Вы не зарегистрированы

Авторизация



Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

    Выберите действие:

Осенью

Разбросала осень листья,

(делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.

(делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем,

(шагают пальцами обеих рук)

В букеты листья соберем.

(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз.

(звонко хлопают в ладоши)

И. Михеева

Гриб

Меж еловых мягких лап

(поглаживают ладонями обеих рук колени)

Дождик кап – кап – кап.

(постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох –

(постукивают ребром ладони по коленям)

Серый мох, мох, мох.

(«мнут мох», сжимая энергично обе ладони)

Где листок к листку прилип,

(хлопают ладонями)

Вырос гриб.

(сводят руки над головой)

Огород. Овощи

Вышла Люба в огород –

(ставят руки на пояс)

Сколько у нее хлопот!

(поднимают руки к щекам и покачивают головой)

Нелегко полить на грядке

(разводят руки в стороны)

Овощи все по порядку:

(указательным пальцем правой руки

пересчитывают все овощи)

Помидоры, лук, капуста

(поочередно загибают пальцы на правой, затем на левой руке на каждое название овоща)

И горошек очень вкусный.

Репа, огурец, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

И. Михеева

Укладываемся спать

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!

(по очереди загибаем пальцы сначала на одной, потом на другой руке, на последней строчке растопыриваем пальцы)

(М.Кольцова)

Укладываемся спать

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Ну а этот спать не хочет,

Очень весело хохочет: ха – ха – ха!

(по очереди загибаем пальцы, начиная с мизинца, сначала на одной, потом на другой руке)

(М.Кольцова)

Котятки

Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так! 

(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!

(имитируем движения)
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! 

(имитируем все указанные

в стихотворении движения)

Яблоко

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, разгибают по одному пальцу на каждое слово определение на обеих руках одновременно)

Яблоко я

пополам разломлю,

(складывают ладони вместе и разводят пальцы в разные стороны – раскрывают ладони)

Яблоко с другом своим разделю.

(выставляют ладони вперед)

Я. Аким

Яблонька

Нашу яблоню трясу,

(имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу.

(тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами)

Круглое, гладкое (имитируем движения)

И, конечно, сладкое… (подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко)

Птички и ветер”

Маленькие птички,
Птички-невелички,

По лесу летают,
Песни распевают

 (машем руками, как крылышками).
 

Буйный ветер налетел, 

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло

 (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.

Гроза”

Закапали капли

 (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь

 (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!

 (стучим сильнее)
Пошел град 

(косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния

 (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!

 (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой

 (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! 

(описываем руками большой круг)

Мышиная семья”
Это папа-мышь. (показываем большой палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка
 (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него большие уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
У него острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.30 сантиметров)
Это мама-мышь. (показываем указательный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее мягкая шкурка
 (гладим одной рукой кисть другой руки)
У нее хорошенькие ушки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-о-от такой! (отрезок ок.20 сантиметров)
Это брат-мышь. (показываем средний палец)
Он красивый, как все мышки:
У него мягкая шкурка
 (гладим одной рукой кисть другой руки)
У него чумазые уши (рисуем пальцем в воздухе уши)
И острый нос (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (отрезок ок.15 сантиметров)
Это сестра-мышь. (показываем безымянный палец)
Она красивая, как все мышки:
У нее шелковистая шкурка
 (гладим одной рукой кисть другой руки)
В ушах сережки (рисуем пальцем в воздухе уши)
У нее острый носок (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-о-от такой! (показываем руками отрезок ок.10 сантиметров)
А это мышка-малышка. (показываем мизинец)
Она совсем не похожа на других мышей!
Шерстка у нее гладкая
 (гладим одной рукой кисть другой руки)
Ушки маленькие (рисуем пальцем в воздухе уши)
Носик остренький (складываем кончики пальцев вместе и приставляем к носу)
А хвост – во-от такой! (показываем руками отрезок ок.5 сантиметров)

Поиграем в пальчики”

Поиграем в пальчики

Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

(загибать по очереди все пальцы на обеих руках. на последние строчки – шевелить пальцами обеих рук)

Пять пальцев”

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

Готовим овощной салат”

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем – трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.

(движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки)

В нашем огороде

В нашем огороде много овощей

Их пересчитаем, станет веселей.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Морковка, лук и огурец,

Помидор и перец.

(загибаем пальцы, начиная с большого)

Пять видов овощей назвали,

Пять пальчиков в кулак зажали.

(сжимаем – разжимаем пальцы)

Ягодки 

(Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)
С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.
(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.
(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.
(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.)


Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Корзина с ягодами

Вот корзина – так корзина!

(изображают удивление, разводят руки в стороны)

В ней крыжовник,
в ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(загибают пальцы, начиная с большого,

одновременно на правой и левой руках)

К нам ты в гости приходи-ка!

(делают приглашающий жест –

движение руками на себя)

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(поочередно ритмично ударяют

кулак о кулак и ладонь о ладонь)

С. Васильева

Рыбки 

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)

Разожмутся,
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны._

То зароются в песке.
(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.)

Сто одежек

Лиф на байке, три фуфайки,

На подкладке платьице,

Шарф на шее, шаль большая,

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название одежды)

Что за шарик катится?

(пожимают плечами)

Сто одежек, сто застежек,

Слово вымолвить не может.

(ритмично сжимают – разжимают пальцы обеих рук)

Мама так закутала,

(похлопывают себя по плечам)

Что не знаю,

(пожимают плечами)

тут ли я!

(руки от груди, через середину сбрасывают вниз)

А.Барто

Веселый помощник

У Аленки есть крючок –

Весельчак – весельчачок:

(ритмичные, попеременные удары кулачками и ладошками)

Сам – разутый, голый,

А всегда веселый,

(ритмично сжимают – разжимают кулачки)

Потому что всех подряд (хлопают в ладони)

Одевает… Вот и рад!

На столе клубочков семь: (трут кулаки друг об друга)

Папе свяжем синий шлем,

Бабушке – платочек

И пару чулочек.

Полушалок – маме,

С яркими каймами.

Деду свяжем мы кисет –

Подберем красивый цвет.

Поясок зеленый –

Братику Лявону.

Ну а моднице сестрице

В желтых розах – рукавицы.

(поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название)

Э. Огнецвет

Нашей ласточке

Наша ласточка – касатка,

Ты в свою родную хатку

(попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь)

Смело прилетай!

Здесь весной ты оперилась,

Здесь летать ты научилась,

(помахивают скрещенными ладонями)

Для тебя здесь рай…

Стены гнездышка побелишь,

Пухом донышко застелешь

Для птенцов своих.

(поглаживают ладонь левой руки ладонью и тыльной стороной ладони правой руки попеременно)

Что глядишь ты, недотрога,

На мальчишек наших строго?

(попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Ты не бойся их!

М. Конопницкая

Скворечник

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

(постукивают кулаками друг об друга)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(сводят руки над головой – «скворечник»)

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(попеременно ударяют кулак о кулак , ладонь о ладонь)

Мать, отец и скворушки

Черненькие перышки.

(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно – «колечки», по 2 раза)

Е. Тараховская

 

 

 

 

 

Ежик

 

По сухой лесной дорожке –

(поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Топ – топ – топ – топочут ножки.

(постукивают кулаками по столу)

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

(поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

(поочередно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белка

 

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит желуди, орешки.

(на каждую стихотворную строчку загибают пальцы, начиная с большого. Сначала на правой, затем на левой руке)

Разбирает все без спешки.

Вот закончился запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нем тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей, поживать,

Никаких забот не знать.

(поочередные ритмичные удары кулак о кулак, ладонь о ладонь)

Н. Антонова

 

 

 

 

 

 

 

Новый Год

 

Вот снежок пошел,

(каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки противоположной руки)

Дед Мороз пришел.

(пальчики шагают по столу)

Дед Мороз большой

(делаем большой круг руками)

В рукавицах, с бородой.

(«надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку, изображая бороду)

 

«Снежок»


 

  Раз, два, три, четыре,

(загибают пальцы, начиная с большого)

  Мы с тобой снежок слепили.

(лепят, меня положение ладоней)

  Круглый крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимая ладони)

  И совсем-совсем не сладкий.

(«грозят пальчиком»)

  Раз подбросим. Два поймаем.

(имитируем движения)

  Три уроним и сломаем.

(имитируем движения и топаем ногой)

Новогодняя считалка

 

Один, два, три, четыре,

(ритмично соединяют каждый палец

с большим пальцем на правой руке)

Пахнет елкою в квартире.

(поочередно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Три, четыре, пять и шесть –

(соединяют пальцы левой руки)

Не заставят кашу есть.

(ритмично сжимают и разжимают кулаки)

Пять, шесть, семь, восемь –

(соединяют пальцы правой руки)

На пирог сегодня просим,

(делают манящие движения рук)

Потому что – девять, десять –

(соединяют пальцы левой руки)

Мама с папой тесто месят.

(«месят тесто»)

М. Бородицкая

 

 

 

 

 

 

 

Почему не спят котята?

 

Что случилось у котят?

Почему они не спят?

(ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Почему буфет открыли,

Чашку новую разбили.

Уронили барабан,

Поцарапали диван?

(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке)

Почему их лапки

Влезли в чьи-то тапки?

С молоком разбили плошку,

Разбудили маму-кошку?

Почему порвали книжку?

Потому что ловят мышку.

(пальцами изображают коготки – «ловят мышку»)

В. Степанов

 

 

 

 

 

 

 

 

Воскресная прогулка

 

Три крысы в костюмах

и шапках из плюша,

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно на каждое название животного)

Три утки в соломенных

шляпках для суши,

Три кошки с вуалью

прозрачной и тонкой,

Да три собачонки

без теплой попонки

Пошли на прогулку

и встретили свинок,

Двух свинок в шелках

с головы до ботинок.

Но скоро ударил

раскатистый гром

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И все по домам

побежали бегом.

С. Маршак

 

 


 


 

«Осенние листья»


 

  Раз, два, три,

                       четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

  Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

  Листья березы,

  Листья рябины,

  Листики тополя,

  Листья осины,

  Листики дуба мы

                                 соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

  Маме осенний букет отнесем. 

(«шагают» по столу)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«У Лариски - две редиски»


 

   У Лариски –

   Две редиски.

(по очереди разгибают пальцы с кулака

сначала на одной, затем на другой руке)

   У Алешки –

   Две картошки.

   У Сережки – сорванца –

   Два зеленых огурца.

   А у Вовки –

   Две морковки.

   Да еще у Петьки

   Две хвостатых редьки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

За ягодами


 

  Раз, два, три, четыре, пять,

(пальцы обеих рук соединяются, начиная с большого)

  В лес идем мы погулять.

(обе руки идут по столу)

  За черникой,

  За малиной,

  За брусникой,

  За калиной.

  Землянику мы найдем

  И братишке отнесем.

(загибают пальцы, начиная с большого)


 


 


 

На базаре. Фрукты
 

 На базар ходили мы,

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, далее по порядку)

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

(пальцы сжимаются в кулак)

 Это самый вкусный груз!

(большой палец отводится вверх)

 

Компот


 

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много вот:

(левую ладошку держим «ковшиком»,

правой рукой помешиваем)

  Будем яблоки крошить,

  Грушу будим, мы рубить.

  Отожмем лимонный сок,

  Слив положим и песок.

(загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

(опять варим и мешаем)


 

Лесные ягоды


 

Здравствуй, полянка большая!

(пальцы правой руки здороваются с пальцами левой, хлопая подушечками пальцев)

 Здравствуй, трава – мурава!

 Здравствуй, ягодка лесная!

 Ты поспела и вкусна.

 Мы корзиночку несём –

 Всю тебя мы соберём.


 


 


 

Осенний дождик


 

(дети повторяют движения и слова. Постукивают по коленям: пальцами обеих рук, большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами. Повторяют движения на полу, в воздухе. Можно постукивающие движения  пальцами обеих рук по плечам, по ногам, по полу.)


 

Пять весёлых капелек по земле стучат,

Пять весёлых капелек земле говорят:

Том – том – том – том!

Тим – тим – тим – тим!

Тик – тик – тик – тик!

Тип – тип – тип – тип!


 


 

Осень


 

Солнышко греет уже еле-еле,

(поочередно соединяем пальцы,

начиная с большого на обеих руках)

Перелетные птицы на юг улетели,

Голы деревья, пустынны поля,

Белым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

(сжимаем руки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводим руки в стороны)

Варежка


 Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

(сжать пальцы в кулачок)

Нету пальчика, пропал,

(все пальцы разжать кроме большого)

В свой домишко не попал».

(разогнуть большой палец)

Маша варежку сняла:

«Поглядите – ка, нашла!

(сжать пальцы в кулачок и отогнуть большой палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь,

(пожимаем плечами и киваем головой

из стороны в сторону)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

(улыбаемся и подмигиваем)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Прилетайте, птички!


 

Прилетайте, птички!

(зовущие движения пальцев)

 Сала дам синичке.

(режущие движения ребром ладоней)

 Приготовлю крошки

(пальцы щепоткой – крошим хлеб)

  Хлебушка немножко.

(трем подушечки пальцев друг об друга)

  Эти крошки – голубям,

(вытянуть вперед правую ладонь «ковшиком»)

  Эти крошки – воробьям.

(вытянуть вперед левую ладонь «ковшиком»)

  Галки да вороны,

(тереть ладонью о ладонь, катая макароны)

  Ешьте макароны!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Апельсин»


 

  Мы делили апельсин;

  Много нас, а он один.

(на каждое слово пальцы сжимаются в кулачок)

  Эта долька – для ежа,

  Эта долька – для стрижа,

  Эта долька – для утят,

  Эта долька – для котят,

  Эта долька – для бобра,

(загибательные движения пальцев, начиная с большого)

  А для волка – кожура.

(бросаем «кожуру»)

  Он сердит на нас беда!!!

(сжимаем кулаки и прижимаем их к груди)

  Разбегайтесь кто куда!!!

(бежим пальцами по столу)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Елочка


 

  Перед нами елочка:

 (Пальцы рук сплетены, из больших пальцев – верхушка

  «елочки».)

  Шишечки, иголочки.

(Сделаны кулачки, указательные пальцы выставлены)

  Шарики, фонарики,

(сделаны колечки путем соприкосновения большого и указательного пальцев на обеих руках; складывание двух ладошек «фонариками»)

  Зайчики и свечки,

(делаем ушки зайца показом указательного и среднего пальцев; показом указательного пальца)

  Звезды, человечки.

(растопыриваем пальцы в сторону, ставим пальцы на стол, как человечки)


 

Праздник приближается


 

Праздник приближается,

Елка наряжается.

(поднимаем руки, опускаем их вниз)

Мы повесили игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

(имитируем вешанье игрушек)

А здесь фонарики висят

(крутим «фонарики»)

Блеском радуют ребят.


 

Пять братцев


 

(поочередно разгибают пальцы, сжатые в кулак, по тексту)

 

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец боковой

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий твой палец как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый – зовут безымянный,

неповоротливый он и упрямый.

Совсем, как в семье – младший любимец,

По счету он пятый – зовется мизинец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овощи у Зины

 

У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фруктовое ассорти

 

Этот пальчик – апельсин,

(поочередно разгибают пальцы из кулака,

начиная с большого)

Он, конечно, не один,

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают руками вокруг себя и на себя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ягоды

 

Ягоды – это крыжовник,

(указательным пальцем сгибаем пальцы на другой руке)

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец.

(поднимаем плечи, удивляемся)

Что это значит?

Я – молодец!

(вытягиваем вперед кулаки с показом большого пальца)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлеб

 

Муку в тесто замесили,

(«месим тесто»)

А из теста мы слепили:

(«прихлопываем ладошками», лепим)

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи

(поочередно разгибаем пальцы из кулака,

начиная с большого)

Все мы испечем в печи.

(обе ладошки разворачиваем вверх)

Очень вкусно! (гладим живот)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибы

 

Я корзину в лес беру,

(указывают на себя, делают ладошки корзинкой)

Там грибы я соберу.

(разводят ладошки в стороны и снова соединяют)

Удивляется мой друг:

(показывают удивление, поднимая плечи вверх)

«Сколько здесь грибов вокруг?!»

Подосиновик, масленок,

(поочередно сгибают пальцы,

начиная с мизинца правой руки)

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь,

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу домой.

А мухомор не понесу,

(грозят указательными пальцами)

Пусть останется в лесу!

(машут, прощаясь)

 

 

 

Перелетные птицы

 

Тили – тили, тили – тили

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели.

Прилетел к нам скворушка

(поочередно сгибаем пальцы,

начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

(скрещиваем пальцы, машем ладошками)

Песни звонкие запели.

(указательным и большим пальцами

делаем клюв – птицы поют)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашние птицы и их птенцы

 

Есть у курицы цыпленок,

(большие пальцы поочередно

касаются остальных, начиная с мизинца)

У гусыни – есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши

(показывают пальчики, играя ими)

Все красивы, хороши!

(шевелим ладошками в разные стороны)

 

Детеныши диких животных

 

Это зайчонок, это бельчонок,

(по очереди загибают пальцы, начиная с мизинца)

Это лисенок, а это волчонок.

А это спешит, ковыляет спросонок

(вращают большим пальцем)

Бурый, лохматый, смешной медвежонок.

(качаем ладошку, ставя на стол

то большой палец, то мизинец)

 

 

 

 

Домашние животные и их детеныши

 

Довольна корова своими телятами,

(пальцы зажаты в кулак,

поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(показывают на себя и разводят ладони в сторону)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животные жарких стран

 

За мамой слонихой шагает слоненок,

(поочередно разжимаем пальцы из кулаков, начиная с большого пальца. Сначала на правой, затем на левой руке)

За крокодилихой – крокодиленок.

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

(делаем удивленное лицо и показываем на себя)

За мамой!

 

Животные Севера. Тюлень

 

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

(ладошками с плотно прижатыми к друг другу пальцами хлопаем по коленям или по столу)

Это ласты, а не лапы.

(качаем указательным пальцем из стороны в сторону)

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

 

 

 

 

Зимние забавы

 

Что зимой мы любим делать?

(разводят ладони в стороны, указывают на себя)

В снежки играть, на лыжах бегать.

(имитируем движения по тексту)

На коньках по льду кататься.

(крепко прижимаем пальцы друг к другу,

имитируем движения ногами, как на коньках)

Вниз с горы на санках мчаться.

(волнообразные движения

ладонями вверх – вниз перед собой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие бывают рыбы?

 

Мы в подводном мире, друг,

(выполняют движения руками, как будто плывут брасом,

одновременно сжимая и разжимая ладони обеих рук)

Рыбы плавают вокруг:

(делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой рукой)

Рыба – меч, рыба – пила,

Рыба – удильщик и рыба - игла.

(поочередно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца)

 

Лягушки

 

Две веселые лягушки

(дети сжимают кулаки

и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят.

(резко распрямляем пальцы, как будто прыгая)

Ловко прыгают подружки

(кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.

(тут же сжимают ладони в кулаки и кладут их на стол)

Подводный мир

 

Посмотри скорей вокруг!

(делают ладошку у лба козырьком)

Что ты видишь, милый друг?

(приставляют пальцы колечками к глазам)

Здесь прозрачная вода.

(разводят ладони в стороны)

Плывет морской конек сюда.

(делают волнообразные движения ладонями)

Вот медуза, вот кальмар,

(опускаем ладони вниз в виде шапочек, двигаем ими; вытягиваем пальцы вперед, шевеля ими)

А вот это – рыба – шар.

(соединить пальцы обеих рук в виде шара)

А вот, расправив восемь ног,

(поднимаем ладони тыльной стороной и шевелим пальцами, как ногами)

Гостей встречает осьминог.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто спит зимой?

 

Медведь в берлоге крепко спит

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(сжимаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Только заиньке не спится,

(показываем большой палец, шевеля им)

Убегает от лисицы.

(барабаним пальцами)

Мелькает он среди кустов,

(соединяем большой палец левой руки

с указательным пальцем правой и наоборот)

Напетлял, и был таков!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комнатные растения

 

На окно скорее глянь:

(показывают обе ладошки)

Здесь у нас цветет герань.

Здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония…

(загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)

Все названья помним.

(раскрываем ладошку)

Мы взрыхлим цветы, польем.

(делаем «царапающие» движения, выставляем большой палец в сторону – имитируем движения полива)

Пусть подрастают день за днем.

(делаем «бутоны» и распускаем их,

оттопыривая по одному пальцу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

 

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

(сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(вращают мизинцем, как хоботком)

Прячьтесь?

(прячем руки за спиной)

 

Пчелиные соты

 

Берем пельменницу или рисуем соты на бумаге. Пальцы ребенку (указательный и средний) «ходят» - «летают» по сотам на ударные слоги:

 

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны.

 

 

 

 

Времена года

 

Круглый год, круглый год!

(сжимают пальцы в кулачок и

вращают большим пальцем правой руки)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

(поочередно соединяем пальцы на левой с пальцами на правой руке, начиная с больших пальцев)

И за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

 

Весна

 

Иди, весна, иди, красна,

(пальчиками «идут» по столу)

Принеси ржаной колосок,

(загибают по одному пальцу на обеих руках,

начиная с мизинца)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Посчитаем транспорт

 

Раз, два, три, четыре, пять –

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед.

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд и вертолет.

(поочередно сжимая пальцы в кулаки,

начиная с мизинца левой руки)

 

Транспорт

 

Будем пальчики сгибать,

(показываем обе ладоши

с широко расставленными пальцами)

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

(сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали

(поднимают кулаки вверх)

Пять видов транспорта назвали.

(разжимают ладошки вверх)

 

Посуда

 

Девочка Иринка порядок наводила,

(поочередно соединяют большой палец с остальными)

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в хлебнице.

А соль? Ну конечно, в солонке!!!

 

Мебель

 

Мебель я начну считать:

(показывают ладошки обеих рук)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(поочередно загибаем пальцы в кулак,

начиная с мизинца)

Много мебели назвали,

(разжимаем кулаки и показываем ладошки)

Десять пальчиков зажали.

(сжимаем кулачки и поднимаем их вверх)

 

 

 

 

Наши мамы

 

Много мам на белом свете,

(разводят руки в разные стороны

и обнимаем себя за плечи)

Всех их очень любят дети.

Журналист и инженер,

Повар и милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

(загибаем пальцы сначала на одной,

затем на другой руке, начиная с мизинца)

Мамы разные нужны,

(сжимаем руки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводим руки, поднимаем их вверх)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша армия

 

Аты – баты! Аты – баты!

(поочередно шагают указательным

и средним пальцами то правой, то левой руки)

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,

потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой.

(по очереди соединяем подушечки пальцев,

начиная с большого пальца)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый дом

 

Тук – тук – тук! Тук – тук – тук!

(ударяют, чередуя кулак о кулак)

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,

(ставят рядом ладошки – стены)

Есть окошко в доме том.

(делаем квадрат пальцами)

Есть еще одно – повыше.

Есть труба вверху на крыше.

(указательные пальцы выставляем,

остальные пальцы складываем в виде крыши)

Дом готов, зовем гостей:

(складываем ладони в виде шалаша)

«Проходите поскорей!»

(делаем приглашающие движения пальцами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимняя шуба

 

Снег пойдет и перестанет,

Незаметно он растает.

(делают волнообразные движения руками)

Шубу белую зима

Примеряет всем сама.

(отводят одну руку вправо, другую влево)

Шубу – зайцу беляку,

Шубу – лесу и лужку,

Шуба – Лене и Николке,

Шуба – дубу в чистом поле,

Шуба – тополю и вязу.

(поочередно загибают пальцы

на обеих руках одновременно)

Я уже в сугробе вязну.

Но у всех такая шуба,

(похлопывают обеими руками по плечам)

Что носить всю зиму любо!

М. Садовский

 

 

 

 

 

 

 

Снежинки

 

Летели сто снежинок,

(делают волнообразные движения пальцами обеих рук)

Порхающий народ,

По парочке смешинок

Попало каждой в рот.

И засмеялся город,

(поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название)

Машины и дома,

Деревья, на которых

Качается зима,

Фонтан, качели в парке,

Калитка и забор,

И дырка в нем, и арка,

И черный пес Трезор.

Одна из пересмешниц

(вытягивают раскрытые ладони перед собой)

В ладонь мою легла,

Став капелькою нежной,

(«заворачивают пальцы в ладони,

как будто пряча капельку)

Она не умерла.

Л. Богословская

 

Считалка для ворон

 

Я решил ворон считать:

(попеременно ударяют кулак о кулак,

ладонь о ладонь)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередно загибаем пальцы на каждый

счет на обеих руках одновременно)

Шесть ворона – на столбе,

((поочередно разгибаем пальцы на каждый

счет на обеих руках одновременно)

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят…

Ну а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка!

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

А. Усачев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сорока

 

Взлетела сорока высоко.

(взмахивают руками, как крыльями)

И вот тараторит сорока,

(часто качают головой слева направо)

Что сахар ужасно соленый,

(поочередно загибают пальцы на каждую строчку на правой,

затем на левой руке и на обеих руках одновременно)

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки растут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассвета,

Что в море сухо – пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий – горячий,

Что в печке холод собачий

И что никакая птицы

В правдивости с ней не сравнится!

Стрекочет сорока, стрекочет –

(часто качают головой слева направо)

Никто ее слушать не хочет:

(медленно покачивают головой слева направо)

Ведь в том, что болтает сорока,

(выставляют руки вперед, ладонями вверх)

Нет никакого прока! (махом опускают руки вниз)

Я. Бжехва

Переезд. Мебель.

 

Скоро мы переезжаем,

Все с собою забираем.

(сжимают – разжимают пальцы

на обеих руках одновременно)

Стулья, стол, сервант, комод

Переедут тоже.

(ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Вот! (делают громкий хлопок в ладоши)

В новом доме будут с нами

(складывают ладони уголком – «домик»)

Два стола, комод с вещами,

Кресла два, диван, кроватка,

(поочередно загибают пальцы обеих рук

на каждое название предметов мебели)

Где братишка мой спит сладко.

(сложенные вместе ладони подкладывают под щеку)

С. Чешева

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама устала

 

У мамы на кухне есть множество дел:

(сжимают – разжимают пальцы на обеих руках)

В кастрюле большущей бульон закипел,

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

Котлеты поджарили в сковороде,

В креманки уже разлито желе,

В салатнице папин любимый салат,

А к чаю купила она мармелад.

Семью накормила

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И снова – дела:

Посуду помыть

(делают круговые движения ладоней друг о друга)

И прибрать со стола.

Но разве так можно?

(пожимают плечами, руки с растопыренными

пальцами опущены вниз)

Подумайте сами!

Давайте поможем заботливой маме!

(делают жест руками от груди вперед)

Посуду помыть

не составит труда,

(потирают круговыми движениями ладони друг об друга)

А мама приляжет – устала она.

(сложенные вместе ладони подкладывают под щеку)

С. Чешева

 

 

Самокат

 

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез.

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Оставляет на асфальте

Самокат следы колес.

(делают шаркающие движения ладоней друг об друга)

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню,

Ну а если сам сломаю,

Сам его и починю!

(поочередно загибают пальцы

на обеих руках одновременно)

И. Лопухина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шмели

 

Шмель Шмелю

Жужжит:

(делаем ладошки – «крылышки»)

«Друж-ж-жище!

На тебе ж

(далее – образы через пальцы рук:

пылинки, живот, жилет, пудра, спина и др.)

Пылинок тыщи!

Ты ж-ж пыльцою

Даж-ж-же вот,

Перепачкал

Весь ж-живот!»

Поправляяс вой жилет,

Шмель Шмелю

Жужжит в ответ:

«Это ж вовсе не пыльца,

Это ж пудра для лица.

На боках и на спине

Я несу ее ж-ж-жене!»

В. Иванова

 

 

 

 

 

Три пингвина

 

Жили – были три пингвина (хлопки).

Пик, Пак, Пок. (удары по столу на эти слова)

Хорошо и дружно жили (ладошка моет ладошку).

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Зашагали вперевалку.

(ладошки «шагают» шлепают по столу)

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы (вращение кистей рук к себе).

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы (вращение кистей рук от себя).

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошки (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как живешь?

 

Как живешь?

- Вот так!

(большие пальцы обеих рук –

вверх, остальные пальцы собраны в кулак)

А плывешь?

- Вот так!

(руками изображаем движения пловца)

Как бежишь?

- Вот так!

(руки сгибаем в локтях, движения вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

- Вот так!

(поочередно прикладываем ладони ко лбу)

Машешь вслед?

- Вот так!

(энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

- Вот так!

(ладони под голову)

А шалишь?

- Вот так!

(кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам)

 

 

Пальчики

 

Как у нашей Галечки

Есть на ручках пальчики.

Есть мизинчик, безымянный,

Средний, указательный

И большой. Их имена

Запомним обязательно.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Пять, четыре, три, два, раз –

Сколько пальчиков у нас?

Е. Сереброва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессии

 

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

(ритмично сжимают – разжимают кулаки)

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

(поочередно загибают пальцы

на правой руке на каждое название профессии)

Строитель построит нам дом:

(сводят руки над головой - крыша)

Все дружно жить будем в нем.

Стены покрасит маляр,

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет,

(поочередно загибают пальцы

на левой руке на каждое название профессии)

А если ты хочешь все знать,

(покачивают указательным пальцем)

Ученым тебе надо стать.

(дотрагиваются указательным пальцем до лба)

И. Михеева

 

Слесарь

 

Мне нужны такие вещи:

(ритмично сжимают – разжимают ладони)

Молоток,

Тиски

И клещи,

Ключ,

Напильник

И ножовка,

(ритмично соединяют большой палец

поочередно с указательным, средним, безымянным

на правой, а потом на левой руке)

А всего нужней –

Сноровка!

(ритмично сжимают – разжимают ладони)

 

Б. Заходер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грибы

 

(массаж или самомассаж подушечек пальцев на каждую строчку (сначала на правой руке, начиная с мизинца, затем на левой руке, начиная с большого пальца)

 

Вылезли на кочке

Мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

Рыжики, волнушки.

Даже маленький пенек

Удивленья скрыть не мог.

Выросли опята,

Скользкие маслята,

Бледные поганки

Встали на полянке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У нас на огороде

 

(массаж или самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)

 

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Квасили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород!

(большой палец правой руки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орех

 

ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

 

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

 

Хвойные деревья

 

Даем ребенку колючий мяч или щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями, приговаривая:

 

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зоопарк. Животные.

 

(делаем рамку из картона, на каждое слово ребенок ходит указательным и средним пальцами, по окошечкам решетки, как по клеткам в зоопарке)

 

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

 

Звери зимой

 

(поочередное соединение пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем)

 

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

(смена руки)

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

 

 

 

 

 

 

Зимующие птицы

 

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок

на каждый ударный слог перекладывает

горошины из одной кружки в другую.

 

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котенок. Домашние животные

 

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

 

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

(смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

 

Курочка

 

(насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцем берет по одной горошине, перекладывает в пустое блюдце. Каждая горошина берется на ударный слог)

 

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала.

 

 

 

 

 

 

 

Домашние птицы

 

Куры, гуси, да индюшки

Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой,

Побежали за водой.

(дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки с большим пальцем, начиная с указательного).

Далее рука меняется, далее выполнение двумя руками одновременно.

 

Детеныши домашних животных

 

У мамы кошки есть котенок,

(поочередно соединяем пальцы правой руки с большим)

У мамы козочки — козленок.

(поочередно соединяем пальцы левой руки с большим)

А у собаки есть сынок -

(сжимаем — разжимаем пальцы обеих рук)

не собачонок, а щенок!

(одновременно соединяем пальцы обеих рук с большими пальцами)

 

 

 

 

Крокодил

 

Крокодилу счет дают (выставляют вперед ладони).

В этом счете — десять блюд:

(загибают все пальцы в кулаки)

Блюдо первое — суп с фрикадельками

(поочередно разгибают пальцы из кулака на правой, затем на левой руке на каждое название блюда).

На второе — картошка с сардельками.

Третье блюдо — рыбный пирог.

На четвертое — сладкий творог.

(Очень вкусное было четвертое!)

(облизывают губы)

Пятым подана редька протертая.

На шестое он съел винегрет,

На седьмое — с грибами омлет.

На восьмое — салат из печенки,

На девятое — банку сгущенки.

На десятое выпил компот.

На компоте закончился счет.

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

- Уф-ф-ф! (проводят тыльной стороной ладони по лбу)

Крокодил проверил счет,

Посмотрел на свой живот...

(сводят руки перед собой - «живот»)

А потом вдруг как заплачет —

(удивленно пожимают плечами)

Это он наелся, значит!

(делают маховое движение правой рукой сверху вниз)

А. Усачев

Жители Антарктиды

 

Дружный народ в Антарктиде -

пингвины.

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Во всем коллективе они и едины:

(поочередно загибают пальцы

на каждое действие на правой, затем на левой руке)

Строем Пингвины идут на обед,

Хором орут по - пингвиньи: «Привет!»

Все, как один, дружно прыгают в воду,

Только услышат команду: «На старт!»

Все, как один, дружно делают ходу,

Если подкрался морской леопард.

Вместе они веселятся и злятся.

Вместе садятся высиживать яйца.

Вместе ругают своих пингвинят,

Хвалят друг друга или бранят...

(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно на каждое действие)

Все, как один, ничего не читают.

Все, как один, никогда не летают.

Все, как один, проживают средь льдин.

Все, как один, носят имя — пингвин.

А. Усачев

 

Домашние животные и их детеныши

 

Я в деревне отдыхаю,

(руки на столе ладошками вниз.

Разводить и соединять пальцы правой руки)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводить и соединять пальцы правой руки)

Кролик, лошадь и коза,

(называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого)

Кот, корова и свинья.

(называя животное, поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого)

А еще баран с овцой,

(поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)

Да верный пес -

(поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)

Помощник мой.

(большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу - «собака»)

 

 

Рыбкин дом

 

Эта рыбка строит дом,

(складывают ладони домиком)

Строит дом на дне речном.

(приседают, приближают ладони к полу)

Нет у рыбки инструментов:

(мотают головой (отрицательный жест),

разводят руки в стороны)

Носит носом, роет ртом.

(загибают поочередно пальцы сначала на правой,

затем на левой руке)

Раз — глоток.

Два — бросок.

Роет Колюшка песок.

Рвет подводные травинки,

Строит стены, потолок.

Чуть появится зевака -

Рвется в драку, забияка:

Эй, зевака, без оглядки

(подносят ладони «рупором» ко рту)

Удирай во все лопатки,

Удирай во все лопатки

Со строительной площадки!

В. Берестов

 

Вкусная каша

 

Каша из гречки,

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

(поглаживают ладони друг о друга круговыми движениями)

Чтобы Оленька ела,

Кашу хвалила,

(разворачивают руки ладонями вниз)

На всех разделила...

(разворачивают руки ладонями вверх)

Досталось по ложке

(поочередно загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название живого существа)

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Оля доела

(отряхивают ладони друг об друга)

Последние крошки!

З. Александрова

 

 

Небосвод. Космос

 

Это что за потолок?

(разводят руки над головой)

То он низок, то высок,

(поочередно разгибают пальцы из кулака

на обеих руках одновременно)

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый -

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Кружевной и синий — синий.

Л. Сандлер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сладкие домишки

 

В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы

с большим одновременно на двух руках

на каждые две строчки)

Живут подружки — мушки.

А в пряничном домишке -

Сластены — муравьишки.

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

Т. Крюкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

 

На полянке я сижу,

(сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала влево, затем направо)

Во все стороны гляжу.

Сколько насекомых здесь!

(руки через верх разводят в стороны)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(поочередно ударяют кулаками и ладонями)

А она красуется!

С. Чешева

 

 

 

 

 

 

 

 

Счет до 100

 

Слон решил считать до ста.

(сжимают — разжимают пальцы

на обеих руках одновременно)

Да, задача непроста!

(пожимают плечами, руки опущены вниз,

пальцы растопырены)

Съел сначала, для разминки,

(поочередно загибают пальцы сначала на правой,

а затем на левой руке)

Десять яблок из корзинки,

Двадцать бубликов с корицей

И баранок с маком тридцать,

Сорок вафель шоколадных,

Пятьдесят лепешек мятных,

Шестьдесят сухих галет,

Ровно семьдесят конфет,

После восемьдесят плюшек,

Девяносто штук ватрушек,

Сто бананов.

Кончен счет.

(хлопок в ладоши)

Эх, не лопнул бы живот!

(поглаживают себя по животу)

Под конец слону особо

(вздыхая, проводят тыльной стороной ладони правой руки по лбу)

Тяжело далась учеба.

Т. Крюкова

 

Цветы

 

Как у нас на нашей грядке

Сколько цветиков цветет!

(большой палец здоровается с каждым пальцем, начиная с указательного в ритм тексту, сначала на правой, затем на левой руке)

Маргаритки, ноготки,

Астры — пестрые цветки,

Георгины и левкой,

(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на правой и на левой руке одновременно)

Выбираешь ты какой?

(делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх)

Е. Благинина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хороший день

 

До чего хорош денек:

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

Веет легкий ветерок,

(делают плавные движения ладонями от себя)

Солнца летние лучи

Так приятно горячи!

(поднимают руки вверх, пальцы растопырены)

И не надо ни сапог,

Ни рубахи, ни чулок,

Ни тужурки, ни колош...

(поочередно загибают пальцы на двух руках одновременно)

До чего денек хорош!

(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

А. Шибаев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнечный зайчик

 

Скачет зайчик по стене

(ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)

И подмигивает мне.

(зажмуривают один глаз)

Перепрыгнул на картинку,

Прогулялся по ботинку,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке.

(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно ( на каждые две строчки)

Он со мной играет в прятки.

(прижимают ладони к лицу)

Раз, два, три, четыре, пять -

(сжимают — разжимают пальцы

на обеих руках одновременно)

Кто пойдет его искать?

(пожимают плечами, руки отведены

в стороны, пальцы растопырены)

Н. Гернет

 

 

 

 

 

Зимние забавы

 

(две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх — это лыжи. Указательный и средний пальцы встают на них, как на ноги, и двигаются по столу.)

 

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

холодной поры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пешеходная зебра. ПДД

 

(«ходит» пальцами (указательным и средним) по «зебре» перехода на ударные слоги)

 

Нас с тобой переведет

Пешеходный переход.

 

Дорожных правил очень много

 

Раз — внимание дорога!

(загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно)

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

Правила все надо знать

(разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно)

И всегда их выполнять.

 

Прикрепленный файлSize
пальч. гимнастика.docx42.01 KB

»  Размещено в сообществах: