Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Посуда в твоем доме"

Submitted by Ольга Николаевна Кондратьева on пн, 01/04/2013 - 08:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кондратьева Ольга Николаевна
Место работы, должность: 
МАОУ гимназия №12 г.Тамбов учитель ИЗО, воспитатель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 

Познакомить с художественным разнообразием и техникой гжельского промысла.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Программа Изобразительное искусство и художественный труд под рук.Б.М.Неменского. Издательство "Просвещение". Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс. Автор Н.А.Горяева.

Используемая методическая литература: 

Клиентов А.Е. Народные промыслы.: - Белый город, 2004

Искусство-детям. Гжель.- М.: Мозаика-Синтез, 2007

Свиридова О.В. Изобразительное искусство.- Волгоград издательство "Учитель" 2006

Используемое оборудование: 
  • таблицы гжельских орнаментов
  • модели посуды
  • таблица-иллюстрация с изображением гжельской посуды
  • кисти, гуашь, бумага формата А4
Краткое описание: 
На уроке дети знакомятся с Гжельским промыслом,учатся работать в микрогруппах.

Урок изобразительного искусства в 3 классе.

Тема урока: "Посуда в твоем доме"

Цель: знакомство с русским промыслом, фромирование навыков работы в микрогруппах.

Задачи урока. 

Личностные:

-Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся.

- Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные:

-Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

-Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

- Формирование коммуникативных компетенций – освоение диалоговой формы общения.

-Формирование регулятивных компетенций  –  умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Предметные:

Сравнивать форму и  украшение посуды с её назначением: праздничная или повседневная.

Осознавать  нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в предметах посуды.

-Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Ход урока.

Эпиграф к уроку.

«Создание каждой вещи – это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Б.М.Неменский.

1.Организационный этап   (1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку:

- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик,  вода, синяя краска, 2 кисти).

2. Этап мотивации и актуализации знаний.

    Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме».

Русский художник Б.М. Неменский говорил:

«Создание каждой вещи – это большая работа.

Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,

как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».

Посмотрите на предметы зрительного ряда.

- Кто догадался, о чем пойдет речь?

3. Постановка учебной задачи. (3мин.)

 - Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?

Сообщение темы и цели урока.

   У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».

4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)

Приём  “Зигзаг”
 Обучающие делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается пользуясь учебником и дополнительной справочной литературой, подготовить краткие сообщения о промысле Гжель используя приём «Зигзаг» (Для изучения и систематизации большого по объему материала группе предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек).
1 группа – место возникновения промысла
 2 группа – предметы посуды
3 группа - изображения

-Это керамическая посуда.

Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.

Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.

-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды?   (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).

- А кто из вас знает, как называется набор посуды?

Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?

-  Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.

- Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные).

- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.Мастер Постройки помогает создать форму.Мастер украшения придумывает узор (демонстрируется чайник в форме арбуза).  

  Стих.

Ах, ребята, верь - не верь,

Есть в России город Гжель.

Привезла я вам оттуда…

Посмотрите, вот так чудо!

В белом небе, словно птицы,

Всем на загляденье

Голубых цветов поляна –

Дивных рук творенье.

Здесь и кружки, и кувшины,

Как весной капель,

С красотою несравненной

Чудо – наша Гжель.

Рассмотрим  гжельскую посуду.

Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.

- Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из  которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом – это синий цвет и его оттенки.      

  -  Рассмотрим технику гжельской  росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает  эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.         

-Что является  излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели?  (цветы, травы, птицы).

Цветы можно изобразить, используя оттенки синего  цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)

Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).

Элементы гжельской росписи – «бордюры».

- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?

(демонстрируются приемы)

4.Первичное закрепление материала.

- Гжельская посуда будничная или праздничная?

-Назовите предметы чайного сервиза

Динамическая пауза.

5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).

- Изобразить и украсить

 по мотивам гжельской росписи праздничную  посуду для чая.

  а) Перед учениками право выбора:

Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.

  в) Индивидуальная работа с учениками.

-Контроль правильности выполнения рисунка.

-Контроль организации рабочего места.

- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.

Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У самовара»  

 6. Рефлексия деятельности.(3мин)

   А)  Выставка работ учащихся.Приём “Рюкзак”
 Демонстрация коллективных работ обучающихся. Дети выступают с краткими сообщениями по своей теме: «Я разобрался в теме Гжельский промысел»
И как итог: « Я запомнил, чем он отличаются  от других».
    Б) Рефлексия.

-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?

-Как называют полный набор посуды?

- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную  посуду.  

 - Как называются элементы гжельской росписи?

Закончите фразу:

 -Я знаю…

-Я понимаю….

-Для меня было открытием…

 -Мне понравилось…

В) Заключительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших  Братьев Мастеров  не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.

Выставление оценок.

  Домашнее задание по выбору. 1. Рассмотреть дома посуду.                                    2.Придумать форму вазы для цветов.


»  Размещено в сообществах: