Вы не зарегистрированы

Авторизация



План-конспект занятия по риторике из цикла «Уроки добра – уроки жизни».

Фото пользователя Ирина Евгеньевна Какшина
Submitted by Ирина Евгеньевна Какшина on вс, 18/08/2013 - 09:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Какшина Ирина Евгеньевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Лицей № 17" г. Владимира. Учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

Цели:

1.Организоватьзнакомство учеников с историей и особенностями эпистолярного жанра.

2.Формировать коммуникативные способности, которые будут реализованы учащимися в новых способах действий.  

3. Способствовать дальнейшему формированию ценностного мировоззрения школьников.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
5
Используемые учебники и учебные пособия: 

Пособие С.Ф. Ивановой "Введение во храм слова"

Используемая методическая литература: 

Использованные материалы.

Иванова С.Ф. Введение во храм слова (книга для чтения). – М., 1994 г.

Петерсон Л.Г., Кубыщева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться». М., АПК и ППРО, 2006.

Аннушкин В.И. История русской риторики. http://www.centr-zlatoust.ru/index.php?name=biblioteka&id=7

Шапарева И.А. «Урок риторики. /Фотография души: Зачем, о чем и как писать письма». http://festival.1september.ru/articles/414598/

Используемое оборудование: 

Оборудование.

- экран,

- видеопроектор,

- компьютерная презентация к занятию,

- листы А-4 на партах со стихотворением Э. Асадова «Одно письмо»,

- учебное пособие «Введение во храм слова».

Краткое описание: 
Воспитание в «человеке ЧЕЛОВЕКА» средствами родного языка – одна из главнейших задач, которая реализовывается в курсе риторики с использованием пособия С.Ф. Ивановой. Не дерзаю называться её учеником, но надеюсь, что мои моисеи и аароны, владея сильнейшим оружием убеждения – СЛОВОМ, направят его к благу Отечества и его граждан.

Тема(запись на доске). «Пишите друг другу письма…» А.П. Чехов       

Цели:

1.Организоватьзнакомство учеников с историей и особенностями эпистолярного жанра.

2.Формировать коммуникативные способности, которые будут реализованы учащимися в новых способах действий.  

3. Способствовать дальнейшему формированию ценностного мировоззрения школьников.

Оборудование.

- экран,

- видеопроектор,

- компьютерная презентация к занятию,

- листы А-4 на партах со стихотворением Э. Асадова «Одно письмо»,

- учебное пособие «Введение во храм слова».

Ход занятия.

1. Каждая встреча тех, кто шагает по «дороге к храму слова», традиционно открывается знакомством с лучшими образцами произведений русской литературы. Данное занятие не исключение. Итак, Эдуард Асадов «Одно письмо»  (на партах лежат тексты стихотворения).

Приложение.

Одно письмо

Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно...

 

Зажглись рябин веселые костры,

И все вокруг вишнево-золотое...

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!

 

И я теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир.

Как много все же надо человеку!

                                Эдуард Асадов

Вопросы к классу:

·        С помощью какого СЛОВАоткрывается «тайный смысл» этого текста?

·        Тема занятия записана в виде неполной цитаты – пожелание А.П. Чехова к читателям.  Как связана формулировка темы очередного «Урока жизни» с ключевым словом стихотворного текста Асадова?

·        Многоточие в конце чеховской фразы означает недосказанность суждения. Что может «скрывать» недописанная часть предложения?

В ходе обмена мнениями учащиеся пришли к мысли, которая заинтересовала каждого: что такое письмо, что оно значит для человека и почему так важно не опоздать с ответом? Ребята определили, какими будут цели занятия. Последний же вопрос учителя поддержит интригу диалога.

2. Продолжается знакомство учащихся с различными жанрами речи.  На данном занятии – с эпистолярным жанром. Ученики – помощники учителя – представляют подготовленную ими презентацию«Из истории письма». Это опыт публичного выступления.

Ребята знают: в каждом выступлении должна быть своя «изюминка», чтобы сделать его интересным, не похожим на другие.

Учитель развивает фабулу встречи. Презентация учителя подготовлена с использованием видеоролика «Мудрые сказки тётушки совы»

(заранее скачивается с сайта YouTube). Такая подача материала психологически оправдана: младшие школьники с удовольствием воспринимают информацию через «общение» со сказочными персонажами. Далее включается видеоролик.

Во время объяснения материала дети делятся на группы и работают со словарями.  Они находят объяснение словам, которые относятся к лексике эпистолярного жанра речи

эпистолярный

письмо

адресат

адресант

корреспондент

постскриптум

и сверяют правильность выполненного задания  с текстом на экране (слайд 5).

Учитель выясняет: все ли группы класса сумели справиться с заданием, есть ли вопросы у ребят друг к другу? (Надо уметь грамотно и вежливо  сформулировать вопрос к однокласснику).

Учащиеся вспоминают знакомятся с композицией письма (слайд 7). Вместе с учителем составляют правила оформления корреспонденции, не забывая о простом правиле общения: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

На доске с левой стороны расположено начало предложения. Задача ребят – его правильно закончить и сделать запись на правой стороне классной доски.

1. В правом верхнем углу должна быть поставлена   (что?)

2. Обращение обычно пишут                         (где?)

3. В конце письма следует (что сделать?)

4.  Почерк должен быть (каким?)

5.  Писать карандашом

6. Чистый, неизмятый конверт подписывают (как?)

дата.

 

в начале письма, в середине первой строки.

 

поставить подпись.

аккуратным.

можно в крайнем случае.

 

аккуратно, разборчиво.

После того, как выполнено задание, открывается верная запись (слайд 8)  Предлагается рассмотреть результаты, если есть необходимость, внести изменения или в записи учеников, или в презентацию учителя.

Учитель интересуется, готовы ли ребята оценить чьё-либо письмо, сумеют ли теперь написать ответ, и переходит к следующему этапу урока.

Вниманию класса предлагается текст из пособия С.Ф. Ивановой «Введение во храм слова» стр.73-74. Книги раскрыты. Дети знают: для работы с текстом нужно настроить зрение, слух, душу, чтобы сердцем и разумом  понять услышанное (прочитанное), извлечь для себя очередной «Урок жизни», определить: а какой «я». Учитель читает текст или включает аудиозапись.

Задание по прочитанному (прослушанному) тексту.

1.     Какие вопросы возникают у ребят после прочтения (прослушивания) письма неизвестного мальчика? Детям необходимо обменяться мнениями.

2.     Важно определить, в чём разница выражений  «любить «ни за что» и «любить «за что»? А как сами пятиклассники любят  своих родных, друзей, знакомых – «за что» или «ни за что»?

3.     Ребятам необходимо найти в тексте слова, с помощью которых передаётся душевное состояние незнакомого мальчика; обосновать своё суждение.

4.     В тексте письма парадоксальная ситуация:  кому же пишет мальчик письмо? Бабушке? Но ведь она умерла? Ребятам предстоит подумать и объяснить, чем продиктован такой поступок сверстника?

5.     Несомненно, детям будет интересно применить приобретённые знания в новой ситуации: сопоставить композицию письма из пособия с той, которую они сообща определили для текста эпистолярного жанра (слайд 7). Проследить, все ли композиционные части «стандартного» письма выдержаны в тексте, написанном юным автором?

6.     Школьники могут предположить, почему нет подписи в конце письма внука? Что это может значить?

7.     Опыт осмысления текстов духовной литературы поможет решить задачу: к какой разновидности ЛИЧНЫХ писем можно было бы отнести этот текст? (слайд 10) Каким видом письма можно дополнить эту условную классификацию?

8.     Момент истины. Какие уроки жизни для себя вынесли ученики из занятия?

Завершается встреча. Домашнее задание для ребят – написать письмо-ответ незнакомому сверстнику. Что они посоветуют незадачливому внуку?

Однако ещё не все вопросы решены. Ученикам интересно, что скрыто в незаконченной фразе (см. начало урока) А.П. Чехова. Мнений много. Но осмыслив полученный на занятии опыт, школьники предлагают версию,  близкую по смыслу чеховской  - «Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее». И это самое важное для учащихся, но не для учителя. Давно известно: настоящий педагог снова и снова будет возвращаться к проведённому занятию, размышлять над тем, а  все ли было правильно сделано.

Подведём итоги:

1.     Урок по предмету был нацелен на формирование у школьников коммуникативных компетенций, на развитие интереса и желания заниматься («возиться») с языком, словом…

2.     Предложенный учащимся материал познакомил их с новым жанром – эпистолярным. Притом дети  выступили в роли не пассивных слушателей, а активных деятелей - смогли открыть новую для них страницу риторики.

Были использованы учениками такие виды деятельности:

·        эстетический,

·        интеллектуальный,

·        познавательный,

·        исследовательский,

·        творческий.

3.     Важнейшим средством реализации целей, поставленных учителем,  стала технология проблемно-диалогического обучения. Она позволила учащимся «открыть» для себя новое знание. 

4.     Содержательная составляющая занятия, разнообразие форм взаимодействия учащихся в процессе обучения, диалоговая технология, работа с текстом (Словом) – всё это способствовало формированию ценностного мировоззрения школьников.

Прикрепленный файлSize
В качестве примера представлен вариант плана.docx6.31 MB
Мудрые сказки тётушки Совы. Письмо бабушке.mp419.94 MB
Из истории письма.ppt5.17 MB
Письмо. Урок по риторике.ppt4.71 MB

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!