Вы не зарегистрированы

Авторизация



Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"

Submitted by Ольга Васильевна Васильева on Wed, 03/04/2013 - 17:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева О.В.
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №30
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Познакомить учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
2
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник «Музыка» для 2 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.

 

 

Используемая методическая литература: 

Смирнова Э.Русская музыкальная литература под ред Поповой Т.В. - М.: изд-во "Музыка", 1974.

Музыка и живопись для детей. СD-ROM.- М., 2002.

Васина-ГроссманВ. Книга о музыке и великих музыкантах. М., 1999.

Используемое оборудование: 

Фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор

Краткое описание: 
Урок посвящен знакомству с фортепианным циклом "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского. Дети должны понять, что каждый творец по своему отражает увиденное, вносит свой элемент творчества и выдумки, как это сделал великий русский композитор М.П.Мусоргский, посетивший выставку рисунков своего друга-художника В.Гартмана.

 

Музыкальное впечатление. «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского

Цель урока:

познакомить учащихся с пьесами «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Задачи:

Обучающие: в процессе проведения блиц-опроса выявить степень усвоения материала по пройденным темам, дать определение термина «сюита», обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.

Развивающие: умение слышать различное настроение в музыке и эмоционально на него откликаться.

 Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю  посетить картинную галерею. Но для того, чтобы туда попасть, вам нужно найти ключ. Готовы? Тогда в путь.

(Класс делится на несколько групп – обычно по рядам, т.е. на 3 группы.  По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ – капитан группы шаг вперед) (Прием «Шаг за шагом»)

Блиц-опрос:

1.      Что такое «программное произведение»?

2.      Что такое миниатюра?

3.      Вступление бывает в начале или в конце произведения?

4.      Что такое «темп»?

5.      Как называется ансамбль, состоящий из трех исполнителей?

6.      Как называется спокойная монотонная песня с частыми повторами?

7.      Как называется большое количество людей, поющих вместе?

8.      Как называется  «музыкальная реплика», которая применяется для характеристики  героя и которая неоднократно появляется в произведении?

9.      Кто такой солист?

У. Молодцы.  До заветного ключа нам осталось пройти совсем немного. Задание для всего класса.

Игра «Картинки-ассоциации»  (Прием «Ассоциативный ряд»)

На карточках изображены сказочные персонажи, предметы, люди, животные и т.п. Учитель показывает картинки, а дети должны вспомнить песню, где встречается это слово или предмет и спеть хотя бы один куплет.

- Молодцы! Преодолев все препятствия, вы получаете заветный ключ!

Посмотрите на эти рисунки, все они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете - что? (Прием «Послушать-сговориться – обсудить») (Эти рисунки одного художника и все находятся на одной выставке)

- Правильно. И еще одна общая черта: на каждую из этих картинок М.П.Мусоргский сочинил пьесу. Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». В музыке такое явление носит название СЮИТА – последовательность самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений его друга, художника Виктора Гартмана, внезапно умершего. Через год после его смерти была организована выставка талантливого художника. Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского и работа закипела. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Давайте поближе познакомимся с этим циклом и попытаемся доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, а предложил свое видение, создал свои «картинки», порой совершенно непохожие на рисунки Гартмана. Всего музыкальных картинок девять. Они контрастируют между собой и по содержанию и по  выразительным средствам. Вместе с тем они связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

Сегодня мы остановимся на трех из них.

«Балет невылупившихся птенцов»

- В.Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»)

- Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений) ( Прием «Шаг за шагом») 

«Избушка на курьих ножках»

- Правильно. Теперь посмотрите на эту картинку. Что вы видите? (Красивый, яркий, сказочный,игрушечный пряничный  домик)

-Молодцы! Действительно, замечательная, аппетитная избушка. Но Мусоргский  изобразил хозяйку этого домика. И у него получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок В.Гартмана. Предлагаю вам послушать и назвать хозяйку этой избушки. (Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»)

- Догадались как зовут хозяйку?

- Почему вы так решили? Что в музыке подсказало вам ответ? (Ответы детей: Вот она свистнула, выскочила из избушки  и понеслась в своей ступе, погоняя помелом; и т.п.)

- Скажите, а эта пьеса и рисунок похожи?

-Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

Предлагаю еще раз внимательно посмотреть на рисунок и предложить свою версию.  (Ученики разбиваются на подгруппы по 5-6-человек и придумывают свои мини-сказки. Можно это задание  предложить в качестве домашнего, если не хватит времени урока) (Прием «Изобретательские задачи»)

«Богатырские ворота»

- Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В.Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

- Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

(Ответы детей: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил).

- «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

- Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

- Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

- Как вы думаете, все ли мы сделали на уроке? Чего–то не хватает? Чем можно закончить урок? Песней. Исполняется песня  «Спор Маши и Вити»

 

Заключение.

 - Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его  выбранному им однокласснику) К примеру:

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В.Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

 

Рефлексия. 

 (Прием «Два смайлика» по аналогии «Шесть шляп»)

Довольны ли вы своими ответами? Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным)

Домашнее задание.Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. (Изобретательские задачи)


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Владимировна Гончарова

На: Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"


Здравствуйте, Ольга Васильевна! Вы - самая смелая из группы! Ваш урок веселый и легкий для восприятия!smiley

Людмила Владимировна Гончарова




Фото пользователя Эмма Ивановна Павликова

На: Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"


Ольга Васильевна - первооткрыватель Вы наш!  Вот, что значит староста группы - образец для подражания! Браво!

__

С уважением Эмма Ивановна Павликова

Комментарий был изменен с момента создания (Павликова Эмма, Wed, 03/04/2013 - 23:12).



На: Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"


Эмма Ивановна! Рада, что почти вся группа сдала зачет, но вот 8 человек так и не вышли на связь - обидно, но что они надеятся? Спасибо за добрые слова. С уважением О.В.Васильева




На: Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"


Людмила Владимировна! Спасибо за такой комментарий, приятно, но не стоит так расхваливать, а то испорчусь (смеюсь)laugh С уважением О.В.Васильева




На: Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"


Здравствуйте, Ольга Васильевна! Молодец! Большое спасибо за помощь и за стимул.

------------

С уважением,Галкина Надежда Николаевна.

Комментарий был изменен с момента создания (galkinanadejda@yandex.ru, вс, 07/04/2013 - 13:19).



На: Музыкальное впечатление. "Картинки с выставки"


Надежда Николаена! Я очень рада, что хоть чем-то смогла помочь. Спасибо за добрые слова. С уважением О.В.Ваильева