Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Растения – фильтраторы

Submitted by Наталья Викторовна Бугровская on Fri, 29/11/2013 - 02:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бугровская Наталья Викторовна
Место работы, должность: 
МКОУ ОСОШ,учитель биологии и химии
Регион: 
Магаданская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Выработать рекомендации по подбору комнатных растений для создания благоприятной атмосферы в замкнутом пространстве (квартира, аудитория, офис)

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

"Все о комнатных растениях. Книга вторая" Автор: Хессайон Дэвид. Переводчик - И.Романова, Издательство "Кладезь  2007 г."

"Все об очищающих воздух комнатных растениях" Автор:  Ян Ван дер Неер.  Издательство "Bestiary 2012 г."

Используемая методическая литература: 

"Воспитание в современной школе" - школьный экологический календарь. Пособие для учителя под редакцией Н.С. Дежниковой, Москва "Просвещение 2008 г"

Используемое оборудование: 

Мультимедийная доска, проэктор, информационные карты для выполнения работы, комнатные растения, бумага, маркеры, дидактический материал.

Используемые ЦОР: 

Видеофрагменты, рисунки, интерактивные модели, задания, тесты.

Краткое описание: 
Человечество давно использует растения как живые фильтры. Достаточно напомнить полосы зеленых насаждений вдоль дорог, которые являются достаточно эффектным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта. И это не говоря уже о способности растений ионизировать воздух и абсорбировать пыль и микрочастицы в загрязненном воздухе...

Тема урока

 «Растения – фильтраторы»

Тип урока:интегрированный

Форма: поисково-исследовательский

Цель:выработать рекомендации по подбору комнатных растений для создания благоприятной атмосферы в замкнутом пространстве (квартира, аудитория, офис).

Задачи:

·        формирование правильного научного понятия об очистке воздуха, охране окружающей среды;

·        расширение экологических знаний;

·        развитие умения работать в группах;

·        воспитание чувства товарищества;

·        максимальное использование ИКТ-средств;

·        формирование у каждого учащегося установки «успешности» как первого шага к достижению поставленных  им целей;

·        развитие способностей и поддержка стремлений ученика педагогом – не учить, а помогать учиться и развиваться.

Планируемые результаты:

1.     формирование социальных навыков:

  • способность принимать ответственность;
  • способность уважать других;
  • умение сотрудничать;
  • умение участвовать в выработке общего решения;

способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

2.     Формирование навыков поисковой и проектной деятельности:

  •     умение формулировать вопрос, ставить проблему;
  • умение вести  поисковое исследование;
  • умение спланировать работу;
  • умение собрать данные;
  • умение зафиксировать данные;
  • умение представить результаты или подготовленный продукт.

3.     Развитие логического мышления.

4.     Сформировать правильное научное понятие  об экологических знаниях.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, информационные листы, бумага, маркеры, дидактический материал.

Ход урока

Организационный момент– психологический  настрой учащихся, исследовательская работа в группах, найдем пути выхода из проблемной ситуации и сформулируем практические рекомендации.

Вступительное слово учителя

Вы наверняка замечали – в любой природной экосистеме, будь то влажный тропический лес или наша Магаданская лесотундра, не бывает мусора. Любые останки животных или растений достаточно быстро перерабатываются и разрушаются с помощью червей, насекомых, плесневых грибов, бактерий. Органические вещества погибших организмов «раскладываются» на элементарные составные части, из которых затем вновь синтезируются сложные макромолекулы.

В отличие от природных экосистем, современная техносистема является источником огромного числа соединений, которые пагубно действуют на своего собственного производителя – человека. Более половины всех проблем со здоровьем бывает связано с загрязнением окружающей среды продуктами техногенных производств. Главным источником опасности является воздух, которым мы дышим.

Древнегреческий врач Гиппократ образно называл воздух «пастбищем жизни». К сожалению, в наши дни эти пастбища серьезно загрязнены.

Так чем же мы дышим?   (беседа с учащимися)

Учитель.

·        микрочастицы дыма

·        сажа

·         микрокапли жидкости, образующихся в основном в результате сгорания различных продуктов

·         сжигания отходов,

·        выхлопные газы автомобилей

·         многие отрасли промышленности и сельского хозяйства

·         пыль

·        пыльца растений

·        споры грибов

·        бактерии

·        вирусы

·         микроклещи

Учитель.  Действительно важным показателем чистоты воздуха является концентрация в нем различных ядовитых газов и летучих органических соединений.

Дом, школа, офис – это наша экосистема, в которой скапливается огромное количество токсичных веществ.

Какие вещества загрязняют воздух в помещении?

Как влияют эти  вещества на здоровье человека?

В настоящее время многие ученые – химики, биологи, экологи, инженеры-технологи активно занимаются поиском путей утилизации ядовитых веществ.

Попробуйте предложить варианты решения этой проблемы

( проветривание, активированный уголь, влажная уборка, кварцевание, ионизирование…… РАСТЕНИЯ)

Беседа (направления на правильную мысль из предложенных вариантов учащимися).

Формулировка проблемы урока:

Какие растения являются чемпионами по очистке воздуха от токсичных веществ?

Мы приступаем к выполнению практической работы, для выявления растений-чемпионов по очистке воздуха от токсичных веществ.

Ход работы:самостоятельная, исследовательская работа в группах.

Каждой группе (их у нас 6) предложено токсичное вещество, которое может входить в состав воздуха. Вам необходимо изучить информационные листы и заполнить таблицу.

Вещество__________________________

Формула_________________________________

Общие сведения

Промышленные источники

Источники в квартирах и офисах

Влияние на организм человека

 

Растения

 

Учитель.

Итак, мы поработали в группах, вспомнили токсические ядовитые вещества, их свойства, как они влияют на организм человека.

 Кратко охарактеризуйте вещество по плану:1) название вещества; 2)свойства вещества; 3)отрицательные свойства  для живых организмов.

Закончили первую часть работы и переходим ко второй части.

Информация для второй части урока.

Клетки растений можно рассматривать ка крошечные водные контейнеры. Многие же газы прекрасно растворяются в водной фазе. Благодаря этому поглощение газов растениями идет очень быстро. В результате в течение только одного летнего дня гектар леса поглощает из воздуха до 220 – 280 кг углекислого газа. Все леса нашей планеты за год поглощают более 50 миллиардов тонн СО2.

Ясно, что вместе с этим газом внутрь растений попадают и различные летучие органические соединения. Пока накоплено немного конкретных сведений, ка то  или иное вещество вовлекается в сложные цепочки биохимических реакций растений. Зато хорошо известно, что многие ядовитые вещества вызывают у растений интенсификацию процессов дыхания. Следовательно, растения реагируют на них активно. Логично предположить, что в процессе длительной эволюции у растений выработались защитные механизмы, позволяющие нейтрализовать вредные вещества и газы, поступающие в ткани вместе с углекислотой. Опыты NASAподтверждают это предположение.

В результате анализа всех полученных результатов Б. С. Вольвертон,  А. Джонсон и К. Баундс пришли, в частности к следующему выводу: «Комнатные растения с низкими потребностями в освещении продемонстрировали высокий потенциал в улучшении качества воздуха внутри помещений за счет удаления следов органических загрязнителей в зданиях с низким энергопотреблением».

Специалисты NASAвывели обобщенный коэффициент эффективности очистки воздуха растением. Он вычислялся с учетом степени опасности поглощаемых газов, широты их спектра, а также скорости их поглощения. Этот коэффициент выражен в условных единицах  в интервале от 0 до 10.

Человечество давно использует растения как живые фильтры. Достаточно напомнить полосы зеленых насаждений вдоль дорог, которые являются достаточно эффектным средством борьбы с вредными  выбросами автомобильного транспорта. И это не говоря уже о способности растений ионизировать воздух и абсорбировать пыль и микрочастицы в загрязненном воздухе.

Настало время воспользоваться этими уникальными свойствами растений и сделать их настоящими живыми фильтрами, способными очищать воздух жилых помещений и офисов.

Приступаем ко второй части нашей практической работы.

У вас на столах лежат вторые комплекты информационных листов с растениями-фильтратами. Вам необходимо  выбрать из предложенного комплекта растений те, которые поглощают изученное вами вещество, и внести информацию в таблицу.

Сделайте соответствующий вывод.

Вывод:основными растениями, поглощающими  (органическое вещество) являются…………

Вспомним проблемный вопрос

Как сохранить чистоту воздуха в помещении?

 А теперь решаем эту проблему.

Вашему вниманию на доске представлен «Цветок». Ваша задача – вам необходимо вписать  на лепестках названия растений (отдельное растение на отдельном лепестке).

Выбираем чемпионов среди растений.

Ребята, наш продукт – это рекомендации. Что мы можем рекомендовать?(ответы учащихся – очистка воздуха, сохранение здоровья)

Учитель:Комнатные растения могут служить эффективными «живыми» фильтрами, активно очищающими воздух в замкнутых помещениях.

(под музыкальное сопровождение просматривается слайд – шоу  «Растения-фильтраторы»)

Нет ничего прекраснее цветов,
пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Домашнее задание: Ребята, попробуйте дома составить СИНКВЕЙН.  Это стихотворение, состоящее из пяти строк, где

 

     1-я строка – название синквейна;

2-я строка – два прилагательных;

3-я строка – три глагола;

4-я строка – фраза на тему синквейна;

5-я строка – существительное.

 к ключевым словам (воздух, растение, жизнь) нашего урока.

Пример:

Жизнь.

Веселая, тернистая, лихая.

Рождаемся, растем, развиваемся.

Чтоб сохранить себя в веках создали

Древо жизни.

Желаем творческих успехов!

Благодарим всех за сотрудничество!


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн