Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Как привить интерес к чтению.

Submitted by Елена Александровна Кунавина on Wed, 29/01/2014 - 11:58

Одна из главных задач учителя-словесника – искать и находить такие приемы в преподавании литературы, которые пробуждали бы интерес к чтению, желание трудиться. Как же этого добиться? Во-первых, думаю, не следует задавать на лето читать произведения, которые будут изучаться в наступающем учебном году. Представьте себе, что вчерашний девятиклассник останется наедине с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Юный читатель не поймет автора, он, что называется, отшатнется от книги, и учитель будет начинать работу над романом с предубежденным учеником. Есть ли более неблагодарное занятие? Иногда учителя требуют обязательного прочтения именно для того, чтобы ученик сравнил впечатление от самостоятельного прочтения и впечатления от чтения с учителем. В чем смысл этого сравнения? Не в том ли, чтобы показать, как ученик беспомощен и как учитель всемогущ? Нужно ли это? Итак, мои ученики не читали романа Достоевского летом. Начинаем вместе. На вступительном занятии я использую интригующее начало – прием не новый, но дающий возможность каждому учителю использовать его по- своему. Я рассказываю ребята, как впервые читала роман. Взяв книгу в библиотеке, я как всегда, вначале стала листать ее, стараясь понять, о чем книга. На одной из страниц мое внимание привлек абзац, из которого нетерпеливый взгляд выхватил слово «поцеловал». Зачитываю эпизод о том, как принесли Раскольникову письмо от матери, как попросил он Настасью выйти, желая остаться наедине с письмом, как трепетно вскрыл его. Поцеловал исписанные рукой матери листы. Продолжая листать книгу, я наткнулась на сцену, в которой описано убийство. В напряженной тишине обрушиваются на моих слушателей страшные слова о кровавом преступлении. С изумление десятиклассники догадываются, что его совершает человек, который целовал письмо матери? Продолжаю: прочитав сцену убийства, перелистывать страницы я больше не могла. Испытав потрясение, я поняла, что прочту книгу от корки до корки, мне нужно понять, что за человек Раскольников, как уживается в одном человеке святое отношение к матери и способность убить беззащитную женщину. Еще один интригующий момент. Я включаю экранизацию произведения Ф.М. Достоевского. Конечно же, это совсем другой вид искусства. Но ученики заинтригованы, они берут книгу, чтобы узнать, а что же будет с героем дальше. Я была крайне удивлена, когда даже самый слабый класс был заинтересован этим произведением и за редким исключением прочли его. Как легко и приятно войти в класс и начать урок, когда видишь, что ученики ждут встречи с тобой, с книгой и героями, которые вызвали такой неподдельный интерес. Конечно же, я не призываю только смотреть экранизации произведений. Разумеется, прежде всего, я хочу, чтобы мои ученики читали, так как любая, даже самая талантливая иллюстрация не равна оригиналу, не выражает всех идей, выразительных достоинств литературного произведения, не говоря уже о том, что создается оно словом – основным средством нашего общения друг с другом. Вместе с тем не может не тревожить и то, что мы теряем молодого читателя, самостоятельно размышляющего над текстом, он все чаще становится зрителем, пассивно воспринимающим интерпретацию произведения писателя. Как бы ни были талантливы экранизации – они все же вторичны. А вторичность любой информации неизбежно отдаляет от истины. Выскажу еще одну мысль, которая тоже может показаться спорной. Книгу можно читать не только в одиночестве, про себя, но и вслух, собравшись в круг, как это нередко случалось в прошлом, когда слово писателя читалось, произносилось, слышалось… сегодня, увы, и это мы утратили в школе, в домашнем воспитании, согласившись на вольный пересказ «в картинках» театральным и кинорежиссером. Конечно, хотелось бы, чтобы мои дети соприкоснулись со Словом в том виде, как оно родилось у наших классиков, лишь тогда оно способно приблизить читателя к источнику вдохновения, к истине, к причине творчества. Привлечь десятиклассников к творчеству А.П.Чехова мне помогли публикации в журнале «Москва», «Октябрь», ресурсы Интернета. Если вы помните, героине романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» разрешается взять с собой в гетто самые необходимые вещи – всего 15 кг. Не зная, сколько ей осталось жить, она среди жизненно необходимых вещей кладет томик А.П.Чехова. А из очерка «Маршал пишет книгу» зачитываю эпизод, рассказывающий о том, как смертельно больному маршалу Жукову приезжают известнейшие врачи страны, специалисты из Франции. Жена маршала ведет гостей в цветущий сад. «Чехов! Чехов!» - радостно восклицают французы, вероятно, вспомнив пьесу «Вишневый сад». Засуживает внимания и эпизод из книги Виктора Астафьева «Зрячий посох», где писатель с горьким юмором описывает сцену из современной жизни, говорит о живучести чеховских героев, всего, что ненавидел чехов6 раболепия, мещанства, пошлости. Таким образом подвожу ребят к разговору о том, чем же так привлекает Чехов столь разных людей. Такая работа не только прививает интерес к книге, классическому наследию, но и знакомит обучающихся с произведениями советской литературы, показывает, как нужны они нам, наши мудрые, совестливые классики.


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн