Вы не зарегистрированы

Авторизация



Зависимость человека от климата.

Submitted by Валентина Ивановна Харьянова on пн, 29/10/2012 - 16:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Харьянова Валентина Ивановна
Место работы, должность: 
МКОУ Шелаевская СОШ
Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

1. Изучить влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность человека.

2. Развивать критическое мышление в процессе приобретения знаний, умение анализировать, синтезировать, прогнозировать и делать выводы. Понимать практическую значимость для  человека изучения данной темы.

3.Воспитание любви к окружающей природе, понимание необходимости ее охраны. Создать условия для формирования познавательного интереса к географи, воспитания культуры общения со сверстниками.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 

И.И.Баринова. География. Природа России.

Используемое оборудование: 

Атлас (карты: климатическая, физическая, плотности населения, степени благоприятности природных условий), листы бумаги А-4 - схема "Фишбоун", "Маркировочная таблица".

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
Технологии: технология критического мышления, проблемного обучения. Приемы работы: работа с учебным текстом (выделение главной мысли, работа с определениями), работа с картой (сопоставление, нахождение нужной информации), презентация, прием "Фишбоун", прием заполнения "Маркировочной таблицы".

Ход урока:
ӏ. Организационный момент.
ӏӏ.Изучение нового материала.


1.    «Беглое» чтение  текста. Тема:   «Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы».     (4-5 мин.)
2.    Прием «Инсерт» - знаковая работа с текстом:
А) после  «беглого»  прочтения текста на полях книги при помощи карандаша отметить места с информацией:  (первичная рефлексия)
С-1
    ʏ                                 +                                            -                                         !
 Я уже знал    Я это узнал сегодня    Не знаю, хочу спросить    Это интересно!
            


3.Учитель:  С-2
Рассуждаем:
А) Докажите, что природа- источник существования человека.
Б)Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
В) Какие природные условия можно считать комфортными для жизни человека?
 
4.Учитель:
Здоровье и самочувствие людей зависит от климатических и погодных условий. В районах с недостатком солнечной радиации у детей развивается рахит, а в районах с преобладанием пасмурной погоды хорошо чувствует себя туберкулезная палочка и развивается туберкулез легких, бронхиты, воспаления легких, с\с заболевания. В районах, имеющих низкие температуры в течение года, развивается у человека болезнь опорно-двигательной системы.

5.Работа со схемой: С-3


                                                    Погода:

Благоприятная             Неблагоприятная                 Особо неблагоприятная
ясно, антициклон          Пасмурно, циклон              Продолжительные осадки,
    (-12, +23 град.)                                                                 морозы, ветер.
невысокая влажность
воздуха.

6.Работа с картами. С-4  
Исследовательская работа:
А) Сравнить карты: «Плотность населения России» (С-4)  и «Климатическая карта России» (атлас с.14)
   Ответить на вопрос: В каких климатических  поясах наибольшая и наименьшая плотность населения?
Б)  Сравнить карты: «Климатическая карта России» (атлас с.14) и «Физическая карта России» (С-5).
 Задание: Выявить климатические районы здоровья.
В) Сравнить полученный результат исследования с данными карты «Степень сбалансированности природных условий» (атлас с.30).
Г) Вывод о проделанной работе.

7. Учитель:
Переходим к изучению второй части темы урока:  «Агроклиматические ресурсы»:
А) найти в тексте учебника (с.73) понятия:
-«агроклиматические ресурсы»,
-«агроклиматология».
Б) какие климатические условия необходимы для жизни растений? (с.73)
В) можете ли вы предположить: в каких районах нашей страны выращивают теплолюбивые культуры, такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес, лен, картофель?
8. Учитель: С-6
(прием «Фишбоун»):
Проблема: «Неблагоприятные климатические явления приносят большой вред с\х. Возможны ли пути решения проблем?»

Учащиеся определяют причины, отрицательно влияющие на хозяйственную деятельность человека и проявления этих причин в природе.

Возможные варианты ответов: причины – засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, морозы, град и гололед, заморозки ( влияние их на с\х).
Вывод: (Или пути решения проблемы). Прогноз погоды, правильная обработка почвы, посадка деревьев и т.д.

 Делают вывод о значении причин, влияющих на хозяйственную деятельность человека и путях решения поставленной  проблемы.

9. Показ презентации: С-7
(«Неблагоприятные климатические явления»).



10. Учитель: Заполним  маркировочную таблицу, внесем в нее новые мысли.
(индивидуальная работа)
    ʏ            +           -           !
 Я уже знал    Я это узнал сегодня    Не знаю, хочу спросить    Это интересно!
            

11. Рефлексия:
 Выразить свою точку зрения на изученный материал (С-8):
-практическое применение полученных на уроке знаний в личной жизни?
Д\з п.11.
Вопрос: Какие неблагоприятные условия в вашей местности связаны с климатом?