В феврале-марте 2013 г я участвовала в обучающем конкурсе-проекте "Урок в условиях ФГОС", организованном образовательным порталом "Школа" (г.Омск). Там мы изучали структуру урока в соответствии с ФГОС, но и подробно знакомились с этапами урока. Юольшое спасибо коллегам, мне очень понравилось и я получила много новой информации. Хотела бы сегодня поделиться с коллегами своими мыслями о том, как строить целеполагание на уроке.
Понятие "подход" рассматривается как определенная позиция, точка зрения, определяющая исследование, проектирование, организацию того или иного явления (в нашем случае образования). "Подход" в словаре И.В. Даля означает находиться в основе чего-либо. Подход определяется некоторой идеей, основной категорией. Для системного подхода это понятие "система", для проблемного подхода - "проблема", для компетентностного подхода - "компетентность". Постановка целей урока по системно-деятельностному и компетентностному подходу различается.
В компетентностном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.
Показатели
|
Традиционный подход
|
Компетентностный подход
|
Цели
|
ЗУНы, отраженные в государственном образовательном стандарте (обязательный минимум содержания). Предмет выступает самоцелью, ученик всего лишь средство.
|
Целевой основой проектирования образовательного процесса выступает компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения. В соответствии с компетентностной моделью от учителя требуется создать организационно-педагогические условия для развития личностных качеств и компетенций. Цели носят деятельностно-ориентированный характер. Главной целью компетентностно-ориентированного образования: развитие личности, раскрытие и развитие задатков и способностей учащихся. Образование с помощью предмета.
|
Содержание
|
Ориентация на фундаментальный характер содержания образования без учёта необходимости значимости этого содержания в жизни. Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу».
|
Предметные знания как способ действий, которые осваивает учащийся в учебном предмете. Ученик не только знает «что», но и «как». В содержание предмета закладывается отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что учащийся будет уметь делать на «выходе». Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности «с помощью чего учу».
|
Пути
|
Трансляция знаний, приобретение необходимых ЗУНов. Монолог учителя.
|
Освоение новых видов деятельности затребованных в любых жизненных ситуациях (быстрая актуализация знания в нужной ситуации). Использование адекватных образовательных технологий, многообразие методов и форм организационной деятельности, увеличение роли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование и т.д.), в обучении акцент делается на практику решения учебных проблем на основе полученного знания, приобретение опыта самостоятельного решения разнообразных проблем.
|
Оценивание
|
Оценивание приобретённых ЗУНов, в терминах единиц содержания: «чему учим, то и измеряем». Учебный процесс оценивается учителем путём сравнения с неким эталоном, оценка определяется через число допущенных ошибок. Оценивается по пятибалльной системе.
|
Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания учебных достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга (портфолио, карта самостоятельной работы, комбинированные тесты и т.д.). Задача учителя – обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания. Основная цель оценивания – развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета.
|
Роль учителя
|
Транслятор «истинного» знания.
Позиция учителя в традиционном образовании — инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя «сакрального знания», передающего фрагменты этого знания.
|
Организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Диалог.
Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.
|
Результат образования
|
Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки – которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает: математику, историю… Чем больше знаний тем лучше.
|
Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос – чему научился ученик за годы обучения в школе; способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
|
Формула
|
Знание + понимание + запоминание
|
Знание + опыт применения на практике + деятельность
|
Определение урока
|
- это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
|
- это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся.
|
Примеры в постановке целей:
- по компетентностному подходу
1 тип
Постановка цели урока в компетентностном подходе:
Предмет - история
Тема урока «Отечественная война 1812 года»
Класс – 8 кл
Цели урока:
Цели урокачерез планируемые результаты обучения:
Когнитивная: анализируют причины нашествия армии Наполеона в Россию, причины отступления русской армии, определяют причины оставления русской армией Москвы ;
Деятельностная:создание условий для развития компетенций:
· информационной (аспект: поиск информации, обработка информации, перевод информации из системы в другую;)
· коммуникативной (аспект: продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление, умеют логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относится к чужим).
· учебно-познавательной (аспект: целеполагание и планирование деятельности, самооценка и взаимооценка деятельности).
Личностная:воспитание гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.
Задачи урока:
1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
2. На основе работы с текстом учебника и исторического источника, с исторической картой узнать об основных причинах войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию.
3. В ходе коллективного обсуждения определить причины отступления русской армии, причины оставления Москвы, осознать роль народа в разгроме Наполеона.
2 ТИП
Цель– достижение компетенций (аспектов компетенции):
Создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:
общекультурной(умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач),
коммуникативной(учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).
Задачи урока:
4. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
5. На основе работы с текстом учебника и исторического источника, с исторической картой узнать об основных причинах войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию.
6. В ходе коллективного обсуждения определить причины отступления русской армии, причины оставления Москвы, осознать роль народа в разгроме Наполеона.
Постановка цели урока в компетентностном подходе:
Цель урока:
1. Формирование учебно-познавательной компетенции:
Аспекты: а) применение знаний в нестандартной ситуации;
б) исследовательская деятельность обучающихся.
2. Формирование коммуникативной компетенции:
Аспекты: а) владение письменной коммуникацией;
б) владение продуктивной коммуникацией;
в) владение устной коммуникацией.
3. Формирование информационной компетенции.
Аспекты: а) поиск, получение, обработка, представление и передача информации;
б) систематизация и превращение информации в знание.
Тема урока «Отечественная война 1812 года» ( 1-й урок из 2 часов )
Класс – 8 кл
Цели урока:
- по системно-деятельностному подходу
Цель – достичь образовательных результатов
1. Личностный результат –
-осознавать трагедию нашествия Наполеона для русского народа, влияние войны 1812 года на судьбы людей и на дальнейшее развитие России;
-осознавать свою идентичность как гражданина страны;
-ощутить чувство сопричастности к истории своего народа своего края, чувство гордости за свою страну и свой народ;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.
2. Метапредметный результат –
-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
-организовывать и регулировать свою деятельность.
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией : анализировать и обобщать факты, составлять конспект, формулировать и обосновывать выводы.;
-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация);
- сотрудничать с соучениками, работать в группе .
3. Предметный результат –
-знать основные причины войны 1812 года , основные события 1 этапа войны,
-понимать причины отступления русской армии;
-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из исторического источника.
Задачи урока:
1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.2. На основе работы с текстом учебника и историческим источником, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с нашествием Наполеона, установить логические связи между стремлением Наполеона к мировому господству , условиями Тильзитского мира и вторжением в Россию.3. В ходе коллективного обсуждения осознать причины нашествия Наполеона, определить причины отступления русской армии и оставления Москвы.
Приемы постановки цели на уроке.
Целеполагание или целеобразование – это процесс порождения новых целей в учебной деятельности школьников . Оно предполагает:
- мотивацию;
- выделение предмета деятельности;
- постановку учебной задачи.
Для создания мотивации учитель вводит учащихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.
-Формулировка темы в виде вопроса:
«Почему войну 1812 г называют Отечественной войной?»
«Кто победил в Бородинском сражении?»
-Проблемная ситуация, знакомство с противоречивыми фактами;
1вариант.
Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог? А.С. Пушкин
2 вариант:
Учитель: Сегодня мы будем говорить о войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. С кем пришлось воевать России? ( В 1812 году, с французским войском )
Учитель: Посмотрите на доску. (слайд презентации) Какой у вас возникает вопрос?
Ученики формулируют основной вопрос ( проблему ) урока: «За какое отличие от других войн война 1812 г получила название «Отечественная»?
3 вариант:
Учитель: После подписания Тильзитского мира Россия и Франция стали союзниками. Почему тогда 12 июня 1812 г Франция напала на Россию?
4 вариант: «Почему война с Россией оказалась для Наполеона губительной?»
Цели могут быть поставлены с следующих приемов:
-Дополнение цели урока с помощью слов-помощников или клише .
Например: на слайде презентации или на доске написаны слова (а можно дополнительно использовать иллюстрации по теме ): война ; 1812 год; Наполеон и Александр 1).
Можно использовать и выдержки из стихотворений М. Цветаевой, М.Лермонтова
«…Три сотни побеждало – трое!
Лишь мёртвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы всё могли!» (М. Цветаева)
-Противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми; например, можно использовать при изучении тем , связанных с культурой Серебряного века. Почему мы видим всплеск в развитии культуры в период, когда политический режим , наоборот, достаточно суров.
-Предъявление парадоксов (противоречие между жизненными и научными представлениями) :например, при изучении тем по истории Древнего мира или истории Нового времени ( «Философы эпохи Просвещения»). Например, на уроке истории в 5 кл учащиеся знакомятся с первой точкой зрения, что греки починали и боялись своих богов» и вторая точка зрения, которая тоже аргументируется примерами, что греки бросали вызов своим богам.
То же можно использовать и при изучении темы по «Религия Древнего Египта». Так древние египтяне могли верить в 4-5 версий одного и того же мифа; почитать бога Осириса и, одновременно, его убийцу — Сэта; и вообще, о любом природном явлении одновременно существовало множество всевозможных представлений самым непостижимым образом друг другу противоречивших в одной и той же части страны. В конце урока подвести учащихся к тому, что разгадка в том, что Египет в современном понимании не был цельной страной с единой религией, а сборкой различных городов-деревень, и в каждой деревне была своя группа наиболее почитаемых божеств.
|
На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.
Спасибо, прочла с большой пользой для себя. В закладки!
Н.Горох
На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.
Галина Ивановна, спасибо! Ваш материал прочитала с удовольствием. Прекрасные мотиваторы Вы представили! Как важно это - ярко начать урок.
На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.
Любопытно различие целеполагания при разных подходах, вероятно. определяется сменой ролей учителя и ученика.
На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.
Спасибо, Галина Ивановна, за подробную информацию по данному направлению, потому что постановка цели иногда вызывает затруднение, а здесь для разной работы рассматриваются различные цели.
На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.
Очень приятно, что материал полезен