Официальный сайт tali-sk 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Августовский педсовет «На пороге ФГОС»

Выберите действие:

                      Школьный литературный клуб как форма организации внеурочной     

                     деятельности в условиях перехода к стандартам второго поколения.

                                Стебенькова Л.Н.,

                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ «СОШ п.Новопушкинское»

                                                                           Энгельсского района Саратовской области.

       Современное общество нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Формируемая ныне новая система ценностей показывает, что обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Обучение человека, формирование его компетенций происходят не только непосредственно на школьном уроке. Вклад в развитие таких качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию вносит внеурочная деятельность. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит и её совершенствование.

    Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесооб­разное изменение и преобразование действи­тельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятель­ности, и, следовательно, неотъемлемой характе­ристикой деятельности является ее осознанность.

  Одной из форм организации внеурочной деятельности   в условиях перехода к стандартам второго поколения является школьный литературный клуб.

    Клуб- это добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, к развитию творческих способностей, самостоятель-ности, аналитическому подходу к собственной деятельности.

      Специфика клуба определяется вниманием к состоянию литературы, её роли в  современном обществе.  Клубная деятельность ориентирует детей на гуманистические ценности, развивает толерантность к различным мнениям, формирует активность, гражданскую позицию, социальные и нравственные убеждения, развивает творчество как способность к нестандартному мышлению.

       Наш школьный литературный клуб «Поэтическая тетрадь» был основан в 2010 году. За столь недолгий срок достаточное число детей пробует свои силы, учится творческому мастерству, знакомится с литературными жанрами. Отрадно, что удалось создать коллектив единомышлен-ников, работающий в атмосфере творчества и познавательной активности.  Занятия строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска учащихся и наставника. Каждый участник вносит свой вклад в общую копилку, а дело педагога – руководителя - укрепить в воспитанниках чувство компетентности и ответственности за происходящее.

        Целью работы клуба является создание условий для успешной социализации и личностного развития творчески активной личности,   приобщение   к искусству слова, повышение уровня языковых знаний воспитание интеллектуально-творческой личности, способной по достоинству оценить художественное своеобразие произведения словесности, культуры читателя.

     Задачи:

Прививать детям вкус к настоящей поэзии; учить лучше чувствовать и понимать образное слово, гармонию стиха; расширять горизонты знания русской, классической и современной поэзии; формировать представление о мастерской поэта; развивать творческие способности тех учащихся, которые проявляют интерес к данному виду искусства, пробуют себя в нем.

       Основные формы занятий клуба:

Творческая мастерская

Литературная гостиная

Ролевая игра

Экскурсия

Презентация

Час теории и творчества

Час общения

Планируемый результат:

  • расширение творческих и общекультурных горизонтов ученика;
  • осознанный интерес к произведениям классической и современной поэзии;
  • способность грамотно объяснить, чем интересно и почему нравится то или иное произведение поэзии;
  • знание основных законов стихосложения и умение пользоваться ими на практике;
  • понимание жанровой системы лирических произведений, умение определять принадлежность того или иного стихотворения к жанровой группе, способность создавать самому произведения;
  • ясное понимание сложности и важности труда поэта, чуткое отношение к творческой работе другого человека.

      Немаловажным результатом может оказаться и осознание учеником своей способности заниматься филологическими дисциплинами, что необходимо для осмысленного выбора специализации дальнейшего обучения конкретным учеником.

     Что представляет из себя работа нашего клуба. Программа литературного клуба предназначена учащимся, проявляющим интерес к родному слову и родной речи, и способствует расширению  кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить особо одарённых детей и реализовать их индивидуальные творческие возможности. Наряду с творческой, она имеет игровую, развлекательную направленность (с учетом возрастной психологии учащихся).

      Страницы нашей Поэтической тетради раскрыты для всех. С удовольствием отмечаем, что  состав кружка пополняется новыми участниками: если раньше членами клуба были только «мои»  ученики, то теперь клубовцами становятся  обучающиеся и других педагогов. Развитие литературно - творческих способностей детей идет через участие в фестивалях, конкурсах,  творческих праздниках, написание сценариев к ним и проч.

     Во Всемирный День поэзии, который отмечается 21 марта, членами клуба проводится большой праздник. Он проводился в школе уже трижды и полюбился не только детям, но и моим коллегам. Каждый год этот  праздник новый и чем-то удивляющий. Так, в ходе подготовки к третьему был объявлен конкурс творческих работ с использованием Web-сервисов «Поэзия моей души». Наш праздник - один из массовых в школе. Всем находится дело: рисуем иллюстрации, разучиваем стихи, готовим инсценировки стихов детских поэтов, презентации. Проводится огромная «подготовительная» работа, хотя никто не  осознает её подготовкой.  Привлечение обучающихся к сочинению сценария позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму – сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.

     Первая наша «Поэтическая тетрадь» называлась «Любви негромкие слова». В ней было лишь три страницы:  «Край любимый»  (звучали стихи о любви к родному краю, шестиклассники готовили фотовыставку), «Спасибо Вам…» (о любви к матери. Участниками был сделан коллаж, героями которого стали мамы) и страница «Любовью дорожить умейте», которая «писалась» одиннадцатиклассниками. Успешной эту тетрадь можно считать хотя бы по тому, что на своем выпускном вечере  ученики вспомнили об этом празднике и со сцены заявили: «Спасибо за «Поэтическую тетрадь»».

     Вторая тетрадь называлась «Опять звучат любимые стихи…»  Какие страницы запомнились?  Это, прежде всего,  рубрики  «Поэты нашего двора» (звучат стихи ребят собственного сочинения), «Стихи нашего детства», «Нравится!» (читаются понравившиеся стихотворения), рубрика «Стихи, которые поют…» (исполняются песни под гитару). Новая рубрика - «Стихи на конкурс», где звучали стихи призера (2 место) муниципального конкурса чтецов и призера (2 место) Межрегионального филологического  мегапроекта  «Науки юношей питают»  (Номинация «Конкурс од и стилизаций»).

   В 2012 и 2013 году на праздник поэзии приглашались жители нашего поселка, пишущие стихи, родители обучающихся. Вот какая запись была оставлена в нашей Книге отзывов жительницей поселка Шестаковой М.В., выпускницей филологического факультета, ныне работником социальной службы: «Признаюсь, что давно находилась в состоянии легкой грусти по поводу давно затихшего «поэтического бума» шестидесятых годов и забытых традиций тридцатых, когда любители поэтического слова собирались в различные кружки и клубы… С радостью отмечаю, что грусть мою легко развеяли дети – обычные школьники обычной сельской школы, пригласив меня на празднование Дня поэзии. Сказать, что я была удивлена, - значит, не выразить и сотой доли моего впечатления! Восхищена…Растрогана… Просто счастлива! Оно звучит - живое поэтическое слово! – звучит взволнованным детским голосом, и это – смею надеяться - начало нового «поэтического бума »  нового века!»

    А в наших  планах – выпуск  альманаха «Поэтическая тетрадь».  Пока  же ребята принимают участие в различных дистанционных поэтических конкурсах, творческих конкурсах муниципального, регионального, межрегионального уровней. Но главный результат – это то, что дети любят поэзию, любят литературу.

        Любимец учеников разного возраста  философ Сократ считал, что главное – разбудить спящий в человеке интерес и путем постоянного общения привести его к истинным знаниям. Этому способствует работа нашего литературного клуба. Убеждена, что клубная работа, как одна из форм внеклассной работы, необходима в школе. Литературный клуб -  удачная форма взаимовоспитания и общения в творческой  обстановке. Он духовно объединяет школьников разных возрастов, родителей, жителей поселка. Здесь не читают нотаций, нравоучений. Эстетическая задача клуба – через поэтическое слово воспитать человека, способного сопереживать другим, а назначение нашего школьного клуба - сберечь талант, дарованный природой.

       Чем привлекает учеников деятельность в клубе? Прежде всего возможностью увидеть результаты своего труда в реакции товарищей, отзывах друзей. Каждый чувствует себя каким-то повзрослевшим,  и часто кажется, что это не он, а кто-то другой. Наши выступления доказывают, что талант живет в каждом, его только нужно раскрыть. Каждое новое произведение - новая радость на всех.  Готовясь к празднику, дети обретают добрые чувства души. Единство исполнителей и зрителей на  празднике воспитывает  в них ощущение уверенности в своих силах и творческое начало.

      Развитие творческой активности детей на занятиях клуба положительно сказывается на формировании каждой личности. Дети становятся более самостоятельными в своих суждениях, учатся  аргументированно  отстаивать свою точку зрения, учатся думать, они легче и лучше пишут школьные сочинения. Но - самое главное - у детей развивается эмоциональная сфера, чувства, душа.  Как известно, если развиты эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек – это  тот, воспитать которого мы стремимся.

         В завершение хотелось бы отметить следующее:

·          работе над развитием литературно-творческих способностей детей необходима система: работа на уроке обязательно должна сочетаться с дополнительными занятиями во внеурочное время;

·         при правильной организации деятельности наблюдается не только творческая активность во внеклассной деятельности: повышается мотивация к изучению русской словесности, развивается творческое мышление, формируются различные  учебные компетенции школьников, что положительно сказывается на качестве обученности по русскому языку и литературе;

·         опыт показывает, что  дети, чьи способности получают развитие в детском литературном объединении, могут свободнее и грамотнее пользоваться словом при написании различных творческих работ;

·         наличие творческих интересов у школьников в конечном итоге  способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, интеллекта и самостоятельности в решении любого рода проблем.

     Результативность работы литературного клуба «Поэтическая тетрадь»:

1.      Позитивная динамика качества знаний по русскому языку и литературе.

2.      Рост  творческой активности детей, интереса к литературе, увеличение количества участников кружка.

3.      Призовые места в муниципальных, региональных и межрегиональных конкурсах детского  творчества.

Дата

Название конкурса

Число участников 

 Результат

октябрь 2011 

 Региональный конкурс презентаций "Выдающиеся лингвисты. Современные писатели".

     1

Диплом Лауреата

 

 

октябрь 2011 

Муниципальный конкурс творческих работ «Толерантность для меня - это…»

     2

Победитель (1 место)-2

 

 

2012

 Межрегиональный сетевой конкурс сочинений «Живи, земля!»

 Номинация      « Сочинение»

 

     2

Диплом 1 степени,

Сертификат

ноябрь 2011  

Межрегиональный конкурс  презентаций «Выдающиеся   лингвисты.  Современные писатели».   Номинация «Русские писатели» 

 

     1

 

Диплом 3 степени

январь 2012  

 4 Межрегиональный филологический мегапроект  «Науки юношей питают»

   Номинация «Конкурс од и стилизаций»

 

 

     1

 

 

Диплом 2 степени

февраль 2012

Муниципальный конкурс чтецов «Люблю тебя, мой край родной»

 

     1

 

Диплом 2 степени

 

февраль 2012   

Межрегиональный конкурс « Пословица - душа народа»

 Номинация «Конкурс сочинений» 

  Номинация «Конкурс презентаций»

 

     2

      1

 

 Диплом 1 степени

 Диплом Лауреата

Диплом Лауреата

декабрь – март 2012

Межрегиональная  метапредметная  конференция  «Удивительный мир научных книг»

 

     1

 

2 место

 апрель–сентябрь 2012

Межрегиональный конкурс электронных презентаций, блогов, сайтов и веб-квестов учащихся 1-11 классов «Дневник современного школьника»

 

     5

Диплом 2 степени-3

Диплом 3 степени-1

Диплом Лауреата- 1

январь 2013

Муниципальный конкурс чтецов « Я люблю тебя, Россия!»

     1

 

Победитель

 

март 2013

I11 межрегиональная метапредметная конференция "Удивительный мир научных книг"

 

      2

Диплом  победителя (3 место)

Диплом  победителя (3 место)

январь - март 2013

Межрегиональный сетевой творческий конкурс "Идет волшебница - зима..."

 

       4

Диплом 2 степени- 2

Диплом 3 степени

Сертификат

сентябрь- январь 2013

5 филологический мегапроект «Листая календарь. Война 1812 года»

        4

 Диплом 1 степени – 3

 Диплом 2 степени - 1

март 2013

Областной конкурс «Мой любимый учитель»

        3

 Грамоты - 3

март 2013

Межрегиональный конкурсе учащихся 5-11 классов «РЕПРЕССИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

 

    1

 

Диплом 2 степени

 

Май 2013

Сетевой конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»  

 

    2

Диплом 1 степени

Диплом 2 степени

 

Май 2013

Межсетевой творческий конкурс  «А вот о том как в Баснях говорят»

    1

Призер

 

 

 

     Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).  Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. А этого как раз и требуют образовательные стандарты второго поколения.

                                         

                                 

 

 

                                                            Ресурсы:

       Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.

Е.Н.Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников: методический  конструктор – М.: Просвещение, 2011

     Сабельникова С. Организация внеурочной деятельности обучающихся // Управление начальной  школой – 2011, № 3.

     


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Юлия Владимировна Старых

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Людмила Николаевна! Замечательный опыт! Искренне желаю клубу долголетия и творческого процветания! Думаю, что не только туристические маршруты, которые вы по какой-то причине приводите в качестве примера, приводят наших учеников в новые пункты познания самих себя и окружающего мира. Ваша работа, несомненно, формирует в них все те качества, которые предусмотрены стандартом. Но ведь и без ФГОС клуб выполнял бы свои задачи, потому что он рождён жизнью.

Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)




Фото пользователя Наталья Евгеньевна Кляйнфельдер

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Изобретать ли колесо в связи с введением ФГОС или воспользоваться уже проверенным способом движения вперёд, к познанию? Вы, коллега, описывая опыт организации клуба, доказываете, что есть и в новых условиях место хорошо испытанным методикам! И это ЗДОРОВО!




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Согласна, Наталья Евгеньевна! По сути содержание работы остается прежним, остается  прописать цели и задачи, определить УУД, которые сформируем или попытаемся. А представленная работа Людмилы Николаевны позволила увидеть это.  Спасибо автору за обобщение опыта, который безусловно будет полезен всем  филологам в условиях внедрения ФГОС в средней и старшей школе.

Н.Горох




Фото пользователя Людмила Николаевна Стебенькова

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


     Когда я сама была школьницей, с огромным удовольствием "работала" в литературном объединении "Зеленая лампа". И вот через много лет - "Поэтическая тетрадь". Убеждена, и то, и другое целью имели (и имеют) одно - развитие ребенка через деятельность. Только сегодня меняется способ организации этой деятельности: использование инновационных педагогических технологий, приемов...

  А работой хотелось показать, что и на пороге ФГОС есть место "старой", проверенной годами форме организации внеурочной деятельности. Никакого нигилизма!




Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Про нигилизм это Вы хорошо сказали, Людмила Николаевна! По-моему, это самое главное, чтобы все педагоги понимали: все хорошее остается, просто "Новое время - новые песни".  Тогда  будет легче осваивать это новое. 

Н.Горох




Фото пользователя Татьяна Николаевна Фролова

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Людмила Николаевна, прекрасный опыт! Согласна с Вами, "работе над развитием литературно-творческих способностей детей необходима система: работа на уроке обязательно должна сочетаться с дополнительными занятиями во внеурочное время". Всё должно быть в системе.

Надежда Геннадьевна, Вы правы: всё новое - хорошо забытое старое.Многие  старые методы  и приёмы работы и сейчас остются актуальными.

Удачи Вам , Людмила Николаевна!

Комментарий был изменен с момента создания (Фролова Т, вс, 18/08/2013 - 12:37).



Фото пользователя Вера Николаевна Куркина

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Уважаемая Людмила Николаевна, спасибо за ваш опыт. Сначала ФГОС пугает, а представленная Вами работа лишний раз убеждает, что наш опыт будет востребован, стоит только по-новому его оформить.




Фото пользователя Нэля Владимировна Плакса

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Людмила Николаевна, как всегда у Вас всё чётко, ясно и понятно! Цели, описание работы, а главное  - результаты учеников. Без конкретных результатов все наши планы и размышления - пшик. Молодец! yes




На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Победы на конкурсах - это показатель Вашей работы, Вашего творчества, энергии. Большое спасибо за опыт. Будем учиться так плодотворно трудиться.




Фото пользователя Людмила Николаевна Стебенькова

На: Августовский педсовет «На пороге ФГОС»


Спасибо Вам, мои коллеги, за внимание, понимание и добрые слова! С уважением.



Поиск

Loading

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн