Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка. 3-й класс Тема: Части речи. Повторение.

Submitted by Татьяна Анатольевна Евсюкова on Tue, 07/01/2014 - 17:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Евсюкова Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
Средняя школа №4, сертифицированный учитель 2 уровня высшей категории
Регион: 
Зарубежье - Казахстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Цели.

·        Создать условия для сопоставления самостоятельных частей речи  по признакам.

·        Развивать орфографическую зоркость,  речь детей.

·        Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемое оборудование: 

Оборудование: презентация, карточки, маркеры, флипчарты.

Краткое описание: 
Урок первый в разделе повторения изученного в 3 классе. В ходе урока создавались условия для повторения признаков изученных частей речи, совершенствования умения распознавать их в речи. Урок организован на деятельностной основе с учетом семи модулей. Эффективность организации учебного процесса подтверждена результатами работы детей, итоговой стратегии «Да – нет», высоким процентом усвоения материала, эмоциональным состоянием и положительными отзывами детей.

Евсюкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 имени К.Макпалеева»

Урок русского языка. 3-й класс

Тема: Части речи. Повторение.

Цели.

·        Создать условия для сопоставления самостоятельных частей речи  по признакам.

·        Развивать орфографическую зоркость,  речь детей.

·        Воспитывать культуру взаимоотношений при работе в группе.

Оборудование: презентация, карточки, маркеры, флипчарты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Группировка.Сегодня у нас урок обычный и необычный. Какое сейчас время года? Почему? Скоро наступит лето! Закрываем глаза. Открыли. Вот мы и попали в лето. (Иллюстрация “Лето”, слайд 2. Презентация)

Как хорошо! Но что-то очень жарко! Быстро пилотки на голову! (У детей – разноцветные пилотки.) Как все зелено, красочно! Сегодня мы работаем в группах и я попрошу сесть в группы по цвету вашей пилотки.

В группе каждый выполняет свою роль. Сегодня -

руководитель   - самый высокий ученик,

хронометрист   - тот, у кого есть часы,                            

докладчик 1      - самые длинные волосы,

докладчик 2      - самые светлые волосы,

докладчик 3      - самые тёмные волосы,                           

оппоненты        - все остальные члены группы.

Чистописание: буква Л л. (Слайд 3)

2. Актуализация знаний.  Целеполагание.

Ой, что случилось? Лето пропало! Ребята, кому-то нужна наша помощь. Но кому? Напишем слова из словаря (Поставьте ударение, подчеркните опасное место) (Слайд 4) Каждая группа объясняет по 1 – 2 слову – вставляет красным маркером опасное место, ставит ударение, прикрепляет на доску.

калитка, голос, навстречу, оборот, малина, авось, мечта.

Калитка быстро распахнулась,

Оставив букву К одну.

А буквы первые подскажут

Куда же мы сейчас пойдем! Читаем. (К гномам.)

Вот кому нужна наша помощь! Ой, лето появилось! (На доске иллюстрация “Лето”). Ну, пошли! Стратегия «Гроздь винограда».

·        Ребята, через реку мы можем перебраться, вспомнив группы и названия частей речи. На листах создать постер по известным частям речи.

·        Защита постеров спикерами групп.

·        Так какова тема нашего урока? Поставьте себе цель, которую вы должны будете достичь на этом уроке.

Физкультминутка.«ЁЖИКИ»

Приходили ёжики, ёжики.(Ходьба на месте)

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы.(Стучим кулачком о кулачок)

Прискакали зайчики,

Зайчики, зайчики.(Скачем  на месте)

Ну-ка, дружно,Девочки!(Девочки подняли руки вверх)

Ну-ка, живо,Мальчики!(Мальчики подняли руки вверх)

3. Операционный этап.

 Мы вошли в лес. Ой, какой красивый домик! (Слайд 7) А у домика на лавочке сидят кто? (Гномы!) Их зовут Сущ. и Мес. Какие интересные имена! А может вы знаете их полные имена? Кто поможет их расшифровать? (Существительное и местоимение) (Слайд 8)

Дети дают определения этих частей речи, проверяют по образцу.

®   Гномы дают нам задание на желтых карточках.

Задание 1.Выпиши из текста в первую строчку одушевленные существительные, во вторую – местоимения. Мы вошли в лес. Какой он густой! На опушке стоит красивый домик. Возле него сидят маленькие гномики. Сегодня они собрали полную корзинку лесных ягод.

Самопроверка по ключу.

Ой, а этот гном плачет! (Показ фигурки гнома.) Почему? Оказывается, этого гнома зовут Прил. (Расшифруйте.) И злая колдунья обидела его. Она выкинула Прила из всех стихов, сказок, рассказов. Посмотрите. Слайд 9)

Задание 2.

Улыбнулись березки,

Растрепали косы. 

Шелестят сережки, 

И горят росы.

(Находим нужные прилагательные. Вставляем. Списываем 1 и 2 строчки. Подчеркиваем прилагательные (определения) волнистой  линией.

Задание 3.А вот и еще один гном. И его обидела колдунья. Дано предложение. В нем пропало слово. Вставляем. (Слайд 10)

В густой траве… кузнечик.

А вы поняли, как зовут гнома? (Глагол). Разбираем предложение по членам предложения и по частям речи. Самопроверка по ключу.

Задание 4.Пора разобраться с этой Колдуньей! Вот ее замок. (Слайд 11). Колдунья нам будет не страшна, если вы верно распределите слова по частям речи. (Слайд 12).

боль больной больница болеет больно друг дружный дружить дружно

Каждая группа распределяет слова по столбикам, неизвестная часть речи – наречие. Кто знает эту часть речи? Как узнали?

4. Этап реализации.

Дифференцированное задание. Розовая карточка. Индивидуальная работа. Самопроверка 1, 2 заданий по ключу, самооценивание по данным критериям

1 уровень.

Прочитай, вставь пропущенные слова. Укажи какой частью речи они являются? Докажите.

Добрая ----------добавит разума ума.

Кто мать и отца почитает, тот вовек не -------------.

Самое ценное и ------------ на свете – это родители.

Слова для справок: погибает, семья, дорогое.

2 уровень.

Прочитай. Над каждым словом укажи часть речи.

3 уровень.

Убери лишнее слово. Объясните, почему слово лишнее.                                                          

Ночь, ночной, ночлег, ночёвка – имена существительные,

Космический, космос, ракета, космонавт – однокоренные,

Венера, планета, Меркурий, Сатурн – собственные,

Звезда, мерцает, светит, падает – глаголы,

Кометы, планеты, звёзды,астероид -  множественное число,

Ночное, небо, звёздное, ясное – имена прилагательные,

Солнце, Марс, Плутон, Юпитер – мужской род

5. Рефлексивно – оценочный этап.

Контроль.  Игра «Да – нет».

Я произношу утверждение, вы отмечаете в листах контроля да или нет.

1.     Имя прилагательное отвечает на вопрос какое? Какая? Какой? Какие? +

2.     Местоимения называют предмет. –

3.     Глагол обозначает признак предмета. –

4.     Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. +

5.     Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает? –

6.     Имя прилагательное в предложении является определением. +

7.     Глагол в предложении является подлежащим. –

Самопроверка, самооценивание 1 – 2  ошибки – 4, 3 – 4  ошибки – 3, 5 и более ошибок – 2.

Рефлексия. «Мишень»

®   Я хочу узнать довольны ли вы своей работой, все ли получилось. На партах у вас лежат стикеры. Нарисуйте на них своё настроение и наклейте на нашу мишень.  Вам было легко работать? А где было трудно? На каком этапе? Что нужно повторить на следующем уроке?

 

 

 

 

Оценочный лист. __________________________________________________

1.     Повторение частей речи. Желтая карточка.

Все было легко, не сделал ошибок – 5.

Было легко, но сделал 1 – 3 ошибки – 4.

Было трудно, но я старался, сделал больше 3 ошибок – 3.

Ошибки сделал в каждом задании – 2.

2.     Задания по уровням. Розовая карточка.

1 уровень.           Все сделано верно – 5.          Допущено 1-2 ошибки – 4.

                   Допущено 3-4 ошибки – 3.

2 уровень. Все сделано верно – 5.

                   Допущено 1-2 ошибки – 4.

                   Допущено 3-4 ошибки – 3.

3.     Контроль. 1 - ____, 2 - ____

3 - ____, 4 - ____

5 - ____, 6 - ____

7 - ____

Ошибок нет – 5.

1 – 2  ошибки – 4.

3 – 4  ошибки – 3.

5 и более ошибок – 2.  ИТОГ. ________________________

Желтая карточка.

1.     Найди в тексте неодушевленные существительные, выпиши их в первую строчку, поставив в начальную форму, во вторую строчку – выпиши местоимения.

Мы вошли в лес. Какой он густой! На опушке стоит красивый домик. Возле него сидят маленькие гномики. Сегодня они собрали полную корзинку лесных ягод.

2.     Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Спиши две строчки, подчеркни определения волнистой чертой.

Улыбнулись _____________ березки,

Растрепали ______________ косы. 

Шелестят _______________ сережки, 

И горят _________________ росы.

3.     Вставь подходящее по смыслу слово, разбери предложение по членам, надпиши части речи.

В густой траве _____________ кузнечик.

      Ключ. Желтая карточка.

Задание 1.       Лес, опушка, домик, корзинка, ягода.

                        Он, него, они.

Задание 2.       Улыбнулись белые березки,

Растрепали пушистые косы. 

Шелестят зелёные сережки, 

И горят прозрачные росы.

Задание 3.         прил.         сущ.          гл.            сущ.

Вгустой траве сидел кузнечик.

 

Оценочный лист. __________________________________________________

1.     Повторение частей речи. Желтая карточка.

Выполнил все три задания без ошибок – 5.

Выполнил три задания, но допустил по 1-2 ошибки – 4.

Выполнил все задания, но более 3 ошибок – 3.

Выполнил два задания без ошибок или с 1-2 ошибками – 3.

2.     Задания по уровням. Розовая карточка.

1 уровень.           Все сделано верно – 5.

                   Допущено 1-2 ошибки – 4.

                   Допущено 3-4 ошибки – 3.

2 уровень. Все сделано верно – 5.

                   Допущено 1-2 ошибки – 4.

                   Допущено 3-4 ошибки – 3.

3.     Контроль. 1 - ____, 2 - ____

3 - ____, 4 - ____

5 - ____, 6 - ____

7 - ____

Ошибок нет – 5.

1 – 2  ошибки – 4.

3 – 4  ошибки – 3.

5 и более ошибок – 2.

ИТОГ. __________________________________________

 

Желтая карточка.

1.     Найди в тексте неодушевленные существительные, выпиши их в первую строчку, поставив в начальную форму, во вторую строчку – выпиши местоимения.

Мы вошли в лес. Какой он густой! На опушке стоит красивый домик. Возле него сидят маленькие гномики. Сегодня они собрали полную корзинку лесных ягод.

2.     Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Спиши две строчки, подчеркни определения волнистой чертой.

Улыбнулись _____________ березки,

Растрепали ______________ косы. 

Шелестят _______________ сережки, 

И горят _________________ росы.

3.     Вставь подходящее по смыслу слово, разбери предложение по членам, надпиши части речи.

В густой траве _____________ кузнечик.

 

 

 

Желтая карточка.

1.     Найди в тексте неодушевленные существительные, выпиши их в первую строчку, поставив в начальную форму, во вторую строчку – выпиши местоимения.

Мы вошли в лес. Какой он густой! На опушке стоит красивый домик. Возле него сидят маленькие гномики. Сегодня они собрали полную корзинку лесных ягод.

2.     Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Спиши две строчки, подчеркни определения волнистой чертой.

Улыбнулись _____________ березки,

Растрепали ______________ косы. 

Шелестят _______________ сережки, 

И горят _________________ росы.

3.     Вставь подходящее по смыслу слово, разбери предложение по членам, надпиши части речи.

В густой траве _____________ кузнечик.

 

 

Прикрепленный файлSize
части речи.rar9.57 MB