Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Submitted by Татьяна Ивановна Кожевникова on вс, 03/03/2013 - 18:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мартынова Татьяна Геннадьевна
Место работы, должность: 
МКОУ Чулымский лицей, преподаватель
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 

    Цель урока:восприятие, осознание нового материала о генетике, закрепление. 

    Форма урока: урок-презентация.         

 Задачи:

    Обучающие:

  • Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
  • Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.
  •  Охарактеризовать работы австрийского ученого Г. Менделя.
  • Объяснить, что возникновение генетики было вызвано реальными потребностями человеческого общества.
  • Возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости.
  • Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
  • Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы  для понимания биологических закономерностей.
  • Познакомить с логикой научного открытия.
  • Способствовать формированию  ключевых биологических компетентностей.

 

        Развивающие:

  • Развивать  личностно-смысловое  отношение  к генетике.
  • Развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности  в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.                                                                                                                                          
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
  • Вырабатывать навыки самооценки.

       Воспитательные:

  • Воспитывать  убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.
  • Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля   и самоконтроля.
  • Воспитывать  коммуникативные способности  у старшеклассников.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

    Урок по этой теме является первым в разделе «Наследственность и изменчивость» согласно программе Н.И. Сонина   и  ориентирован  на  учебник В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой,  Е.Т. Захаровой  (базовый уровень -1 час в неделю).

Используемая методическая литература: 

Опорная схема-конспект «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

 

                      Список использованной литературы:

  1. Спирина Е.В.   Подготовка к  ЕГЭ по биологии. Трудные вопросы цитологии и генетики. УИПК ПРО  г. Ульяновск  2009 год – 82 с.
  2. Зверева И.В. Почему мы не похожи друг на друга? Учебное пособие для факультатива. Волгоград: «Корифей», 2005. – 80 с.
  3. Киселёва З.С. и Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся  10 класса. М., «Просвещение», 1977 год – 176  с.
  4. Лобашев. М.Е. Генетика. - Л.: Университет.1967.- 750с

      5.  Петров Д.Ф. Генетика с основами селекции. – М.: Высш. шк.- 1976.

           - 416 с.

     6.  Петрова Е.В. Основы классической генетики. Саратов: ИЦ «Добродея»,                          1997. – 80 с.

Используемое оборудование: 

 

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку. 

Краткое описание: 
Методы: Словесные: беседа, рассказ; Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО; Практические: решение задач.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

                                                        Ход урока:

1.Организационный момент:приветствие  и настрой учащихся.

 Звучит музыка, на её  фоне зачитывается притча.

    Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты обладающий знаниями во много раз большими,  чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которыми кажутся очевидными и ясными. Почему?». Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…

Что ответил философ?

    «Площадь большого круга – это познание мною, а площадь малого  круга – познание вами. Как видите, знаний у меня действительно больше чем у вас. Но всё вне этих кругов – это непознанное ни мною, ни вами.  Согласитесь, что длина большой окружности больше длины  малой, а, следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений».

    Так что, чем глубже изучаем мы предмет,  тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов. На сегодняшнем уроке мы постараемся снять часть из них.

2. Постановка темы, учебной цели и мотивация.

Слайд 1.Тема нашего урока: генетика – наука о ….  Ребята,  продолжите,   о чём это наука? (учащиеся  говорят).

Слайд 2.Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова  же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят задачи  урока:

1.  Сформировать  знания о генетике как  науке, о наследственности и изменчивости организмов.

2. Познакомиться с  историей, основными методами и задачами генетики.

3.  Раскрыть сущность гибридологического метода.

4.  Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.

5. Воспитывать информационную культуру.

– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)

(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор)

Слайд 3. Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания). Я буду рада, если кто-то из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.

Слайд 4.Учитель предлагает план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.

  1. Краткая история развития генетики.
  2. Из биографии  Грегора  Менделя.
  3. Роль других наук в возникновении генетики.
  4. Работы  Г. Менделя
  5. Методы генетики.
  6. Сущность гибридологического метода.
  7. Модель генетики как науки, её разделы.
  8. Сравнение классических и современных идей о природе гена.
  9. Значение генетики.

3. Изучение нового материала.    

Слайд 5.  Ставится проблемный вопрос:  Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей?  (выслушиваются мнения ребят об изменчивости).

Слайд 6. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что объединяет эти рисунки? (Правильно, потомство похоже на родительские особи.)

    На протяжении всей истории своего существования человечество всегда интересовал вопрос о причинах сходства детей и родителей.

Почему подобное рождает подобное?

    «Как он похож на своего отца!» – восклицают родственники, придя на день рождения и глядя на выросшего юношу. В голубых глазах родителей светится гордость за подрастающее поколение, а виновник торжества, невинно моргая такими же голубыми глазами, незаметно съедает приготовленные для гостей конфеты.

    Мы наследуем от своих родителей не только цвет глаз и волос, форму носа и группу крови. Мы наследуем черты темперамента и особенности движений, склонность к изучению языков и способность к математике. Мы рождаемся на свет, имея свой уникальный наследственный материал, ту программу, на основе которой под влиянием факторов внешней среды, мы станем такими, какие мы есть – неповторимые и в то же время похожие на предыдущие поколения.

    Наследственность и изменчивость – два свойства живых организмов, неразрывно связанные друг с другом как две стороны одной медали.

– Какая наука занимается изучением этих свойств?(Генетика).

Слайды 7 - 8. Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.

  1. Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?

А) В. Мишер

Б) А. Уотсон

В) Г.Мендель

 

  1. Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?

А) Цитология

Б) Генетика

В) Дарвинизм

 

  1. Что такое генетика?

 

А)Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?
Б) Наука, изучающая строение клетки.
В) Наука о жизни.

 

  1.  Что такое ген?

А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.

Б)Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом

В) Совокупность внешних и внутренних признаков.

 

     5.  Что такое гибрид?

А) Родительская особь.

Б) F1.

В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.

 

Слайд 9. Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).

1- В                     4-Б

2-Б                      5-В

3-А

Критерии оценок:

Без ошибок- 5

   1 ошибка - 4

   2 ошибки - 3

   3 и более  - 2

Слайд 10. А какова же история классической генетики?  Давайте  её рассмотрим (сообщения учащихся). (на слайде портреты  учёных).

Иозеф  Готлиб  Кельрейтер(1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не  обратил  внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.

Французский исследователь Сарже (1763-1851)-  первый ввёл представление о контрастных,  или  альтернативных  (взаимоисключающих) признаках и построил  ряды  контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.

Грегор  Мендель- чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате  восьмилетних  исследований на различных сортах гороха.

1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях

Г.  Де Фриз в Голландии,  К. Корренс  в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от    друга  «переоткрыли законы наследования признаков, установленные  Грегори  Менделем.

- Как вы думаете,  каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и  найдите ответ.

  • Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)
  • Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.
  • Удачный выбор объекта.

 

Слайд 11.  Ребята, а почему именно горох  посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)

  • -имеет короткий жизненный цикл;
  • -большое количество потомков;
  • -особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;
  • -наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);
  • - возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.

Слайд 12. О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.

                            А.Кушнер

 Вот кто поработал во славу науки - горох!

  Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,

  Вот кто для генетики мок под дождями и сох

  Под ветром, кого увлекала и грела идея!

  И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,

  Стараясь для Грегора признак явить доминантный.

  Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз

  В наследственность верил и гибко считал варианты.

  И ежели друга найти в поколенье другом

  Не смог, не печалься, быть может, найдешь его

  Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,

  Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.

 

Слайд 13. На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Слайд 14. А логика любого научного открытия такова  (на слайде схема).

Идея             Факты и явления        Гипотезы         Законы                Теории

Слайд 15. – В чём же заключается вклад Менделя?

  1. Показал, что наследуются не признаки, а  факторы (задатки).
  2. Показал, что наследственность не  слитная, а дискретная.
  3. Вывел первые законы.
  4. Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).
  5. Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.
  6. Ввёл новый  методический  подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал  правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.

Слайд 16. Любая наука имеет свои методы исследования (схема на слайде с классификацией методов).

    Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).

    Учитель даёт пояснение каждому методу.

Слайд 17. – В чём  же сущность гибридологического метода?  (на

странице 139 учебника найдите характеристику этого метода и его этапы)

Гибридологический метод -это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:

  1. Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.
  2. Изучение отдельных альтернативных признаков.
  3. Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.
  4.  Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.

Слайд 18.  Современная генетика - наука комплексная и имеет следующие разделы:

  • Биохимическая;
  • Физиологическая;
  • Экологическая;
  • Эволюционная;
  • Генетика микроорганизмов;
  • Популяционная генетика;
  • Молекулярная генетика и др.

 

Слайд 19. Итак,  генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.

Слайд 20.   Сегодня на уроке  мы с вами  повторили  очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.

Слайд 21.Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)

Сравните  классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.

Классические идеи о природе гена.

Ген в свете молекулярной генетики

  1. Ген - морфологический объект, участок хромосомы.
  2. Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации.
  3. Ген -  неделимая единица.
  4. Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.
  5. Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.
  1. Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК.
  2. Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы.
  3. Ген делим, обладает сложной структурой.
  4. Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.
  5. Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.
  6. Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах  (у прокариотов).

 

Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие  признака или функции.

А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо  соотнести определения с терминами.

Внимательно прочтите определения  и вставьте номера правильных терминов в таблицу:

  1. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –
  2. Совокупность всех генов  организма –
  3. Совокупность всех признаков организма –
  4. Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –
  5. Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –
  6. Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –
  7. Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –
  8. Наследственный фактор –
  9. Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –
  10.  Основоположник генетики –

Термины:

  1. Ген
  2. Генетика
  3. Гомозигота
  4. Гетерозигота
  5. Доминирование
  6. Фенотип
  7. Генотип
  8. Рецессивный ген
  9. Аллели
  10.  Г. Мендель

Слайд 22.Высвечиваются ответы и критерии оценки (взаимопроверка).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

7

6

5

8

3

4

1

9

10

 

Слайд 23. Проблемный вопрос учащимся

    Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое  количество опытов погибридизации растений и животных?

Слайд 24.  Ребята, ХХ век считается веком генетики. А ХХIвекознаменовал свой приход многими достижениями в различных областях науки и техники, культуры и искусства. Но самым ярким событием наступившего века стало успешное завершение международной программы “Геном человека”, позволившей заглянуть в святая святых организма человека – в его наследственный материал. Расшифрованы и описаны подробно многие хромосомы человека, выяснено положение отдельных генов. Все это раскрывает дополнительные возможности перед наукой по влиянию непосредственно на генный набор организма, по улучшению генофонда человечества. То, о чем писатели-фантасты могли только мечтать – свершается на наших глазах. Можно менять наследственную природу организмов, придавать продуктам питания новые свойства, получать безопасные лекарства, пересаживать органы и ткани, клонировать организмы, повышать урожайность сельскохозяйственных культур…И все это благодаря открытию, которое было сделано никому в то время неизвестным монахом из маленького города Брюнна, Грегором Менделем.

    А генетика – продолжает развиваться, невозможно остановить прогресс. В нашей стране чуть медленнее, за границей – гораздо быстрее, но научный процесс идет. Нобелевские премии получают ученые за свой вклад в генетическую науку, все новые и новые открытия будоражат умы ученых. И нам с вами можно гордиться тем, что значительный вклад в этот процесс сделали наши соотечественники, по-настоящему талантливые ученые.

Слайд 25.  Формулируется домашнее задание.

  1. Проработать параграф 3.10
  2. Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.
  3. Подготовить сообщения:

- Значение генетики для медицины.

-Значение генетики для сельского хозяйства.

- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.

Слайд 26. Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.

  1. Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?
  2. Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
  3. Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?
  4. По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?
  5. Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?

Слайд 27.Подводятся итоги  урока,  и зачитывается стихотворение.

              Как вы понимаете смысл этих строчек?

Слайд 28.  Уходя с урока,  учащиеся размещают свои рожицы на витках спирали ДНК, чем выше, тем  выше их уровень знаний, полученных на уроке.

 

               

Прикрепленный файлSize
Генетика как наука. Конкурс..ppt4.92 MB