Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер- класс. Лаборатория поэтического текста . Путь через слово к личности поэта. Игорь Северянин.

Submitted by Ирина Холина on вс, 12/01/2014 - 20:44
Данные об авторе
Автор(ы): 
Холина Ирина Васильевна
Место работы, должность: 

Лг МБОУ "СОШ№4" г. Лангепас ХМАО- Югра, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p align="center"> Муниципальное бюджетное образовательное учреждение</p> <p align="center"> &laquo;средняя общеобразовательная школа №4&raquo;</p> <p align="center"> Тюменской области Ханты- Мансийского округа</p> <p align="center"> Г. Лангепаса</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p align="center"> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> &nbsp;</p> <p> Задачи: Показать&nbsp; разные способы работы с поэтическим текстом, помогающие привлечь мнение учащихся к данной работе, помочь им лучше понять поэтический текст.</p> <p> Данная работа может проводиться как на уроке, так и на факультативах и дополнительных занятиях. Это занятие может быть первым урокам при изучении направления &laquo;футуризм&raquo;.</p> <p> Ход занятия:</p> <p> Вначале было слово&hellip; Это библейская фраза удивительно подходит к нашему сегодняшнему&nbsp; занятию, потому что через слово мы попробуем разгадать личность человека, необычного, неординарного, ставшего кумиром целого поколения. Всегда на уроках литературы мы сначала знакомились с биографией поэта, а сегодня мы будем разгадывать личность через его творчество.</p> <p> &nbsp;</p>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

Тюменской области Ханты- Мансийского округа

Г. Лангепаса

 

 

 

 

 

Мастер- класс

Лаборатория поэтического текста .

Путь через слово к личности поэта.

Игорь Северянин.

 

 

Из опыта работы учителя русского языка и литературы ЛГ МБОУ «СОШ№4»

Холиной Ирины Васильевны.

 

Лангепас, ХМАО

2011 год.

 

 

 

 

 

Задачи: Показать  разные способы работы с поэтическим текстом, помогающие привлечь мнение учащихся к данной работе, помочь им лучше понять поэтический текст.

Данная работа может проводиться как на уроке, так и на факультативах и дополнительных занятиях. Это занятие может быть первым урокам при изучении направления «футуризм».

Ход занятия:

Вначале было слово… Это библейская фраза удивительно подходит к нашему сегодняшнему  занятию, потому что через слово мы попробуем разгадать личность человека, необычного, неординарного, ставшего кумиром целого поколения. Всегда на уроках литературы мы сначала знакомились с биографией поэта, а сегодня мы будем разгадывать личность через его творчество.

1шаг .Перед вами стихотворение. После того, как я вам его прочту, постарайтесь выделить ключевые слова стихотворении и составить ассоциативны ряд к нему, а затем первую интепретацию.  (1 слайд).

2шаг. Учащиеся работают с текстом: выделяют ключевые слова, подбирают ассоциации к ним, составляют первоначальную  интепретацию. Может получиться примерно такая таблица:

Опорные слова

ассоциации

интепретация

 Под солнца

Полонез

моих поэз!

 

Эго!

Живи, Живое

 

 

Я и Желанье!

бессмертье

Тепло, светло, центр ,лучи

Танец, царь, поклон, музыка

Стихи поэта, поэзия, творчество

Я, эгоист, своё,

Жизнь, растения, пульсация, мир

Звуки жизни

Всё для меня.

Вечность, слава

Под лучами солнца я танцую танец бессмертия. Это танец вечной жизни, где всё вокруг существует для меня, и я как солнце дарю мир своей поэзии .Всё в жизни существует для меня, и я бессмертен.

 

 

 

 

 

 

Заметки для учителя: Для проведения первого знакомства с текстом, учитель может использовать следующий способ работы:

1.Учитель записывает на доске все варианты опорных слов, которые предлагают учащиеся.

2.Потом вместе с учениками выбирает 5-6 опорных слов(3 слайд).

3. Далее учитель записывает все ассоциации, которые предлагают ученики.

4. Учитель сам «заплетает» интерпретацию текста из ассоциаций и опорных слов.

В дальнейшем  данную работу учащиеся могут производить в группах. Записывают  свои наблюдения, а потом сравнивают их с другими. Каждая группа вывешивает свои наблюдения и зачитывает их.

3 шаг. Древо предсказаний.

-Что вы можете сказать о человеке, написавшем эти стихи.

Каждая группа составляет своё древо и зачитывают их, вывешивают их ( технология критического мышления).

4 шаг. Знакомство с высказываниями писателей и поэтами, близких по направлению к данному писателю. Что новое вы можете добавить в портрет писателя (4 слайд).

5 шаг. Работа с заголовком. Многое о поэте может сказать заголовок к стихотворениям. Попробуйте подобрать заголовок к данному стихотворению. Каждая группа вывешивает своё название. Этот тур выигрывает та группа, которая смогла угадать максимально близкое название

(5-6 слайды).

6 шаг. Дать определение слова  « эгополонез», работа с оккозианализмами. Что можно сказать о поэте, использующем такое количество придуманных слов?

7 шаг. Знакомство с направлением « футуризм»(8-9 слайд). Группами составляется « словесный портрет писателя». Вывешиваются на доску и зачитываются вслух.

8 шаг. Знакомство с поэтом Игорем Северяниным.  Можно показать отрывки документального  фильма о поэте.

9 шаг .Подведение итогов. Каждая группа имеет право проголосовать  за любую другую, кто, по её мнению, создал самый полный и точный «портрет писателя».

10 шаг. Рефлексия. Мы ничего не знали о поэте, мы судили о нём только по его написанным словам.  Вначале было слово…продолжите фразу, с которой мы начали наш урок. Оцените себя и работу своей команды смайликом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта урока.

Тема -

Проблема -

Первоначальная интепретация.

Опорные слова

ассоциации

интепретация

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 шаг. Древо предсказаний.

 

 

 

 

 

                   
   
     
       
 
 
 
     Автор стихотворения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Что вы можете сказать о человеке, написавшем эти стихи?

-  Что новое вы можете добавить в портрет писателя?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Работа с заголовком.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что можно сказать о поэте, использующем такое количество придуманных слов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составить « словесный портрет писателя».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.  Вначале было слово…продолжите фразу, с которой мы начали наш урок. Оцените себя и работу своей команды смайликом.

Список использованной литературы

1.     Кутузов А.Г. Киселёв А.К. Литература. 11 класс. Ч.-1.- М.: ООО «Дрофа», 2002.

2.     Русская литература 20 века. 11 класс. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Журавлёва.-М: «Просвещение», 2000.


Интернет- источники.

1.     Литература о писателе: Критика о творчестве Игоря Северянина. – М., 1916; cultinfo.ruЛитератураseveryanin/index.htm

2. Биография поэта сквозь призму его творчества.

CoolReferat.comИгорь_Северянин

3.манифесты русских футуристов. Пощечина общественному вкусу (1912) 

a-pesni.orgzona/avangard/manifesty.php

4. Цитаты и афоризмы. 

biografia.ruarhiv/ruslit17.html

Источники иллюстраций

1.... 4-я сторона обложки. И.Северянин. Фото, 1916. Чуковский К.И

http://literatura5.narod.ru/se…

Прикрепленный файлSize
И.Северянин Знакомство с писателем.rar108.73 KB
Холина И.В.5.ppt214.5 KB