Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет"

Фото пользователя Ольга Сергеевна Малина
Submitted by Ольга Сергеевна Малина on Tue, 15/10/2013 - 16:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Малина Ольга Сергеевна
Место работы, должность: 
г.Воронеж, МБОУ гимназия №9, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1) формирование умения подробно излагать текст;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться).

Задачи урока:

1) формирование навыков выразительного чтения;

2) развитие умения составлять план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;

3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;

4) развитие умения анализировать языковой материал.

Учащихся в классе (аудитории): 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.: учеб. для общеобразоват.  учреждений.-М. Дрофа,  2013.
Используемое оборудование: 
  1. Презентация к уроку;
  2. Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.: учеб. для общеобразоват.  учреждений.-М. Дрофа,  2013.

Краткое описание: 
Данный урок по развитию речи разработан для подготоки учащихся к написанию изложения, близкого к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет" (отрывок "Шорох листьев"). Работа построена следующим образом: 1. Выразительное чтение текста. 2. Определение темы и идеи. 3. Беседа по вопросам, помогающим акцентировать внимание учащихся на главные смысловые части текста. Определение тропов их роли в тексте. 4. Составление сложного плана текста. 5. Пересказ по плану. 6. Орфографическая и пунктуационная работа для предупреждения ошибок при написании изложения. 7. Повторное чтение текста.

 

Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).

Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка

К.Г. Паустовского "Жёлтый свет".

Цели урока:

1) формирование умения подробно излагать текст;

2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;

3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).

 

Задачи урока:

1) формирование навыков выразительного чтения;

2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;

3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;

4) развитие умения анализировать языковой материал.

 

Оборудование:презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс. 

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского "Жёлтый свет". Дома вы готовили выразительное чтение  отрывка "Шорох листьев" и составляли сложный план данного текста.

- Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван "Желтый свет"? (ответы учащихся) (Слайд №1)

 

2. Выразительное чтение текста(подготовленным учеником или учителем)

    Определение темы и идеи текста.

- Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)

(Тема текста- шорох листьев в воздухе. "Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука"

Идея текста- показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. "Впервые я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот".)

- Как можно озаглавить этот текст? (Шорох листьев)

3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)

  • Почему писатель следил за опадающими листьями? («…чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю…»)
  • Где чаще всего мы слышим шуршание листьев? («Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека»)
  • Почему шорох листьев в воздухе автору казался неправдоподобным? («Шорох листьев в воздухе казался  мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава»). Найдите сравнение. Для чего автор его использует? (показать неправдоподобность шуршания листа в воздухе).
  • Почему ему не удавалось услышать шелест падающего листа? («Нужно было время, чтоб слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли»)
  • Где можно было увидеть листья? («Они были всюду. …Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом»). С помощью какого сравнения автору удаётся показать, что листьев было много? («…приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу».)
  • Что значит «оглохшие и немые осенние ночи»? («…когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем…»).
  • Когда удалось услышать шелест падающего листа? (Тихой безветренной ночью)
  • С чем сравнивает автор шелест листа в воздухе? («…шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот»). Почему? (Шелест листа в воздухе очень чистый, тонкий и неясный).

 

4.Составление сложного плана текста. (Слайды №7-8)

Обсуждение и корректировка (ребята составляли план дома)

1. «Пристально следил за опадающими листьями».

2. «Шорох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным».

3. «Я был … неправ»: «нужно было время, чтобы слух отдохнул от скрежета городских улиц».

4. «Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу».

5. «Листья были повсюду»:

а) «чёрный хлеб из пекарни приносили с … листьями»;

б) «по дорожкам сада было трудно ходить»;

в) «мы насквозь пропитались запахом листьев».

6. «Бывают осенние ночи, оглохшие и немые…»:

а) «была такая ночь»;

б) «я посмотрел на клён».

7. «Впервые я услыхал шелест падающего листа…».

 

5. Пересказ по плану.

 

6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)

1.Словарная работа:

К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.

2.Пунктуационная работа

Задание.Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.

  1. Я был конечно неправ.
  2. Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
  3. Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
  4. Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.

3.Объяснительный диктант

Отд..ляет..ся от ветк.., падающ.. лист..я, только на земл.., ш..рох в воздух.., скреж..т улиц.., (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц.., такая ноч.., осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк.., шелест листа, де..кий ш..пот.

 

7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)

 

Написание текста изложения на втором уроке.

 

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение   стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор) (Слайд №13)

Прикрепленный файлSize
Урок развития речи в 6 классе.docx23.19 KB
Подготовка к изложению по тексту Паустовского Шорох листьев.pptx1.55 MB

»  Размещено в сообществах:   
Любимой гимназии посвящается