Вы не зарегистрированы

Авторизация



Предмет и задачи химии

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Размещено: Елена Александровна Пономарева - пт, 25/04/2014 - 23:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ гимназия № 9, город Воронеж, учитель химии

Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цель:  Формирование представления о химии как науке о веществах, их свойствах и превращениях. Знакомство с ролью химии в современном мире.

Задачи:

Обучающая: Усвоить понятия «химия», «вещества», «химический элемент», «свойства веществ», «превращение веществ», «формы существования химического элемента». Сформировать представление о роли химии и задачах, стоящих перед ней в современном мире. Изучить правила безопасного обращения с веществами.

Развивающая: Формировать логическое мышление, умение классифицировать объекты, выделяя существенный признак, умение наблюдать, описывать свойства вещества, работать с химическим справочником, находить информацию о свойствах веществ в сети Интернет.

Воспитательная: Формировать познавательный интерес, компетентность безопасной работы с химическими веществами, предупредить хемофобию.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник: О.С. Габриелян, Химия, 8 класс

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, презентации «Предмет химии» и  «Виртуальная экскурсия на ВДНХ»; сотовые телефоны с выходом в Интернет у обучающихся (по возможности); химический справочник; Периодическая система химических элементов; на столах обучающихся: медь, сера, химические стаканчики, стеклянные палочки для перемешивания, колба с водой; на столе учителя: спиртовка, спички, держатель, пробирки, склянки с твердыми реактивами и растворами (образцы), ложечки или шпатели для реактивов.

Краткое описание: 
<p>Первый урок химии в 8 классе</p>

Это первый урок химии, если у обучающихся не было пропедевтического курса. Поэтому очень важно, каким будет формироваться их представление о предмете.

На первом уроке ученики изучают правила техники безопасности при работе в кабинете химии, узнают, что такое свойства вещества, знакомятся с возможностью использования справочников для получения информации о физических свойствах вещества.

Одним из самых популярных источников справочной информации сегодня является сеть Интернет. Но компьютерным классом воспользоваться на уроке нельзя: психологически важно, чтобы первый урок прошел в кабинете химии. Мобильный компьютерный класс (ноутбуки) также использовать нежелательно, так как на рабочих столах будут реактивы (предусмотрен лабораторный опыт). Поэтому для выхода в Интернет предполагается использовать сотовые телефоны обучающихся. Достаточно, если их будет несколько (1-2-3) на класс. Те пары учеников, которые найдут информацию, расскажут о технологии поиска остальным. Если сотовых телефонов с возможностью выхода в сеть окажется больше (5-6), можно разбить учеников на группы и организовать поиск в группе. Если сотовых телефонов с выходом в сеть в классе не окажется совсем, в качестве запасного варианта можно дать задание кому-то из учеников найти информацию, воспользовавшись компьютером учителя и прокомментировать свои действия для всего класса.  Перед началом урока спрашиваем обучающихся о наличии телефонов с выходом в Интернет и просим телефоны включить.

 

Ход урока

1.Организационный момент – 5 мин

Знакомство класса с учителем и требованиями к изучению предмета (учебник, тетради, расписание, кабинет).

С чего бы логично было начать изучение химии? (Ответ обучающихся: узнать, что это за предмет, и что мы будем изучать). Итак, записываем тему: «Предмет и задачи химии». Слайд 1.

Но прежде, чем взяться за изучение, необходимо осознать, что кабинет, в котором мы находимся, может таить в себе опасности, если не знать, как правильно работать с веществами.

2.Знакомство с правилами безопасной работы в кабинете химии – 7 мин

Слайд 2. Задание: Работаем в парах. Рассмотрите внимательно облако слов.

Соберите из этих слов правила, как работать в химическом кабинете. Запишите их в тетради.

(Кто-то из обучающихся зачитывает получившиеся правила, остальные сверяют свой вариант ответа).

 

 

Ответ:  (Слайд 3)        Нельзя:

делать непредусмотренные опыты;

пробовать вещества на вкус;

употреблять пищу в кабинете;

оставлять склянки с реактивами открытыми.

Надо:

работать осторожно;

использовать вещества экономно;

содержать рабочее место в порядке;

вымыть руки после работы.

Комментарий учителя с демонстрацией. Каких правил здесь не хватает? Прежде чем приступить к эксперименту, познакомьтесь с инструкцией. Твердые вещества насыпаются сухой ложечкой или сухой пробиркой. Наливая жидкости, держите склянку этикеткой вверх. Определяйте запах вещества осторожно, направляя воздух ладонью к себе. Нагревая пробирку, держите ее отверстием от людей. Если что-то разлили, рассыпали, сразу скажите учителю.

3.Изучение новой темы

Эвристическая беседа – 15 мин

Слово «химия» знакомо всем. Давайте попробуем объяснить, что это такое. (Предположения учащихся – любые).

Прежде всего, это – наука. А изучает она вещества, их состав, свойства и превращения. (Определение записывается в тетради – слайд 4). Пробуем понять все слова этого определения.

  1. Вещества.

Слайд 5. Задание: Распределите слова в два столбика: Конфета, сахар, пластмасса, линейка, снежинка, вода, стекло, стакан.

Проверяем. На какие две группы вы распределили?

(Ответ обучающихся: вещества и тела. Вещества: сахар, пластмасса, вода, стекло. Тела: конфета, линейка, снежинка, стакан. Слайд 6.)

Кто теперь попробует дать определение, что такое вещества?

(Предполагаемый ответ обучающихся: Вещества – это то, из чего состоят окружающие тела. Слайд 7.)

2)Состав. Слайд 8.

Итак, тела состоят из веществ. А из чего состоят вещества? (Из молекул. А молекулы - из атомов).

Слайд 9. В большинстве случаев так и есть. Но вот, например, как выглядит строение кристалла поваренной соли. Есть ли здесь молекулы? Нет. Здесь все атомы образуют единую структуру – кристаллическую решетку. Таким образом, наряду с молекулярными существуют и немолекулярные вещества.

Слайд 10. Атомы одного вида называются химическим элементом. Например, все атомы водорода – это химический элемент водород. Все химические элементы собраны в Периодической системе химических элементов.

Сколько атомов и химических элементов в молекуле воды? (3 атома и 2 химических элемента).

Слайд 11. Химический элемент может существовать в виде отдельных атомов, простых веществ и сложных веществ. Простыми называются вещества, которые состоят из одинаковых атомов, сложными – которые состоят из разных атомов. Если вещество называется так же, как химический элемент, значит, оно простое.

Слайды 12-16. Задание: Определите, относится иллюстрация к простому веществу, сложному или смеси. Поясните. Сколько атомов и сколько химических элементов в молекулах этих веществ?

                     12                                         13                                   14                                       15                                       16

(12 – 1 атом, 1 элемент, простое вещество; 13 – 3 атома, 2 элемента, сложное вещество; 14 – 2 атома, 1 элемент, простое вещество; 15 – 7 атомов, 3 элемента, сложное вещество; 16 – смесь двух простых веществ, молекулы одного состоят из 1 атома, 1 элемента, молекулы другого – из 2 атомов, 1 элемента)

  1. Свойства.

Как вы понимаете слово «свойства». (Это качества объекта) Какие же свойства есть у веществ? Принято делить их на две группы – физические и химические.

Возьмем алюминий. Как описать его свойства? (на примере алюминия даем название каждому свойству и составляем схему. Слайд 17.

«Проводит ток – электропроводность, твердое вещество – агрегатное состояние, серебристо-белый – цвет» и т.д.)

Свойства, которые имеют численное значение – температура плавления и кипения, плотность, теплоемкость – смотрят в справочнике.

Лабораторный опыт – 6 мин

Опишите физические свойства меди и серы.

Внимательно рассматриваем вещество, описываем те свойства, которые видим. Растворимость в воде надо проверить. Остальные свойства надо найти в справочнике. Нам помогут те ребята, у которых сотовые телефоны имеют выход в интернет. (Кому-то из обучающихся даем задание найти по справочнику бумажном варианте)

(Медь. Вещество розового цвета, без запаха, агрегатное состояние твердое, обладает металлическим блеском, электро- и теплопроводностью, пластична, в воде не растворяется, температура плавления 1083˚С, температура кипения - 2567˚С, плотность – 8,93 г/см3

Сера – твердое кристаллическое вещество желтого цвета, без запаха, плотность - 2 г/см3, температура плавления 120˚С, температура кипения - 445˚С, нерастворима в воде, не тонет, так как не смачивается водой, практически не проводит тепло и ток, хрупкая.

При проверке просим объяснить обучающихся, как они нашли свойства этих веществ в справочнике и в сети Интернет).

  1. Превращения.

Или химические реакции. Это процессы, в которых одни вещества превращаются в другие. Слайд 18.

Железная проволочка горит в кислороде. Атомы железа соединяются с кислородом, превращаясь в железную окалину.

Как мы узнаем, что произошла химическая реакция? (Новые вещества будут обладать другими свойствами)

Давайте еще раз вернемся к нашему определению химии. Кто мне его напомнит? (Обучающиеся вспоминают определение химии). Все ли слова теперь нам понятны в нем? Возникли какие-то вопросы?

Виртуальная экскурсия – 5 мин

В следующей части урока мы выясним, какие задачи стоят перед химией сегодня. Я приглашаю вас на виртуальную экскурсию, на ВДНХ. Вы знаете, что такое ВДНХ? (Выставка достижений народного хозяйства, сейчас – Всероссийский выставочный центр, главная выставка России и Москвы) Вы увидите некоторые из достижений химии.

Задание: На основе фактов, рассказывающих  об успехах химии, сформулируйте  задачи, которые стоят перед ней.

Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия на ВДНХ». Слайды комментирует учитель.

(Предполагаемый ответ обучающихся:

Задачи химии:

1.  Получение необходимых человеку веществ: пластмассы, ткани, лекарства и т.д.

2.  Поиск новых веществ с заданными свойствами

3.  Защита окружающей среды)

4.Закрепление изученного материала – 5 мин

Игра «Пинг-понг»

Играя в пинг-понг, участники перекидываются маленьким легким шариком. Главное при этом – быстрота и точность. Мы будем перебрасываться вопросами по тому материалу, который изучали на уроке. Я задаю первый вопрос кому-то из вас. Тот, кому этот вопрос достался, отвечает на него, называет любого ученика класса и задает свой вопрос ему. Вопросы должны иметь краткий и четкий ответ. Например: Как правильно определять запах вещества? Кислород – простое вещество или сложное? Играем.

5.Подведение итогов урока – 3 мин

Рефлексия

Продолжаем нашу игру. Только теперь вы пытаетесь быстро продолжить мою фразу: «Открытие, которое я сделал сегодня на уроке,…». Итак, «Открытие, которое я сделала сегодня на уроке, - замечательный и неравнодушный 8 А класс, который умеет активно работать». (Далее продолжают обучающиеся)

 

6.Домашнее задание – 1 мин

§ 1,2,  вопросы 2 и 8, стр.10. 

Прикрепленный файлРазмер
Предмет химии.docx108.2 Кбайт
Предмет химии.pptx748.52 Кбайт
Достижения химии.pptx2.36 Мбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Любимой гимназии посвящается

Оценка материала

...