Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химические свойства воды

Данные об авторе
Автор(ы): 
Леонтьева Светлана Андреевна
Место работы, должность: 

учитель химии,  МБОУ "Большесундырская СОШ"

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Сформировать  понятие о химических свойствах воды

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

Реактивы- щелочной   металл  (натрий) , чашка Петри с водой, пластм. пинцет, сера , спиртовка, спички, железная  ложечка, коническая колба с водой, лакмус, стакан с водой, стакан с солью, стекл. палочка,  р-р кислоты, р-р щелочи. Бумажные сказочные персонажи на магнитиках :  царица Химия, Вода, Соль, Водород, Кислород, Баба Яга.

Компьютер, проектор, экран,

Используемые ЦОР: 

 CD диски  « 1-с , образовательная коллекция- самоучитель : химия для всех- XXI»  или « Уроки Кирилла и Мефодия 8-9 класс- неорганическая химия».

Краткое описание: 
<p>химические свойства воды</p>

 

Тема : «Химические свойства воды».

         Вид урока: проблемно – исследовательский.

Цель урока : сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

Задачи урока :

1.Развивать  у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами и учебником.

2.Развивать мышление , умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.

3.Сформировать понимание практической важности воды в жизни человека .

 

 Оборудование: реактивы- щелочной   металл  (натрий) , чашка Петри с водой, пластм. пинцет, сера , спиртовка, спички, железная  ложечка, коническая колба с водой, лакмус, стакан с водой, стакан с солью, стекл. палочка,  р-р кислоты, р-р щелочи. Бумажные сказочные персонажи на магнитиках :  царица Химия, Вода, Соль, Водород, Кислород, Баба Яга.

Компьютер, проектор, экран, CD диски  « 1-с , образовательная коллекция- самоучитель : химия для всех- XXI»  или « Уроки Кирилла и Мефодия 8-9 класс- неорганическая химия».

 

Для экспериментальной работы на столах учеников  в коробках набор -пробирки с  цинком, медью, оксидом кальция, оксидом меди, держалка, пробирка с водой, фенолфталеин, спички , спиртовка.

 

План урока :

1.Организационный момент: приветствие , объявление темы , формулировка цели и задач урока.

2. Проверка домашнего задания и повторение изученного.

3. Изучение нового материала.

4.Закрепление материала в виде проверочной работы ( если время останется , то проверяют  друг у друга  , а если нет , то проверить у  доски – делает кто-то из учеников )

         5.Домашнее задание.

         6.Итоги урока

                                                         Ход урока :

1. Организационный момент: приветствие, объявление темы , запись на доске и в тетрадях. Формулировка цели и задач урока.

2. Проверка домашнего задания и повторение изученного: на экране демонстрируются слайды с разным агрегатным состоянием воды и задаются вопросы :

- какое агрегатное состояние может принимать вода?

- какие особенности , связанные с температурой кипения и плавления , есть у воды ?

-как у воды связаны плотность ,  масса и объём ?  

- какие свойства воды вы ещё знаете ?

3. Изучение новой темы :  ставится проблемный вопрос : «Как можно определить состав воды?»

Работа с учебником    - определение состава воды.       

  Рассказ о Химическом государстве , где встретились водород и кислород. После долгих уговоров кислород  соединился с водой и образовалась вода.( На доске появляются  Водород и Кислород ).

 Запись на доске : уравнение горения водорода               2 H 2+ O 2  =   2 H 2O

На доску прикрепляется фигурка Воды.

 И пошла молва трезвонить,

Вещества все беспокоить.

Появилась здесь девица,

А прозванье ей – водица.

Шествует как королева,

Гордо, важно, очень смело

Нужная она всегда!

Помни, звать её - вода!

    Прослышала про воду соль и очень разволновалась .(На  доске- фигурка Соли )Она считала себя красавицей и самой нужной людям, ведь она единственный съедобный минерал и без неё жизнь была бы пресной . Часто соль смотрела в зеркало и спрашивала у него: 

«Свет мой , зеркальце, скажи,

 Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее ,

Всех красивей и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна , спору нет.

Но водица всех милее,

Всех прозрачней и  нужнее».

Соль очень рассердилась : « Я обязательно её уничтожу !»И тут , как  в любой сказке,  появляется   Баба Яга!: « Я тебе помогу! Прикоснись к воде  и она пропадет!»

Опыт – растворение соли в воде .

Вопрос  классу : «Какое свойство воды мы увидели ?

 

Соль была в ужасе: «Если меня не видно , как  мной будут восхищаться?»

Вопрос классу : « Можем  ли мы помочь ей ?»

И тут вмешалась царица Химия .Она выделила соль из воды с помощью выпаривания .  Вода превратилась в пар и полетела белым облачком над Химическим государством.

 Вскоре повстречались ей братья  щелочные металлы .Жили они в замке с крепкими стенами.( Демонстрация натрия и калия в железных банках под керосином). Они были настолько активные , что никуда их из замка не выпускали. Но  вода , пролетая над замком , случайно осела в виде прекрасного озера. Братья с восторгом побежали купаться  и -  исчезли !

Демонстрация опыта взаимодействия натрия с водой. (Проекция на экран через оверхед-проектор).

 Запись на доске и в тетрадях учеников : «Химические свойства воды».

Уравнение реакции взаимодействия воды с натрием.

Демонстрация видеофрагмента « Калий и кальций с водой» из CD «1-с : Химия для всех – ХХI».

Вопрос классу : «Почему эти металлы хранят под керосином и  с ними надо очень осторожно обращаться?»

Но металлы  разные по свойствам .Мы уже знаем, что металлы бывают очень активные , средней активности и неактивные. (Работа  по «Ряду активности металлов») Давайте убедимся в этом на опыте. Осторожно берём коробки с реактивами и вспоминаем технику безопасности ( стекло, спиртовка, правила нагревания). Вам даны 2 металла- медь и цинк. Прилейте к ним воду и проследите , идёт ли реакция . А давайте попробуем нагреть пробирки и посмотрим за изменениями хода химической реакции.

Результат записываем в тетрадь в виде химических уравнений.

 

Впереди царство Оксидов .Оксиды прослышаны про то , что металлы исчезли и забеспокоились , как бы и с ними чего не случилось. И тут опять Баба Яга :

« А вы, братцы, прогоните её!». Только оксиды прикоснулись к воде , как тоже исчезли. Но  всем ли оксидам страшна вода? Давайте проверим на опыте , а затем сравним по таблице растворимости полученные результаты.

Ученики проводят опыты с оксидами кальция и меди. Проверяют фенолфталеином. Результаты записывают в тетрадь.(здесь обратить особое внимание , что с водой реагируют только оксиды , образованные  щелочными металлами ).

 

Вопрос классу :"Реагируют ли оксиды неметаллов с водой?"

Демонстрация опыта – горение серы и растворение оксида серы в воде. Образование кислоты доказываем лакмусом.

Запись на доске и в тетрадях.

 

Осталось познакомиться воде с царством Кислот, Солей и Оснований. Как вы думаете, реагирует ли вода с ними? Демонстрация реактивов  в склянках.

Запись в тетрадях - вода образует с кислотами, щелочами и растворимыми солями растворы.

Полюбила  царица Химия воду. Вода оказалась великой труженицей , ведь без неё не получишь растворы , не  будут работать заводы , колоситься поля ,  да просто жизни не будет ! И стала вода полноправной жительницей химического государства , но из-за удивительных своих свойств стоит особняком и мы изучаем её отдельно от всех классов веществ. Вот и сказке конец , а кто слушал – молодец !

4. Закрепление новой темы .

На оборотной стороне доски написаны 2 варианта заданий. Выбрать те вещества , с которыми реагирует вода и написать уравнения реакций.

  1. K , Mg, Ag, NaOH, BaO.
  2. Ca, AI, Hg, HCI, K2O

 

5. Домашняя работа. (запись , сделанная заранее на доске – стр. 132  задания 6, 7.)

6. Итоги урока . Обобщение химических свойств воды. Оценивание работы учеников. Диалог с классом  о  экологических проблемах , связанных с загрязнением  воды . Показ слайд-шоу о значении воды в жизни человека.