Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект урока литературы в 9 классе «Современная детская литература Саратовского края».

Фото пользователя Тамара Александровна Горелова
Submitted by Тамара Александровна Горелова on чт, 01/11/2012 - 23:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Горелова Тамара Александровна
Место работы, должность: 
г.Балаково, МБОУ СОШ №21, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Показать особенности современной детской литературы  Саратовского края, развивать познавательные и исследовательские умения учащихся, формировать умение работать в группе, развивать навыки анализа текста, умения дискутировать, отстаивать свои суждения,  развивать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к родному краю.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.  Писатели Саратова: Библиографический справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985.. 

2. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.

3. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.

Используемая методическая литература: 

1. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.:ВАКО, 2010.

2. Писатели Саратова: Библиографический справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985.. 

3. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.

4. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.

 

Используемые сайты:

1.     http://www.litkarta.ru/russia/saratov/news/poety-saratova/

2.     http://www.saratovmer.ru/city/history/znamenitostsar/

Используемое оборудование: 

ПК, проектор, презентация, буклет, выставка книг Саратовских поэтов и писателей.

Используемые ЦОР: 

1.     http://www.litkarta.ru/russia/saratov/news/poety-saratova/

http://www.saratovmer.ru/city/history/znamenitostsar/

Краткое описание: 
Представленный урок – один из завершающих в 9 классе, соответствует программе под редакцией В.Я.Коровиной. Проводится как семинарское занятие, задания к которому учащиеся получают заранее. Предварительная работа была направлена на оказание помощи ученикам в комплектовании творческих групп, распределении ролей в группе, в выборе темы выступления, поиска источников, редактировании текстов выступлений, создании презентаций и буклетов. Во время урока учащиеся представляют свои творческие работы, участвуют в обсуждении, оценивании работ, а также выполняют задания по анализу текста.

Тема урока: Современная детская литература Саратовского края.

     Цели урока: 

 Показать особенности современной детской литературы  Саратовского края, развивать познавательные и исследовательские умения учащихся, формировать умение работать в группе, развивать навыки анализа текста, умения дискутировать, отстаивать свои суждения,  развивать навыки выразительного чтения, воспитывать любовь к родному краю.

     Тип урока: 

 Урок комплексного применения и совершенствования ЗУН.

     Вид урока:

Урок-семинар.

     Используемое оборудование: 

ПК, проектор, презентация, буклет, выставка книг Саратовских поэтов и писателей.

Представленный урок – один из завершающих в 9 классе, соответствует программе под редакцией В.Я.Коровиной. Проводится как семинарское занятие, задания к которому учащиеся получают заранее. Предварительная работа была направлена на оказание помощи ученикам в комплектовании творческих групп, распределении ролей в группе, в выборе темы выступления, поиска источников, редактировании текстов выступлений, создании презентаций и буклетов.

Во время урока учащиеся представляют свои творческие работы, участвуют в обсуждении, оценивании работ, а также выполняют задания по анализу текста.

Предварительная работа.

В конце 3 четверти учащимся даны темы творческих работ для подготовки к семинару (работы могут быть индивидуальными или коллективными):

1.     Истоки современной литературы Саратовского края.

2.     Сообщение о жизни и творчестве одного из современных саратовских писателей или поэтов.

3.     Отзыв (аннотация, рецензия) на произведение одного из  современных саратовских писателей или поэтов.

Вопросы семинара:

1.     Каковы основные темы  современной детской литературы Саратовского края?

2.     Каких героев показывают саратовские писатели и поэты?

3.     Каково место литературы Саратовского края в современной русской литературе?

Учащимся представлен список литературы для подготовки к семинару:

1.  Писатели Саратова: Библиографический справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1985.. 

2. Энциклопедия Саратовского края. – Саратов: Приволжское кН. изд-во, 2002.

3. Хрестоматия для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям. – Саратов, 2007.

Назначено время для консультаций.

     Ход урока.

1.  Организационный момент.
  Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности. 
  Запись учителем на доске и учащимися в рабочих тетрадях темы  урока. Рекомендации по заполнению листа самооценки, по записям в рабочей тетради (учащимся предлагается записывать имена писателей, их основные произведения, вывод по теме урока).

Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.
 (слайд 1)

 Формулирование вопросов семинара.

(слайд 2)

Формулирование цели семинара: учащимся предстоит показать,  что они знают и как умеют применять умения и навыки, полученные на уроках; расширить свои знания по теме урока; развивать полученные умения и навыки; понять, что им удалось и чего они не умеют и не знают; оценить свои знания.

2.  Актуализация знаний. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.

Лекция учителя с элементами беседы и сообщение учащихся об истоках современной литературы Саратовского края, в частности, детской литературы.

(слайд 3)

Вывод: Современная литература Саратовского края имеет богатые традиции. Литература Саратовского края связана с традициями русской литературы, многие имена принадлежат не только Саратовской земле, а России в целом.

3.  Этап усвоения новых знаний.

(слайд 4)

Сообщения учащихся. Свои сообщения ребята иллюстрируют портретами, изданиями книг, презентациями, буклетами и т.п. После каждого выступления учащиеся задают вопросы выступающему. Если работа коллективная, отвечать на вопросы,  давать пояснения и комментарии можно попросить и других ребят из группы.

4.   Закрепление и обобщение полученных знаний.

Проводится в форме фронтальной беседы.

Вопросы обсуждения: Какие темы поднимают авторы произведений?

Кто герои этих произведений? Чем интересна современная детская литература Саратовских авторов?

Делается вывод о том, что в произведениях современной детской литературы Саратовских авторов ставятся проблемы, актуальные для современного общества, герои – близкие нам по времени, по образу мыслей, по духу. Те вопросы, которые волнуют современную молодёжь, поднимают авторы прочитанных произведений и пытаются дать своё решение этих проблем.  

(слайд 5)  

 

И это проблемы, характерные для всего нашего общества.  Саратовский край богат творческими людьми. Читая их произведения, порой по-новому видишь привычное… 

5.  Учитель предлагает учащимся выполнить творческое задание по типу ГИА по литературе. (Задание раздаётся в распечатанном виде в двух вариантах) 

(слайд 6)  Звучит музыка.(Время выполнения задания – 4 минуты)

(Возможен вариант: учитель даст  творческую работу ученикам  на дом)

6.  Подведение итогов урока .

Учитель собирает творческие работы, листы самооценки и даёт оценку успешности достижения цели урока .

 Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Задача учителя – стимулировать учащихся к высказыванию своего мнения об уроке и о своих достижениях. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку .

7.  Дополнительная активизация.

(слайд 7)

 Слово учителя: современная детская литература – это целый мир, открыть который для себя может каждый, кто возьмёт в руки книгу. (Представление выставки книг, подготовленных к семинару буклетов и других творческих работ)

(слайд 8)

 

Выберите из летописи Саратовской литературы и её настоящего те страницы, которые затрагивают душу. Перелистайте старое, откройте новое. Пусть современная детская литература Саратовского края поможет вам заглянуть в завтрашний день, познать неизведанное, увидеть то, чего вы не замечали ранее.

Приятного вам чтения!


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн