Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка "Различные приемы работы с учебником по биологии"

Submitted by Зухра Фатыховна Макова on пн, 21/10/2013 - 10:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Макова Зухра Фатыховна
Место работы, должность: 

Казанское суворовское военное училище, преподаватель биологии.

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Задача учите&shy;ля &mdash; не давать учащимся знания в готовом ви&shy;де, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, крити&shy;чески оценивать их, систематизировать ин&shy;формацию, обобщать, творчески перераба&shy;тывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логи&shy;ческие операции, выделять главное, решать &nbsp;проблемные задачи.</p> <p> При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов:</p> <p> 1-я группа &mdash; организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p> 2-я группа &mdash; различные приемы работы с текстом;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p> 3-я группа &mdash; приемы работы с вопросами, заданиями, иллюстрациями.&nbsp;</p>

Казанское суворовское военное училище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ

ПО БИОЛОГИИ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       


 

 

 

КАЗАНЬ - 2012

 

 

 

 

ПЛАН

 

Введение

 

1.    Репродуктивно-поисковая работа с учебником.

 

2.    Сравнительно-аналитическая работа с учебником.

 

3.    Творческие задания.

 

4.    Вывод.

 

5.    Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из задач школы в современных усло­виях развития общества — формирова­ние у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьно­го курса биологии отражено в учебниках, яв­ляющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое ис­пользование учебника на уроках — эффектив­ный способ формирования у школьников на­выков самостоятельного добывания знаний. Рассмотрим некоторые приемы работы с содержанием учебника «Общая биология» под редакцией Д.К. Беляева 10 – 11 класс, В.Б. Захарова и Н.И. Сонина для 9 класса.

Известно, что тот, кто учится самостоя­тельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учите­ля — не давать учащимся знания в готовом ви­де, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, крити­чески оценивать их, систематизировать ин­формацию, обобщать, творчески перераба­тывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логи­ческие операции, выделять главное, решать  проблемные задачи.

При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов:

1-я группа — организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;       

2-я группа — различные приемы работы с текстом;        

3-я группа — приемы работы с вопросами, заданиями, иллюстрациями.  

Задания при работе с учебником могут но­сить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычно­го урока осуществлять дифференцирован­ный подход в обучении, значительно облег­чает выполнение домашнего задания. Харак­тер и формы работы с учебником приведены в табл. 1.

 

 

Таблица 1

ХАРАКТЕР РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ

 

Репродуктивно - поисковый

Сравнительно-аналитический

Творческий

Чтение с комментарием

Задания по работе с иллюстрациями.

Составление тестов учениками.

Чтение текста с заполнением таблицы

Сравнительный анализ данных таблиц или схем.

Создание синквейна.

Составление таблиц

Пометки на полях.

Составление вопросов

Составление проблемных вопросов по тексту учебника

 

Моделирование

Составление опорных логических схем.

 

Составление вопросов творческого характера

Написание краткого конспекта.

 

Составление рассказов с биологическими ошибками

Изучение терминов

 

Составление текстов с пропущенными словами.

Ответы на вопросы к параграфам

 

 

Составление плана к тексту параграфа

 

 

Самостоятельная работа по учебно – тематическим картам с учебной литературой.

 

 

 

 I. РЕПРОДУКТИВНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

1. Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информа­цию и обеспечивает лучшее усвоение материа­ла при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наибо­лее сложных тем раздела, например, «Возникновение жизни на земле»,  «Развитие жизни на земле» «Генотип как целостная  система», «Доказательства эволюции» и др.

 

2.   Чтение текста с заполнением таблицы.

Ученики в таблице отмечают известную, но­вую, нужную информа­цию, содержащуюся в тексте. В ре­зультате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспекти­руется самое главное. Данный прием использу­ется при изучении следующих тем: «Уровни ор­ганизации живой материи», «Химический со­став клетки. Неорганические вещества», «Ми­тоз», «Борьба за существование», «Приспособ­ленность организма к условиям внешней сре­ды», «Взаимоотношения между организмами».

Например; при изучении темы «Главные направления эволюции»  составляется таблица.

Эра, период

Ароморфозы у растений

Ароморфозы у животных

При изучении темы: «Химический состав клетки. Неорганические вещества», выполняется следующая таблица:

Название вещества

Особенности строения молекул веществ

Функции вещества в клетке

По мере чтения текста о делении клетки в теме: «Митоз» суворовцы заполняют следующую таблицу:

Фазы митоза

Название фазы

Схематический рисунок

 

 

3.   Составление таблиц.

Эта форма работы учит школьников пра­вильному отбору и краткому изложению ин­формации. Таблицы можно состав­лять самостоятельно.

При изучении темы «Пластический обмен суворовцы самостоятельно заполняют таблицу:

 

 

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

Признаки

ДНК

РНК

Количество цепей

Азотистые основания

Моносахариды

Функции

 

 

 

4.   Составление проблемных вопросов по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной инфор­мации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти мате риал для составления таких вопросов. Прямо­го ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между поняти­ями. Проблемные вопросы представляют со­бой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Например:

В теме «Биологические полимеры — бел­ки». Вопрос: белки называют протеинами,    что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепен­ное значение белков для жизненных процес­сов клеток и организмов? В теме «Человечес­кие расы». Вопрос: можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду? В теме «Наследственная генотипическая изменчи­вость». Вопрос: почему в природе очень ред­ко встречаются две одинаковые особи любых видов организмов? В теме «Оплодотворе­ние». Вопрос: почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?

Эпиграфы также могут выступать в качест­ве проблемных вопросов к изучаемому разде­лу, поэтому стараюсь начинать изучение но­вой темы с эпиграфа и возвращаться к нему вновь в конце темы. Эпиграфом урока: «Белки, их строение и функции» могут быть слова Ф. Энгельса – «Жизнь есть способ существования белковых тел».

Урок начинается с данного эпиграфа и как вывод можно возвратиться к нему в конце урока.

 

5. Составление опорных логических схем, точек.

План, схема, опорные конспекты помога­ют отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимо­связи отдельных систем. Все это способству­ет систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой
информации.     

 

Транспортная

Строительная

Задание: составить опорную схему по теме «Функции белков».

 

         
 
   

Энергетическая

 
   

Сигнальная

 
 

 

 

 

 

 


Роль клетки

Свойства вещества

Строение вещества

Порядок расположения атомов в молекуле

При изучении темы «Органические вещества клетки. Углеводы и липиды» предлагаю само­стоятельно изучить материал, ориентируясь на приведенную ниже логическую схему.

 

 
 
 

 


Опорные точки по теме «Прокариотическая клетка» составляются учащимися при ра­боте с учебником.

Пример:

1.Бактерии — древняя примитивная фор­ма жизни.

2.Обитают повсюду: в воде, в почве, в пи­щевых продуктах.

 

3.У бактерий генетический аппарат клет­ки представлен одной кольцевой молекулой ДНК, в цитоплазме мало мембран, есть рибо­сомы, осуществляется синтез белков, фер­менты диффузно рассеяны по цитоплазме или прикреплены к мембране.

4.Способы деления: деление надвое, реже половой процесс.

5.Способ защиты от неблагоприятных ус­ловий — спорообразование.

6.    Виды бактерий: полезные, болезнетворные.

6.   Написание краткого конспекта.

По сложным темам, курсам, считаю полез­ным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность суворовцу вы­брать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Пластический и энер­гетический обмен», «Митоз», «Мейоз», «Эта­пы эмбрионального развития», «Строение клетки».

7.   Изучение терминов.

Изучение биологических терминов не ог­раничивается заучиванием их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запомина­ние продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысло­вая группировка или разбивка на части с вы­делением главного.

Например: консументы (от латинского «консумо» употреблять, расходовать) -  растительно-ядные и плотоядные животные, потребители органических веществ.

Редуценты (от латинского «редуцере» - уменьшение, упрощение строения) – микроорганизмы, грибы – разрушители органических остатков.

Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные терми­ны. Для качественного освоения научного языка использую следующий алгоритм:

•     проговаривание термина;

•     запись на доске и в тетради;

•     работа над орфографией;

•     выявление этимологии термина;

•     тренинг.

Ра­бота с терминами — важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный тер­мин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет ус­воить новую информацию и пропадает инте­рес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологичес­ких диктантов.

Пример биологического диктанта по теме: «Взаимоотношения организма и среды». 

Задание: дайте определения следующим понятиям:

·        аменсализм

·        симбиоз

·        мутуализм

·        протокооперация

·        паразитизм

·        конкуренция

·        биологический оптимум

·        ограничивающий фактор

·        правило экологической пирамиды

·        принцип Гаузе.

8. Ответы на вопросы к параграфам.

Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять диффе­ренцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления до­полнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).

В качестве примера рассмотрим ответ на сле­дующий вопрос: «Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве: 1 — азот, 2 — кислород, 3 —углерод, 4 — водород?»

Было бы неверным считать ответ на вопрос простым воспроизведением знаний. В 25% случа­ев ученик действительно может угадать ответ или помнить текст учебника, но может прийти к отве­ту в результате рассуждения:

Азот организмом из окружающей среды в сво­бодном виде не усваивается и содержится в про­дуктах распада белков и НК, следовательно, мень­ше всего азота.

9. Составление плана к тексту параграфа.

Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли.

10. Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой.

Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если суворовец овладел приемами самообразования.

На уроках биологии можно использовать учебно – тематические карты для работы с учебником.

В учебно тематической карте ставится определенная цель для самостоятельного изучения темы.

 Особое внимание обращается на разнообразие форм заданий для работы суворовцев. Ответы на вопросы, заполнением таблиц, тестовые задания, работа с рисунками, конспектирование учебного материала. Задания должны быть рассчитаны как на простое воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность.

Смена видов деятельности, а так же выполнение учащимися заданий различного уровня сложности, делают урок интересным, позволяют суворовцам  максимально реализовать себя на уроке.

В заключение урока суворовцы делают выводы по всем заданиям и выборочно сдают рабочие тетради на проверку. Пример использования учебно-тематической карты при изучении темы: «Белки, их строение и функции».

«Белки, их строение и функции»

Номер учебного элемента

Учебные материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ - 0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны выяснить особен­ности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.

Внимательно прочитайте  цель урока.

УЭ - 1

Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы.

I.                    Выполните следующие задания:

1 . Какое из перечисленных ниже органических со­единений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокисло­ты, моносахариды.

Прочитайте текст учебника Д.К .Беляева §3стр. 14

2. Выполните формулу аминокислоты в общем ви­де. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала R?

См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 14

3. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие бел­ков огромно. Чем это объясняется?

См.       учебник Биология 10 класс Т.В. Иванова §4 стр. 13

4. Найдите в предложенном полипептиде пептидные (амидные) связи:                                      

 

    

См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 18

 II. Обсуждение результата работы

 

УЭ  - 2

Цель: изучить структурную организацию белковой  молекулы и ее свойства.

   I. Выполните следующие задания:

1.Вставьте пропущенные слова:                          «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ...   структуре белка. В результате образования водородных связей между —СО- и — NН- группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали - это ... структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида - ... структура белка. Следующий уровень ор­ганизации белковой молекулы - ..., который воз­никает в результате соединения нескольких макро­молекул с третичной структурой в сложный ком­плекс»

См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 18, 19 

2. Молекулы белков обладают свойством денатура­ции. Что это такое?

См. учебник Д.К .Беляева §3 стр. 20 

II. Обсуждение результата работы.

 

УЭ  - 3

Цель: изучить биологические функции белков.

I. Выполните следующие задания: 1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:

Типы белков

Функции

Примеры

1.        1. структурные

  1. ферменты
  2. гормоны
  3. сократительные
  4. транспортные
  5. защитные

7.  запасные

 

 

 

См. учебник Д.К .Беляева §4 стр. 20 - 22 

 

 

IIПодведение итогов работы

 

 

II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Сравнение и анализ информации. Это иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам учи­тель ведет практически параллельно с опи­санными выше формами работы, так как они также требуют умения находить глав­ное, кратко записывать и четко формулиро­вать свои мысли. В любом анализе заложе­ны элементы выделения отдельных частей и признаков, а также обобщения и нахожде­ния взаимосвязей. Сравнение можно прово­дить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

1.     Задания по работе с иллюстрациями учебни­ками.

Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки.

Например, при изучении темы: «Общие закономерности биологической эволюции» я предлагаю суворовцам рассмотреть рис. 41 «Конвергентное сходство конечностей у насекомого (медведка) и млекопитающего (крот), ведущих роющий образ жизни» сделать вывод: животные обитающие в одинаковых условиях, но относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение.

При изучении закона зародышевого сходства (К Бэра) суворовцы рассматривают рис 94, «Зародышевое сходство у позвоночных». На основании этого делают вывод: зародыши всех позвоночных сходны на ранних этапах развития.

2. Сравнительный анализ данных таблиц или схем. Пример: «На основании данных приведен­ной ниже таблицы сделайте вывод о закономер­ности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью происходящего в них обмена ве­ществ».

Содержание воды в разных тканях человека

Название ткани

Содержание воды (в %)

1.     мышечная

2.     нервная:

а) серое вещество мозга

б) белое вещество мозга

3.     жировая

4.     костная

76

 

84

70

25 – 30

16 – 40

 

3. «Пометки на полях». Учащиеся читают но­вый текст и на полях учебника карандашом поме­чают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется уз­нать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неиз­вестном материале. Здесь важно то, что он дол­жен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвест­ной темы.

III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:

1.   Составление тестов учениками.

Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. Посте изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 во­просов в виде тестовых заданий. Самостоя­тельно созданное тестовое задание обеспе­чивает формирование применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята дела­ют очень интересные работы, которые мо­гут быть использованы в дальнейшем для ин­дивидуального опроса.

2.   Создание синквейна. В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово)

Это творческая форма рефлексии. Спо­собность резюмировать информацию, изла­гать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном  запасе. Данная фор­ма работы удается не всем ученикам, и иног­да во время урока создать синквейн не полу­чается, поэтому здесь может быть использо­вана парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

Примеры:

Чарлз Дарвин

гениальный, смелый

открыл, создал, убедил

эволюция — необратимый процесс

ученый

 Вирус

опасный, коварный

пугает, заражает, уничтожает

 необъяснимая загадка природы

враг

3.   Составление вопросов.

Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных уси­лий, тем более что вопросы не должны дуб­лировать те, что приведены в параграфе.
Они должны начинаться определенным об­разом.

Важно объяснить суворовцам, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них. Проверку работы можно проводить несколькими способами: выбо­рочно или у всего класса в тетрадях; заслуши­вая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах и соревновании между ними.

4.   Моделирование.

Создание всевозможных моделей изучае­мых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнитель­ной информации, выходящей за рамки, пре­дусмотренные учебной программой.

Например: При изучении темы «Фенотипическая изменчивость» можно дать задание суворовцам сделать рисунок, отражающий изменения признаков растений, животных, в связи с различной средой их обитания.

При изучении темы «Бесполое размножение», «Строение белков» суворовцы самостоятельно могут создать схему опорного конспекта.

На уроках по темам: «Генетика», «Молекулярная генетика» они с удовольствием придумывают биологические задачи.

Для активизации познавательной деятельности суворовцев им предлагают найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон; подобрать материал о различных формах борьбы за существование; полезных и конкурентных взаимоотношениях между организмами; клонировании; достижениях клеточной и генной инженерии.

Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.

5. Составление вопросов творческого характера.

а) Задания на установление соответствия.

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе.

              Характеристика                                                      Функциональная

                 организмов                                                                             группа

А) синтезируют органические                                                  1) продуценты

 вещества из неорганических

Б) используют готовые органические вещества                    2) консументы

В) используют неорганические вещества почвы

Г) растительноядные и плотоядные животные

Д) аккумулируют солнечную энергию

Е) в качестве источника энергии используют

 животную и растительную пищу

 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

б) Задания на отражение последовательности биологических процессов и явлений.

Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

А) синтез иРНК на ДНК

Б) приспособление аминокислоты к тРНК

В) добавка аминокислоты к рибосоме

Г) перемещение иРНК из ядра к рибосоме

Д) нанизование рибосом на  иРНК

Е) приспособление двух молекул тРНК с аминокислотами к иРНК

Ж) взаимодействие аминокислот, присоединенных к иРНК, образование пептидной связи

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Составление рассказа с биологическими ошибками.

Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.

1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов.

2. Рудименты – это признаки, обычно не встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.

3. Примеры рудиментов: обильный волосяной покров на теле, многососковость у человека.

4. Примеры атавизмов: аппендикс, полулунная складка в уголке глаза.

5. У человека имеется несколько десятков слаборазвитых, бесполезных для него рудиментарных органов.

Элементы ответа:

Ошибки встречающиеся в следующих предложениях:

1)    2 – рудименты – это органы, которые развиты у животных, а у человека недоразвиты.

2)    3 – обильный волосяной покров и многососковость у человека – это примеры атавизмов, а не рудиментов.

3)    4 – аппендикс и полулунная складка в уголке глаза – это рудименты, а не атавизмы.

7. Составление текстов с пропущенными словами.

Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к … структуре белка. В результате образования водородных связей между – СО – и – NН – группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали – это … структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида - …  структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

8.     Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

 Например при изучении темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов», суворовцами был предложен следующий кроссворд.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

Ключевое слово по вертикали:

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

По горизонтали: 1. Организм, полученный в результате скрещи­вания особей, отличающихся наследственными задатками; 2. Про­цесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению; 3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез опреде­ленной молекулы белка и обусловливающий развитие определенно­го признака; 4. Совокупность признаков и свойств организма, про­являющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания; 5. Совокупность генов, которую организм получает от родителей. 6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увели­чении числа хромосом; 7. Одна из важнейших областей практического использования закономерностей, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И. Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека;

 8. Наследственное изменение гено­типа.

 

 

 


ВЫВОД

Таким образом, конечная цель использова­ния учебника на уроке:

•     подготовка школьников к самообразо­ванию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;

•     обеспечение тесной связи между ум­ственной и конкретной практической учеб­ной деятельностью.       

В процессе обучения на уроках следует по­ставить учащихся в положение необходимос­ти и заинтересованности заниматься самооб­разованием. К признакам самообразователь­ной деятельности относят:

а)   высокий уровень активности и самосто­ятельности учащихся;

б)   добровольность в приобретении новых знаний;

в)   совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;

г)    целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.

Реализацию этих признаков следует осу­ществлять через:,

•     систематическое формирование и раз­витие умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащимися алго­ритмами действий, составляющих каждое умение;

•     включение учащихся в поисковую дея­тельность в работе с учебником, которая со­здает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;

•     включение элементов занимательнос­ти в учебный процесс, что вызывает эмоцио­нальную увлеченность в развитии познава­тельного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Цекало Е.С.Статья «Творческий потенциал учебника биологии», www.internet-school.ru. Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках биологии — один из путей под­готовки учащихся к самообразованию//Педа-гог,-1997. - №3.

Загашев И.О., Заир-Бек СИ. и др. Учим детей мыслить критически. — СПб.: Альянс «Дель­та», 2003.

Учебно-методический комплекс/ Под ред. В.Б.За­харова

Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии. — М., 2006.

Каймин В.А. Информационная культура школь­ников // Педагогика. — 1997. — №4.

Розенберг Н.М. Информационная культура в со­держании общего образования // Педагогика. — 1996. — №3.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.

www.ipkps.bsu/edu.ru— сайт Белгородского регио­нального института повышения квалификации и про­фессиональной переподготовки специалистов.

www.1september.ru— сайт издательского дома «Пер­вое сентября».

Научно – методический журнал «Биология в школе» № 8, 2007г, № 1, 2009г.

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн