Официальный сайт netfuncards 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Агзамова З.М., Горбунова Л.Н. Реализация модульно-компетентностного подхода в подготовке техников-электриков в условиях СПО

Автор: 
Агзамова Зоя Михайловна, Горбунова Лидия Николаевна
Место работы: 
Агзамова Зоя Михайловна, преподаватель специальных дисциплин; Горбунова Лидия Николаевна, преподаватель безопасности жизнедеятельности ГБОУ СПО «Краевой политехнический колледж», г. Чернушка, Пермский край.

 

Реализация модульно-компетентностного подхода в подготовке техников-электриков в условиях СПО

 

Реализация требований нового федерального государственного стандарта профессионального образования по специальности 140148 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям) требует внедрения компетентностно-модульного подхода, центральным понятием которого является компетенция. Это способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях, а также осуществлять какую-либо деятельность как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта, отношений и т.д. В данной области профессиональной деятельности выпускники должны изучить конкретные объекты составляющие специальность:

  • материалы и комплектующие изделия;
  • технологическое оборудование и технологические процессы;
  • технологическую оснастку;
  • электрическое и электромеханическое оборудование;
  • средства измерения;
  • техническая документация;
  • профессиональные знания и умения персонала производственного подразделения;
  • организацию работ в первичных трудовых коллективах. 

 

В нашем колледже будущий техник-электрик должен в конечном итоге выполнять работы по обслуживанию электрического и электромеханического оборудования; организовывать деятельность производственного подразделения. Измерителями готовности выполнять эти виды деятельности является способность будущего техника-электрика обладать общими компетенциями, позволяющими ему ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности и профессиональными компетенциями, они должны соответствовать области профессиональной деятельности по организации технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования в нефтяной отрасли. Задачей педагогов при внедрении новых стандартов является разработка профессиональных модулей, которые позволяют сформировать профессиональные компетенции. На примере дисциплины,  «Электрические машины»,  рассмотрим схему формирования компетенций при изучении темы «Машины постоянного тока».

 

При разработке структуры модульной программы обучения и спецификации модулей образуется иерархия задач, в рамках которой происходит их уточнение и конкретизация, что позволит в результате четко представить себе, из чего должно состоять содержание обучения.

 

Для формирования компетенции выполнять наладку, регулировку и проверку машин постоянного тока необходимо разработать обучающий модуль, для этого определим какие дескрипторы необходимо усвоить студентам  (Дескриптор – системное структурирование видов профессиональной деятельности специалистов, которое позволяет выделить в содержании профессиональной подготовки базовые понятия, термины, ключевые слова и словосочетания, имеющие смысловую устойчивость (конкретные определения) и контрастность (возможность отличить понятия друг от друга).):


1. Принцип действия машины постоянного тока
2. Устройство машин постоянного тока
3. Пуск, регулировка и остановка машин постоянного тока
4. Технические характеристики машин постоянного тока параллельного возбуждения

 

Дескриптор «Пуск, регулировка и остановка машин постоянного тока» представим в таблице.

Умения

Операции

Знать

Осуществлять запуск машины постоянного тока различными способами

  • Выбрать способ запуска по мощности.
  • Запускать двигатель:

- без реостатным способом.
- реостатным способом.
- за счет изменения напряжения от автономной сети.

О пусковом токе в обмотках якоря.
Способы уменьшения пускового тока (реостатный пуск, изменение напряжения) и если способ пуска выбран неверно, то возможно нарушения в работе двигателя.

Подбирать оптимальный режим регулирования для двигателей заданной мощности

Подбирать способы регулирования:

  • Изменять ток возбуждения
  • Контролировать изменения тока при помощи приборов контроля.

Зависимость силы тока от магнитного потока.
Особенности изменения скорости
Показатели регулировочных свойств электрических двигателей
Допустимые пределы механической прочности электрических машин

Выбирать способ остановки машины постоянного тока

  • Обосновать выбор остановки двигателя для конкретного рабочего режима.
  • Остановить двигатель:

-рекуперативным путем;
-переключить обмотки;
-динамическим путем;
- противовключением.

В электромагнитном торможении двигатели переводятся в генераторный режим.
Выбор способа остановки двигателя подбирается до подключения машины в эксплуатацию, а изменение требует дополнительных технических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для каждого дескриптора составляется учебный элемент. Содержание учебного элемента раскрывается посредствам пакета документов, включающих: конкретно сформулированные цели изучения учебного элемента; учебный материал, представленный сочетанием текстовой и графической информацией; контролирующую часть, предназначенную для проверки усвоения учебного материала.

 

Пакет документов модуля рассчитан на последовательное овладение материалом каждого учебного элемента с постоянным прохождением текущего контроля. Текущий контроль/самоконтроль предлагается проходить после изучения каждого учебного элемента. В качестве инструментов контроля могут быть использованы тесты, контрольные работы, экзамен, зачет. Если выполнение этих заданий вызывает затруднение, студент имеет возможность вернуться заново к изучению данного учебного элемента. В том случае, если выполнение задания не вызывает затруднений, можно переходить к изучению следующего учебного элемента.

 

Модульно-компетентностный подход требует модернизации материально-технического обеспечения учебного процесса. В первую очередь – это пересмотр организации рабочих мест по специальности, и новый  подход к организации обучения и разработки расписания занятий. Тем не менее, разработка и реализация модульно-компетентностных программ должна способствовать повышению качества обучения и обеспечения трудоустройства выпускников учебных заведений.

 

Используемая литература

  • Привезенцев, М.В., Олейникова, О.Н., Муравьёва, А.А. и др. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие  [Текст]. М.: Альфа-М, 2007. С. 10-27.
  • Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения. Практико-ориентированная монография [Текст]. Екатеринбург: РГППУ, 2009. 152 с.
  • Ярочкина, Г.В., Ефимова, С.А. Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского  профессионального образования. Методическое пособие [Текст]. М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006. 177 с.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн