71 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн