Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.

Выберите действие:

В феврале-марте 2013 г я участвовала в обучающем конкурсе-проекте "Урок в условиях ФГОС", организованном образовательным порталом "Школа" (г.Омск). Там мы изучали структуру урока в соответствии с ФГОС, но и подробно знакомились с этапами урока. Юольшое спасибо коллегам, мне очень понравилось и я получила много новой информации. Хотела бы сегодня поделиться с коллегами своими мыслями о том, как строить целеполагание на уроке. 

Понятие "подход" рассматривается как определенная позиция, точка зрения, определяющая исследование, проектирование, организацию того или иного явления (в нашем случае образования). "Подход" в словаре И.В. Даля означает находиться в основе чего-либо. Подход определяется некоторой идеей, основной категорией. Для системного подхода это понятие "система", для проблемного подхода - "проблема", для компетентностного подхода - "компетентность". Постановка целей урока  по системно-деятельностному и компетентностному подходу различается.

В компетентностном подходе результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению компетенций и личностных качеств. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации. 

Показатели

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цели

ЗУНы, отраженные в государственном образовательном стандарте (обязательный минимум содержания). Предмет выступает самоцелью, ученик всего лишь средство.

Целевой основой проектирования образовательного процесса выступает компетентностная модель выпускника той или иной ступени обучения. В соответствии с компетентностной моделью от учителя требуется создать организационно-педагогические условия для развития личностных качеств и компетенций. Цели носят деятельностно-ориентированный характер. Главной целью компетентностно-ориентированного образования: развитие личности, раскрытие и развитие задатков и способностей учащихся. Образование с помощью предмета.

Содержание

Ориентация на фундаментальный характер содержания образования без учёта необходимости значимости этого содержания в жизни. Содержание предмета соответствует содержанию базовой науки «Чему учу».

Предметные знания как способ действий, которые осваивает учащийся в учебном предмете. Ученик не только знает «что», но и «как». В содержание предмета закладывается отчётливые и сопоставимые параметры описания того, что учащийся будет уметь делать на «выходе». Содержание предмета определяется из логики познавательной деятельности «с помощью чего учу».

Пути

Трансляция знаний, приобретение необходимых ЗУНов. Монолог учителя.

Освоение новых видов деятельности затребованных в любых жизненных ситуациях (быстрая актуализация знания в нужной ситуации). Использование адекватных образовательных технологий, многообразие методов и форм организационной деятельности, увеличение роли самостоятельной работы учащихся (реферирование, проектирование, исследование и т.д.), в обучении акцент делается на практику решения учебных проблем на основе полученного знания, приобретение опыта самостоятельного решения разнообразных проблем.

Оценивание

Оценивание приобретённых ЗУНов, в терминах единиц содержания: «чему учим, то и измеряем». Учебный процесс оценивается учителем путём сравнения с неким эталоном, оценка определяется через число допущенных ошибок. Оценивается по пятибалльной системе.

Единицей измерения потенциала выпускника является не только сумма ЗУНов, а круг задач, потенциально решаемых выпускником, способность к самостоятельному приобретению знаний. Система оценивания учебных достижений учащихся через многообразие педагогического инструментария мониторинга (портфолио, карта самостоятельной работы, комбинированные тесты и т.д.). Задача учителя – обеспечение соответствия методов обучения и процедур оценивания. Основная цель оценивания – развитие познавательной активности и мотивации к изучению предмета.

Роль учителя

Транслятор «истинного» знания.

Позиция учителя в традиционном образовании — инициативное и ответственное лицо, судья, позиция старшего, носителя «сакрального знания», передающего фрагменты этого знания.

Организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся. Диалог.

Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, толкователя «правил игры», «администратора сети», он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.

Результат образования

Результатом образования выступают предметные знания, умения, навыки – которые усваиваются в соответствии с программами, оцениваются на экзаменах. Ученик знает: математику, историю… Чем больше знаний тем лучше.

Готовность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. КП не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания. Ответ на вопрос – чему научился ученик за годы обучения в школе; способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Формула

Знание + понимание + запоминание

Знание + опыт применения на практике + деятельность

Определение урока

- это ограниченный во времени отрезок учебного процесса, в рамках которого осуществляется передача знаний, умений, навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

- это не только ограниченный во времени отрезок учебного процесса, а законченный в логическом и смысловом отношении отрезок учебного процесса, на котором в процессе активной деятельности происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, осуществляется саморазвитие и самореализация учащихся.

 

Примеры в постановке целей:

- по компетентностному подходу

1 тип

Постановка  цели урока в компетентностном подходе:

Предмет - история

Тема урока «Отечественная война 1812 года»

Класс – 8 кл

Цели урока:

Цели урокачерез планируемые результаты обучения:

Когнитивная: анализируют причины нашествия армии Наполеона в Россию, причины отступления русской армии, определяют причины оставления русской армией  Москвы ;

Деятельностная:создание условий для развития компетенций:

· информационной (аспект: поиск информации, обработка информации, перевод информации из системы в другую;)

· коммуникативной (аспект: продуктивная групповая коммуникация, публичное выступление, умеют логично, аргументировано выражать свои мысли, корректно относится к  чужим).

· учебно-познавательной (аспект: целеполагание и планирование деятельности, самооценка и взаимооценка деятельности).

Личностная:воспитание гражданственности и любви к Родине, к истории своей страны.

Задачи урока:           

1.   На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

2.   На основе работы с текстом учебника и исторического  источника, с исторической картой узнать об основных причинах  войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи  между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию.

3.   В ходе коллективного обсуждения  определить причины отступления русской армии, причины оставления Москвы, осознать роль народа в разгроме Наполеона.

 

 

2 ТИП

Цель– достижение компетенций (аспектов компетенции):

Создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций:

общекультурной(умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения, оценивать результаты деятельности; умение разрешать учебные проблемные ситуации); учебно-познавательной (нахождение, переработка, использование информации для решения учебных ситуаций и задач),

коммуникативной(учиться работать в паре, взаимодействовать с партнером для получения общего результата).

Задачи урока:           

4.    На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

5.    На основе работы с текстом учебника и исторического  источника, с исторической картой узнать об основных причинах  войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи  между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию.

6.   В ходе коллективного обсуждения  определить причины отступления русской армии, причины оставления Москвы, осознать роль народа в разгроме Наполеона.

Постановка  цели урока в компетентностном подходе:

Цель урока:

1. Формирование учебно-познавательной компетенции:

Аспекты: а) применение знаний в нестандартной ситуации;

             б) исследовательская деятельность обучающихся.

2. Формирование коммуникативной компетенции:

Аспекты: а) владение письменной коммуникацией;

             б) владение продуктивной коммуникацией;

             в) владение устной коммуникацией.

3. Формирование информационной компетенции.

Аспекты: а) поиск, получение, обработка, представление и передача информации;

             б) систематизация и превращение информации в знание.

Тема урока «Отечественная война 1812 года» ( 1-й урок из 2 часов )

Класс – 8 кл

Цели урока:

- по системно-деятельностному подходу

Цель – достичь образовательных результатов

1.                  Личностный результат –

-осознавать трагедию нашествия Наполеона для русского народа, влияние войны 1812 года на судьбы людей и на дальнейшее развитие России;

-осознавать  свою идентичность как гражданина страны;

-ощутить чувство сопричастности к истории своего народа своего края, чувство гордости за свою страну и свой народ;

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету.

2. Метапредметный результат –

-самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации,  устанавливать логические связи.

-организовывать и регулировать свою деятельность.
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией : анализировать и обобщать факты, составлять  конспект, формулировать и обосновывать выводы.;

-использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация);
- сотрудничать с соучениками,  работать в группе .

3. Предметный результат –

-знать основные причины войны 1812 года , основные события 1 этапа войны,  

-понимать причины отступления русской армии;  

-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий, извлекать нужную информацию из исторического источника.

Задачи урока:

1.    На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.2.    На основе работы с текстом учебника и историческим источником, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с нашествием Наполеона, установить логические связи между стремлением Наполеона к мировому господству , условиями Тильзитского мира и вторжением в Россию.3.    В ходе коллективного обсуждения осознать причины нашествия Наполеона, определить причины отступления  русской армии и оставления Москвы.

Приемы постановки цели на уроке.

Целеполагание или целеобразование – это процесс порождения новых целей  в   учебной  деятельности школьников . Оно предполагает:
- мотивацию;
- выделение предмета деятельности;
- постановку учебной задачи.
Для создания мотивации учитель вводит учащихся в ситуацию противоречия между «знанием и незнанием», явлениями для разрешения, которых у них не хватает знаний, способа решения новой задачи или и знаний и способа решения.

-Формулировка темы в виде вопроса:

 «Почему войну 1812 г называют Отечественной войной?»

«Кто победил в Бородинском  сражении?»

-Проблемная ситуация, знакомство с противоречивыми фактами;

1вариант.

 Гроза двенадцатого года настала.
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский Бог?                                    А.С. Пушкин

2 вариант:

Учитель: Сегодня мы  будем говорить о  войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «Отечественная». Ни одна из предыдущих войн не имела такого названия. С  кем пришлось воевать  России?  (  В 1812 году, с французским войском )

Учитель: Посмотрите на доску. (слайд презентации)  Какой у вас возникает вопрос?

Ученики формулируют основной вопрос ( проблему ) урока: «За какое отличие от других войн война 1812 г получила название «Отечественная»?

 

3 вариант:

Учитель:  После подписания Тильзитского мира Россия и Франция стали союзниками. Почему тогда 12 июня 1812 г Франция напала на Россию?

 

4 вариант: «Почему война с Россией оказалась для Наполеона губительной?»

 

Цели могут быть поставлены с следующих приемов:

-Дополнение цели урока с помощью слов-помощников  или клише .

Например: на слайде презентации или на доске написаны слова (а можно дополнительно использовать  иллюстрации по теме ): война ; 1812 год; Наполеон и Александр 1).

Можно использовать и выдержки из стихотворений М. Цветаевой, М.Лермонтова

«…Три сотни побеждало – трое!

Лишь мёртвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы всё могли!» (М. Цветаева)

-Противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми; например, можно использовать при изучении тем , связанных с культурой Серебряного века. Почему мы видим всплеск в развитии культуры в период, когда политический  режим , наоборот, достаточно суров.

 

-Предъявление парадоксов (противоречие между жизненными  и научными представлениями) :например, при изучении тем по истории  Древнего мира или  истории Нового времени  ( «Философы эпохи Просвещения»). Например, на уроке истории в 5 кл  учащиеся знакомятся с первой точкой зрения, что греки починали и боялись своих богов» и вторая точка зрения, которая тоже аргументируется примерами, что греки бросали вызов своим богам.

То же можно использовать и при изучении темы по «Религия Древнего Египта». Так древние египтяне могли верить в 4-5 версий одного и того же мифа; почитать бога Осириса и, одновременно, его убийцу — Сэта; и вообще, о любом природном явлении одновременно существовало множество всевозможных представлений самым непостижимым образом друг другу противоречивших в одной и той же части страны. В конце урока подвести учащихся к тому, что разгадка в том, что Египет в современном понимании не был цельной страной с единой религией, а сборкой различных городов-деревень, и в каждой деревне была своя группа наиболее почитаемых божеств.

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Надежда Геннадьевна Горох

На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.


Спасибо, прочла с большой пользой для себя. В закладки!

Н.Горох




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.


Галина Ивановна, спасибо! Ваш материал прочитала с удовольствием. Прекрасные мотиваторы Вы представили! Как важно это - ярко начать урок.yes

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина



Фото пользователя Людмила Петровна Курышева

На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.


Любопытно различие целеполагания при разных подходах, вероятно. определяется сменой ролей учителя и ученика.

Людмила Курышева



Фото пользователя Елена Николаевна Чуйкина

На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.


Спасибо, Галина Ивановна, за подробную информацию по данному направлению, потому что постановка цели иногда вызывает затруднение, а здесь для разной работы рассматриваются различные цели.




На: Целеполагание на уроке в соответствии с ФГОС.


Очень приятно, что материал полезен



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн