Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химические свойства металлов

Submitted by Ольга Николаевна Чижикова on чт, 30/05/2013 - 00:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерёмина Светлана Александровна
Место работы, должность: 
Землянский филиал МБОУ "Инжавинская СОШ", учитель химии.
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

 

  сформировать понятие об общих химических свойствах металлов и их восстановительных способностях;

  подвести учащихся к осознанию значения металлов в жизни человека. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. О.С. Габриелян. Химия 9 класс.

2.О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия 9 класс. Рабочая тетрадь

Используемая методическая литература: 

1. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия 9 класс. Настольная книга учителя

2. М.Ю. Горковенко Поурочные разработки по химии.

3. Серия "Современная школа". Мастер - класс учителя химии 8-9 классы.

4.Серия "Современная школа". Уроки химии. Металлы 9 класс

Используемое оборудование: 

 

  экран, проектор, компьютер;

  оборудование для демонстрационного эксперимента;

  оборудования для лабораторных опытов;

  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

  Таблицы «Виды химической связи», «Получение металлов», «Химические свойства металлов».

  Коллекция металлов и сплавов

Используемые ЦОР: 

 

1. http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

2.http://fcior.edu.ru/card/5885/testy-po-teme-obshaya-harakteristika-metallov.html

3.http://fcior.edu.ru/card/1880/testy-po-teme-himicheskie-svoystva-metallov.html

Краткое описание: 
Урок изучения и первичного закрепления знаний для учащихся 9 класса с использованием ЦОР.

 

Урок  химии по теме

«Химические свойства металлов»

Учитель: Ерёмина Светлана Александровна

 

Цели урока:

 

1.  сформировать понятие об общих химических свойствах металлов и их восстановительных способностях;

2.  подвести учащихся к осознанию значения металлов в жизни человека.

 

Задачи:

 

Образовательные:

       

1.  Создать условия для получения учащимися знаний о положении металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе.

2.  сформировать понятие об общих химических свойствах металлов;

3.  научить использовать приобретённые знания для объяснения явлений окружающей среды;

Развивающие:

1.  совершенствовать умения записывать уравнения химических реакций; применять знания и практические умения, работая по инструкции, с соблюдением правил Техники безопасности;

2.  развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

1.  воспитывать экологическую культуру, ответственное отношение к собственному здоровью, формировать мировоззренческое понятие о познаваемости природы;

2.  воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Тип урока:

  изучение нового материала.

Методы и приёмы:

1.  приемы активизации познавательной деятельности учащихся;

2.  групповая деятельность;

3.  ИКТ;

 

Оборудование:

1.  экран, проектор, компьютер;

2.  оборудование для демонстрационного эксперимента;

3.  оборудования для лабораторных опытов;

4.  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

5.  Таблицы «Виды химической связи», «Получение металлов», «Химические свойства металлов».

6.  Коллекция металлов и сплавов

Реактивы:

1.  магний (в порошке), железный гвоздь, медная проволока, цинк, алюминий

2.  алюминиевые и железные бигуди;

3.  растворы: соляной кислоты,  сульфата меди (II), хлорид железа, фенолфталеина;

4.  вода.

Используемые ЦОР:

1. http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

2.http://fcior.edu.ru/card/5885/testy-po-teme-obshaya-harakteristika-metallov.html

3.http://fcior.edu.ru/card/1880/testy-po-teme-himicheskie-svoystva-metallov.html

 

Девиз урока: «Металлы- основа цивилизации»

Организационный момент.

Добрый день! Сегодня мы приступим к изучению нового материала. Мы познакомимся с общими химическими свойствами металлов и их восстановительными способностями.

Актуализация знаний.

Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте выясним, что же мы уже знаем о металлах

http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html

Актуализация знаний по теме “Физические свойства металлов. Сплавы”.

Работа по группам. Класс делится на 2 группы (по рядам). В каждой группе выбирается лидер – ответственный за выполнение задания. Задания для групп может быть следующее:

Задание для первой группы:

Написание мини – теста с открытым вариантом ответа. Один ученик работает у доски (но до момента проверки его ответы не видны классу), остальные обучающиеся группы выполняют работу в тетрадях.

Варианты вопросов:

  1. Способность вещества изменять форму под внешним воздействием и сохранять ее после прекращения воздействия? (пластичность);
  2. Тип химической связи в металлах? (металлическая);
  3. Какие подвижные частицы кристаллической решетки обеспечивают физические свойства металлов? (электроны);
  4. Какую плотность имеют легкие металлы (менее 5 г/см3);
  5. Самый легкий металл? (литий);
  6. Лучшие проводники электричества среди металлов? (серебро и медь);
  7. Название известного сплава на основе алюминия (дюралюминий);
  8. Важнейшие сплавы на основе железа? (чугун и сталь);
  9. Какой неметалл входит в состав сплавов железа (углерод);
  10. Укажите не менее трех металлов, которые могут выступать в качестве легирующих добавок? (хром, никель, молибден)

Задание для второй группы:

Группа получает образец металла, который необходимо охарактеризовать по физическим свойствам и примерным областям применения.

На выполнение задания отводится не более 5 минут. После чего происходит проверка результатов.

Работа у доски (один учащийся):

Решение задачи по теме “Сплавы”.

На Красной площади установлен бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Масса памятника 16 тонн. Определите массу меди, которая была затрачена на создание данного памятника.

http://fcior.edu.ru/card/5885/testy-po-teme-obshaya-harakteristika-metallov.html

Девизом сегодняшнего нашего урока будет высказывание: «Металлы – основа цивилизации».

И сейчас у нас с вами будет возможность в этом убедиться. Группа наших учащихся, в результате исследовательской деятельности подготовила проект о металлах. С результатами исследований нас ознакомит  руководитель группы. Целеполагание.

Из проекта мы узнали о роли металлов в развитии общества. А что мы еще знаем о металлах?Что мы еще можем узнать о металлах?

И целью урока будет практическое изучение химических свойств металлов. (таблица «Химические свойства металлов»)

 Изучение нового материала.

Объяснение нового материала излагается в форме активного диалога с обучающимися, так как часть учебного материала, а именно: принципы написания химических уравнений, свойства кислот и солей, признаки и типы химических реакций,правила ряда напряжения металлов, ОВР процессы им известны. Таким образом, по –ходу изучения нового материала происходит закрепление ряда тем курса химии за 8 класс.

Основным химическим свойством металлов является способность их атомов легко отдавать свои валентные электроны и переходить в положительно заряженные ионы. Типичные металлы никогда не присоединяют электронов; их ионы всегда заряжены положительно.
Легко отдавая при химических реакциях свои валентные электроны, типичные металлы являются энергичными восстановителями.
Способность к отдаче электронов проявляется у отдельных металлов далеко не в одинаковой степени. Чем легче металл отдает свои электроны, тем он активнее, тем энергичнее вступает во взаимодействие с другими веществами.

Простые вещества металлы взаимодействуют с простыми и сложными веществами.  Взаимодействуют с неметаллами, водой, кислотами и солями

Для изучения свойств - посмотрим несколько видеоопытов. Но для этого вспомним правила ТБ.

Учитель проговаривает основные задачи урока (принцип целеполагания):

Мы должны к заключению урока:

  • знать общие химические свойства металлов;
  • уметь записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов;
  • получить навыки проведения химических реакций.

Вопрос учащимся: “А зачем необходимо знать химические свойства металлов?”

При объяснении материала используется презентация с видеофрагментами опытов.

Химические свойства металлов:

1.      Взаимодействуют с неметаллами

2.      Просматривается видеофрагмент и записывается уравнение реакции. Например: горение магния: 2Mg + O2 = 2MgO. Разбираются процессы окисления - восстановления.

2. Взаимодействие с водой.(Слайд3)

С водой активно реагируют щелочные и щелочноземельные металлы. Реакция разбирается на примере натрия: 2Na + 2H2O = 2NaOH+ H2

Реакция менее активного металла с водой разбирается на примере железа.

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2

3. Взаимодействие с кислотами

с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять до водорода (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Полученная соль должна быть растворимой;
  3. Азотная и концентрированная серная кислоты реагируют с металлами по – особому.

Далее просматриваются видеофрагменты взаимодействия алюминия с соляной кислотой и меди с концентрированной азотной кислотой и записываются уравнения данных реакций.

2Al + 6HCl = 2AlCl3+3H2

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2+ 2H2O

4.      Взаимодействие с солями

5.      с учетом правил по положению металлов в ряду напряжения

K Ca Na Mg Al Zn Fe Ni Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au

  1. Металл в ряду должен стоять до металла соли (не распространяется на щелочные и щелочноземельные металлы);
  2. Все соли, участвующие в реакции должны быть растворимы

Просматривается видеофрагмент взаимодействия цинка с хлоридом меди (II) и учащиеся записывают уравнение реакции:

Zn + CuCl2 = ZnCl2 + Cu

Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II).

Скорость этой реакции медленная, поэтому я заранее ее подготовила

Вытеснение одних металлов из соединений другими металлами впервые было изучено 1865 году русским ученым Н.Н.Бекетовым. В настоящее время «вытеснительный ряд» Бекетова называют электрохимическим рядом напряжения металлов. чем левее находится металл в этом ряду, тем он активнее. И может вытеснить менее активный металл из соли, что и происходит при реакции железа с медным купоросом.

Общий вывод по этапу формирование новых знаний.

Металлы вступают в реакцию:

  1. С неметаллами
  2. С водой

(с учетом условий)

  1. С кислотами

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

  1. С солями.

(с учетом правил ряда напряжений металлов)

http://fcior.edu.ru/card/1880/testy-po-teme-himicheskie-svoystva-metallov.html

4. Закрепление изученного материала

На этапе закрепления обучающимся предлагается выполнение лабораторной работы по изученнию химических свойств металлов.

http://fcior.edu.ru/card/5969/laboratornaya-rabota-himicheskie-svoystva-metallov.html

 

  1. Взаимодействие меди с кислородом;
  2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой;
  3. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)

Работа выполняется в парах, результаты комментируются и оформляются в тетради.

5. Подведение итогов (рефлексия)

Рефлексивный тест: 

Я узнал...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым..

 

6. Домашнее задание с комментариями

  • Изучить § 8 Химические свойства металлов
  • Выполнить письменно задания: № 2-3