Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Наречие как часть речи. Роль наречий в речи

Submitted by Наталья Фёдоровна Ткачёва on Tue, 01/04/2014 - 22:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ткачёва Наталья Фёдоровна
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Обучающая:  повторить и обобщить значение наречия, познакомиться  с                                           историей его происхождения.

Развивающая:  показать роль наречия как одного из выразительных средств языка; развитие умения логически излагать свои мысли, выделять главное, обобщать, составлять план;

Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учащихся за счет знакомства с этимологией слова, составление устного высказывания на грамматическую тему.

Воспитательная:  воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

учебник Г.А.Богдановой, Е.М.Виноградовой

Используемое оборудование: 

компьютер, демонстрационный экран.

Краткое описание: 
<p>Вводный урок по теме &quot;Наречие&quot; с использованием УМК под редакцией Г.А Богданова, Е,М. Виноградовой</p>

Ход урока

1. Огрмомент (  сообщение темы и целей урока)

Эпиграф:                        

    Нет слова, которое бы так  замашисто,   бойко  не вырывалось  из-под самого сердца, так кипело и  животрепетало, как метко сказанное  русское слово…

                                                                                   Н.В.Гоголь.

- А какое оно, русское слово?

- К какой части речи относятся  эти слова?

2. Актуализация опорных  знаний.

  1. Запись и анализ  предложения:   На песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, неподвижно  сидела большая белая чайка, подставив грудь алому сиянию зари, и медленно расширяла свои длинные перья навстречу морю.

  Учащиеся дают общую характеристику предложения, объясняют знаки препинания, графически выделяют обособленные члены предложения.

2. Задание классу:

-  Найдите в  предложении  наречия.

- На какие вопросы они отвечают?

-  К чему относятся?

- Вспомните, что обозначают наречия. Определите значение наречий в предложении.

3. Сообщение ученика (индивидуальное задание) - презентация по теме «Наречие».

Наречие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? почему? зачем?  и как? Поступить (как?)  благородно, уехать (куда?) далеко, очень вежливый ( в какой степени?), сделал ( почему?) невзначай.

Общее грамматическое значение : признак действия или признак другого признака.

Морфологические признаки: не имеет рода, числа, падежа, не склоняется.

Синтаксическая роль: в предложении бывает обстоятельством. Береги честь смолоду. Может быть сказуемым: В лесу было тихо и сумрачно. Определением: Он любил макароны по- флотски.

3. Изучение нового материала. Роль наречий в речи.

1. Работа в группах  по материалу учебника §59

Класс делится на 4 группы, каждая из  которой получает задание (3-4 мин.):

1 группа: ознакомиться с текстом упр. 359 об этимологии наречия, объяснить связь между глаголом и наречием; работа с толковым словарем: значение слова «живописует».

2 группа: о роли наречий - 1-3 абзацы текста упр. 360;дополнить текстовый материал  своими примерами,  показывающими  роль наречий  в речи;

3 группа: 4-6 абзацы ; дополнить своими примерами;

4 группа: вставить на месте пропусков наречия ( на материале упр. 363), определить, какую роль они играют в предложениях.

2. Выступление учащихся. Учащиеся каждой группы рассказывают о происхождении наречия, о  роли наречий в речи, приводят  свои примеры. По ходу сообщений на доске составляется план текста. Делаются обобщающие выводы.

-  Наречия на –о,-е стали формироваться как особый вид с середины XIX века. Термин «наречие» связан с латинским названием «adverbium», где ad-к, для, при, verbium- глагол. Название этой части речи показывает, что наречие обычно поясняет глагол.

  • Наречия «живописуют» глагол (конкретизируют, расширяют представление о глаголе).
  •  Наречия - эпитеты.
  •  Уточняют признак прилагательного, дают дополнительную характеристику.
  • Основное свойство  наречий.
  • Употребление  в различных типах речи.

4. Закрепление  изученного.

1. Работа с текстом упр. 361- чтение отрывка  из рассказа А.П.Чехова «Степь».

- С какой целью, по-вашему, автор использует много наречий?

- Как это связано с типом речи? Что обозначают данные наречия?

- Лингвистический  эксперимент: перечитайте текст, исключив наречия. Сравните эти два текста. Что изменилось?

   Учащиеся делают вывод о том, что  наречия в тексте используются  писателем  неслучайно. Ему важно было передать   звучание песни, с помощью наречий охарактеризовать  более точно и выразительно это действие.  Наречия  придают тексту точность, образность, выразительность. Отмечается также, что наречия являются средством связи предложений, а наречия, входящие  в состав составного именного сказуемого, нельзя опустить, нарушается смысл предложения.  

2. Задание: выпишите из текста наречия с типом строения: глагол + наречие, причастие + наречие, деепричастие + наречие, наречие + наречие; обозначьте главное и зависимое слово.

- Словам  каких частей речи подчиняется наречие и каким способом связи присоединяется к ним? (примыкание)     

3. Наречия - эпитеты.

  - Писатели и поэты часто используют наречия как эпитеты, как средство выражения основной мысли. Убедимся в этом, прочитав стихотворение П.Панченко.  Текст  проецируется на экране.

               Не заслуга быть белым,

               Не достоинство – русым.

              Очень трудно быть смелым,

              Очень просто быть трусом.

              Кто не предал России

              Ради собственной славы,

              Знает: трудно быть смелым.

              Знает: просто быть слабым.

             Знает: трудно жить крупно.

              Проще – жить осторожно.

             Добрым – сложно и трудно,

             А недобрым – несложно.

  - Автор при помощи наречий призывает задуматься о своей жизненной позиции.

2. Работа с упр. 362.

- Выпишите  5 предложений, в которых наречия употреблены в переносном значении и становятся выразительным средством речи.

( Таинственно  луна  сквозь тонкий  пар сияет. Торжественно и царственно стояла ночь. Солнце мирно догорало за рекой. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля.  Береза по-детски встряхивает ветвями.)

5. Подведение  итогов урока.

6. Задание на дом.  Упр. 366, повторить степени сравнения прилагательных.    Инд. задание: подобрать пословицы и фразеологизмы с наречиями, сделать вывод об их роли.                                                                            


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн