Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сказка. Виды сказок

Submitted by Татьяна Михайловна Бабаян on чт, 07/03/2013 - 07:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бабаян Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы, МАОУСОШ №155
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель  урока:Сказка как жанр  устного народного творчества. Научить распознавать различные виды сказок.

Задачи:

Образовательная:  дать определение сказки; рассмотреть особенности русских народных сказок;

Развивающая: вовлечение учащихся в творческий процесс на уроке;

развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

Воспитывающая:  воспитание любви к литературе, сказке как жанру устного народного творчества.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение,2012

Используемая методическая литература: 

Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной "Литература: 5 класс"/ О.А. Еремина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство "Экзамен".

Используемое оборудование: 

интерактивный комплекс:

интерактивная доска ActivBoard, мультимедийный проектор, ПК, специализированное ПО Activ Inspire, презентация и флипчарт

Краткое описание: 
Урок в 5 классе по литературе.

5 класс. Сказка. Виды сказок.

Цель  урока:  Сказка как жанр устного народного творчества. Научить распознавать различные виды сказок.

Задачи:

Образовательная:  дать определение сказки; рассмотреть особенности русских народных сказок;

Развивающая: вовлечение учащихся в творческий процесс на уроке;

развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

Воспитывающая:  воспитание любви к литературе, сказке как жанру устного народного творчества.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

(слайд 1)

 

 

1. Организационный момент. (учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.)

 

2.1. Проверка домашнего задания.

  1. Вспомните, что называется Фольклором?
  2. Назовите отличительные черты произведений устного народного творчества.
  3. Кем и когда был введен в литературоведение этот термин?

2.2. Определите по фрагментам жанр произведений. (учащиеся определяют жанр произведений)

 

1. Загадка (слайд 2)

 

 

А теперь выполните задание : найдите к загадкам рисунки - отгадки.

(ученик у доски соотносит текст загадки и рисунки-отгадки)

 

2. Скороговорка (слайд 3)

 

 

3. Пословицы, поговорки (1,4) (слайд 4)

 

 

Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения.

(ученик у доски выполняет задание)

 

4. Песня (слайд 5)

 

 

5. Частушка (слайд 6)

 

 

6 Потешка (слайд 7)

 

 

Какие еще малые жанры фольклора вам известны?

 

 7. Сказка (слайд 8)

 

 

Как вы определили, что это фрагмент из сказки? Что вам помогло? (систематизирую ответы учеников) 

 

3. Объяснение нового материала

 

Определите тему нашего урока. (слайд 9) (учащиеся называют тему урока и записывают в тетради)

 

 

3. 1. Какие сказки вы уже знаете?  Отгадайте, о каких русских народных сказках идет речь в стихотворении Александра Александровича Шибаева? (слайд 10)

 

 

(читаю стихотворение А.А. Шибаева, увеличивая каждую картинку, дети записывают название сказок в тетради)

 

 

Сказки просят:

 - А сейчас

 вы, друзья,

 узнайте нас!

А дорога – далека,

 а корзина – нелегка.

 Сесть бы на пенек,

 съесть бы пирожок!

Ах, ты Петя-простота,

 сплоховал немножко:

 не послушался Кота,

 выглянул в окошко.

Нет ни речки, ни пруда –

 где воды напиться?

 Очень вкусная вода

 в ямке от копытца!

Колотил да колотил

 по тарелке носом –

 ничего не проглотил

 и остался с носом.

Не лежалось на окошке,

 покатился по дорожке.

Отворили дверь козлята

 и пропали все куда-то!

По тропе, шагая бодро,

 сами воду тащат ведра!

Мышка дом себе нашла.

 Мышка добрая была:

 в доме том, в конце концов,

 стало множество жильцов!  

 

 (после чтения стихотворения, ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга правильность ответов)

 

Физкультминутка.   (учитель читает стихотворение, дети выполняют упражнение, повторяя за учителем) 

 

Наши ручки.


Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

 

3. 2. Как вы думаете, почему сказки так популярны? Почему они привлекают столько внимания? Почему их любят читать не только дети, но и взрослые?

(цель урока + ответы учеников)

На этом уроке мы с вами попробуем расшифровать  тайну сказки, раскроем   ее  глубину, чтобы  стал ясен подлинный духовный смысл.

 

3. 3. Если вспомнить пословицы и поговорки о сказке, мы сможем узнать о характерных особенностях этого жанра. Ребята, а вы знаете такие пословицы? (слайд 11) (ранее дома ребята находят и выписывают пословицы и поговорки, афоризмы о сказке)

 

 

Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок? (обсуждение с учащимися смысла пословиц и поговорок)

 

Ученики выделяют ключевые слова в пословицах, записанных  в  тетрадях и на доске.

 

 

 

О чем это все говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Цари и царевны, Баба - Яга и Змей Горыныч – они живут в своем особом сказочном мире. И мы точно понимаем, что реальный человек в этом мире оказаться не может. Но в сказке есть не только вымысел, но и своя правда. Не зря А.С.Пушкин сказал... (слайд 12)

 

 

 

Но не только Пушкин отмечал уникальность этого жанра. Для Н.А Некрасова сказка - "память нашего давно минувшего….." (слайд 12)…

 

Какие слова самые важные в этих высказываниях? 

Ученики выделяют ключевые слова в высказываниях и записывают их в тетради.

(сказка-урок; они память нашего давно минувшего, они хранилище мудрости)

 

 

 

Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

4. Так что же такое сказка? Давайте запишем родственные слова.

(Один ученик на доске записывает родственные слова и выделяет корни слова. (другие в тетради)

 

В основе этого термина во многих языках лежит слово «сказывать», «говорить». В русском языке до 17в. сказку  называли «байка»,  «побасенка». В белорусском и украинском языке – «казка», по – польски «побасенка». Следовательно, сказка - это история, которую сказывали, рассказывали.

(подводим с учащимися итог вышесказанному. Определение скрыто "шторкой")

 

Итак, в какой форме существовала сказка? (устной)

Для чего создавались сказки? Почему их было «сладко слушать»? (увлечь, научить слушателей чему-нибудь)

Раз сказка - ложь, то о каких событиях шла речь? (вымышленных)

(учашиеся пытаются сформулировать оределение, отвечая на воросы. Учитель постепенно открывает его, одновременно  комментируя ответы)

 

 

Сказка – это произведение устного народного творчества, в котором в занимательной форме рассказывается о вымышленных, нереальных, придуманных событиях. (слайд 14)

 

 

 

Сказка - это история, рассказанная по определенным правилам. Они соблюдаются при рассказывании всех сказок. Поэтому мы их можем назвать жанровыми особенностями. А жанр-это своеобразная «визитная карточка», по которой встречают любое произведение. По ней мы легко можем определить, что за произведение перед нами. Такие жанровые особенности характерны любому произведению, даже произведению искусства.

5. По каким же правилам строится сказка? В чем особенность этого жанра?

Главной особенностью сказки является ее занимательный сюжет.

 

6. В зависимости от сюжета и действующих лиц сказки подразделяются на несколько групп, у каждой из которых есть свои особенности. (слайд 15)

Определите название сказок, героев этих произведений.

(по ходу ответов учитель "достает из сундука" название сказок  и список персонажей, используя прием "волшебного сундучка". После делаем выводы о каждом из видов сказок, учащиеся  делают записи в тетрадях)

 

 

 

Сказки о животных. Сюжет таких сказок обычно очень прост (сюжет – это развитие действий, то, как разворачиваются события в сказке). В этой сказке обычно один эпизод. Часто это эпизод встречи зверей друг с другом. Между героями происходит диалог. Неправдоподобие этого разговора является самой важной частью этих сказок. Диалог - самый простой способ наделить зверей человеческими качествами.

Давайте проверим, насколько вы разбираетесь в подобных сказках. Определите характерную черту животного - персонажа сказки.

(один ученик у доски выполняет задание. Необходимо соотнести название животного и его характерную черту)

 

 

Бытовые сказки.  Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. В их основе часто лежит острый непримиримый конфликт между богатыми и бедными, между трусливыми, жадными, глупыми и сметливыми, сообразительными. Героем сказки может быть солдат, а в противоположность ему поп или злой и  жадный  дед, а может быть помещик. Удивительное в этой сказке то, что обычная ситуация разрешается смешным способом. И глупый, жадный герой обязательно останется ни с чем.

 

Волшебные сказки. 

Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

(ученик работает у доски)

 

(1.Зло воплощают в этих сказках чаще всего Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба - Яга.

2. Героям помогают ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

3. Часто встречается число три: три брата, три ночи; и события повторяются троекратно.

4. Герои в этих сказках отправляются на поиски невесты или диковинных предметов.

5. На долю героев выпадают тяжелые испытания и невероятные приключения.

6. События происходят в тридевятом царстве, в тридевятом государстве.)

Комментарий ответов учителем: чудесному сюжету сопутствуют невероятные герои, которые попадают в нереальные ситуации и обязательно выходят победителями. В этих сказках действуют цари и царевичи, короли и королевичи. А если это крестьянский сын, то он обладает совершенными способностями. Место действия и время в этой сказке чудесно. Герой сталкивается с невероятным количеством препятствий, чтобы достичь своей цели. Он отправляется в путь, в котором ему помогают волшебные помощники.  Но в итоге герой обязательно справляется со всеми трудностями и получает награду.  В волшебной сказке и особое построение текста. Вначале может быть присказка, зачин, а финальные слова – концовка, развязка.

Главной особенностью волшебной сказки является ее язык. Давайте выполним задание и выясним, насколько хорошо вы знаете волшебные сказки.

 

Выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

 

(ученик работает у доски)

 

В случае, если возникают сложности в работе с интернетом, можно выполнить следующее задание (слайд 15 - 16)

Вставьте пропущенные слова в предложния. (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях записывают пропущенные слова. Потом проверяем работу)

 

 

 

4. Подведение итогов урока. (обобщение материала. )

Так складывается особый сказочный мир, населенный особыми сказочными героями, в реальность которого мы не верим, но слушаем с невероятным удовольствием.

Каково же значение сказки в жизни каждого из нас?

Достигли ли цели и задач урока?

Ученики отвечают на поставленные вопросы (фронтальная беседа)

5. Домашнее задание.

(слайд 17)

1. Найти определение "сказка" в различных источниках (энциклопедиях,справочниках)

2. Прочитать сказку "Царевна - лягушка".

3. Составить план сказки.

4. Ответить на вопросы после произведения, нарисовать иллюстрацию к сказке. 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Сказка. Виды сказок


Урок Татьяны Михайловны отличается четкостью, логичностью, ориентированностью на последовательное  решение образовательных, развивающих и воспитывающих задач.  Несомненным достоинством урока является содержательная сторона изучаемой темы. Учитель не просто сообщает тему урока, он создает ситуацию успеха, в которой учащиеся самостоятельно формулируют тему, тем самым развивая наблюдательность и критичность мышления. Соблюдая принципы наглядности и доступности, педагог грамотно выстраивает систему изучения и закрепления нового материала. Совершенно очевидно, что педагог владеет интерактивными технологиями, что способствует формированию соответствующих компетенций школьников. Кроме этого, учитель уделяет внимание и русскому языку, помня о том, что 5-7 классы являются сензитивным периодом для изучения орфографии. Несомненным достоинством работы является применение эмпирических методов исследования: анализ, сравнение, обобщение, что может стать основой для работы над учебным исследованием. В целом, данный урок будет интересным многим педагогам как по содержанию, так и по характеру его применения. Желаю Татьяне Михайловне успехов!!!




Фото пользователя Людмила Семеновна Шевченко

На: Сказка. Виды сказок


 

Урок Татьяны Михайловна замечательный, дан на высокой уровне. Очень насыщенный и содержательный. Этапы урока продуманы, структурированы и  взаимосвязаны.

 Обучающую, развивающую и воспитательные цели, поставленные на этом уроке, учитель выполнил. Понравились методические приемы, используемые на уроке. Дети, уходя, были довольны своей работой и уроком. Во всем чувствуется мастерство педагога, её опыт и творческий подход. Стиль ведения урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества. На уроке не было ни одного ученика, который бы не проявил себя. Все ответы учеников формулировались непосредственно на уроке, не было и тени заучивания. Порой поражали высказывания ребят, глубина их суждений. На уроке учитель использовала интерактивную доску, презентацию, которая была грамотно сделана, интересные задания, которые побуждали к активному мыслительному процессу.

Урок прошёл интересно, динамично, как говорится, «на одном дыхании». У Татьяны Михайловны есть чему поучиться. Желаю дальнейшего творческого и профессионального совершенствования!