Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Развитие и самореализация личности . ”

Submitted by Любовь Дмитриевна Душкина on Wed, 16/09/2015 - 14:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Душкина ЛД
Место работы, должность: 

ВГПЭК 

Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее профессиональное образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Активизация познавательной ,самостоятельной деятельности студентов и развитие любознательности и потребности в самообразовании студентов.</p>

ГОБУ СПО ВО «ВГПЭК»

Душкина Любовь Дмитриевна

Развитие и самореализация личности .

____________________________________________________________

Анотация к статье: активизация познавательной, самостоятельной деятельности студентов, развитие любознательности и потребности в самообразовании у студентов.

Annotation to the article: cognitive activation , independent activity of students , development of curiosity and the need for self личность, обучение, развитие, самореализация -education students .

Ключевые слова: личность, обучение, развитие, самореализация

Keywords: personality, training, development, self-realization

 

 «Развитие и самореализация личности.»

Успешное решение экономических задач, сопровождается  по­вышением роли человеческого фактора. В этой связи социальный заказ нашего общества, ко­торый  должна выполнить система Народного Образования - формирование, творческой, ра­ботоспособной  деловой личности. В настоящее время  в основе развития  теории обучения (в том числе и творческого мышления) лежит собственная учебная деятельность обучаемого. Таким образом, деятельностный подход к об­учению должен быть взят на вооружение педагогом. В  педагогиче­ской деятельности  преподаватель должен  добиваться   улучше­ния отношения студентов  к учебному труду. Очень важно чтобы они не теряли  интерес к учению, не  были  бы  инфан­тильны, безынициативны, занимали   ак­тивную жизненную  позицию. Новые технологии обучения не позволяют  превратить обучающегося в пас­сивного созерцателя, формирует личность.

О деятельностном подходе в обучении

         Рассматривая деятельностный аспект самореализации, И. С. Кон  отмечает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение

[1, 2c.]. Любой индивид развивается в деятельно­сти.

Кто ставит цель урока? (Преподаватель.)

Кто реализует цели, выдвинутые преподаватель? (До некоторой степени -  обучающийся, но совместно с преподавателем.)

Кто контролирует действия студентов? (Преподаватель.)

Кто оценивает действия обущаюшихся? (Преподаватель.)

Таким образом, студент частично выполняет лишь один компонент деятельности - участвует в реализации цели занятия. Итак, выявляется разорванность деятельности   и соответственно  развитие  обучаемого.

За годы учебы он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после  этого удивляться безынициативности, инфантильности выпускников, отсутствию у них активной жизненной позиции. В течение всего времени обучения учащий­ся являются объектом  педагогического воздействия. И од­на из важнейших задач реформы школы - превращение их из объектов педагогического воздействия в субъекты собственной деятель­ности. Перед учителем как никогда остро встает проблема выбора стратегии деятельности. Это сопряжено с объективной необходимостью принимать на себя ответственность за глобальные последствия конкретных педагогических деяний» [3, 12с.]. Задача педагога - научить учиться  или по - другому совершать учебную деятельность. А для этого нужно  использовать  новые технологии обучения. Первая, изначальная форма - введение уча­щихся в ситуацию коллективной деятельности группы, когда каждый чувствует себя нарав­не с преподавателем и участвует в дискуссии по решению всех вопросов, касающихся организации и проведения работы. Конечная цель этой формы организации учебной деятельно­сти - осознание каждым студентом факта, что для развития, необходимо на основе целепола­гания научиться  пла­нировать ту работу, которую он еще не со­вершал, затем реализовать этот план, обязательно самому себя  проконтролировать и оце­нить работу, а затем с учетом этой оценки определять новую цель. Вторая форма - коллективная работа в паре или  в четвертке. При этом каждый обучаемый решает небольшую задачу на основе результатов индивидуальной ра­боты студентами выполняется об­щая  совместная работа; а потом по результа­там совместной работы в паре - общая рабо­та четырех учащихся. Такая форма организации учебной деятельности целесообразна после изучения темы на стадии содержательного обобщения.

Организация коллективной деятельности

К подготовительной стадии организации учебной деятельности учащихся следует отнес­ти процесс формирования минигрупп (по 4 человека). Необходимость созда­ния групп  обусловлена тем, что любая дея­тельность (в том числе и учебная) носит об­щественный характер. Впоследствии по мере необходимости можно перекомплектовать груп­пы, чтобы в них входили учащиеся с разным уровнем познавательных возможностей. Экспериментально мной было установлено, что первым этапом организации учебной дея­тельности является создание условий, необхо­димых для формирования у учащихся таких психологических новообразований, как способ­ность к адекватному самоконтролю и само­оценке. Поэтому нужно  начать с формирования у учащихся этих компонентов деятельности. При этом необходимо подчеркнуть, что реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции обучения требует неразрывной связи процесса познания с самоконтролем и само­оценкой. Формы реализации самоконтроля  и самооценки  должны быть  на всех этапах занятия. Каждый урок неповторим, индивидуален, однако на каждом занятии  должна быть организована та­кая учебная деятельность, при ко­торой реализуются все ее  компоненты. Это возможно в том случае, если преподаватель предусматривает действия исполнительском и рефлексивно-оценочном этапах. На ориентировочно-мотивационном этапе, выявив проблемы и противоречия в знаниях, полученных на предыдущих занятиях обучаю­щийся совместно с преподавателем формулирует цель занятия и планирует действия по реализации этой цели. В соответствии с этим планом на операционально-исполнительском этапе он вы­полняет действия, направленные на усвоение содержания и способов деятельности. Этот завершается действием моделирования со­держания и способов деятельности. Наконец на рефлексивно-оценочном этапе должны быть осуществлены действия по приложению этих способов к нестандартным условиям, т. е. об­учаемый контролирует и оценивает усвоение способа деятельности и степень его использования для решения нестандартных задач. Контроль и оценка должны присутствовать на всех этапах занятия. Так, на   ориентировочно - мотивационном этапе в первую очередь преподаватель организует самооценку выполнения уча­щимися домашнего задания. Он проводит пред­варительную беседу с учащимися о значении умения объективно оценивать себя. Преподаватель го­ворит о том, что оценка должна всегда быть адекватной (соответствующей) как качеству и количеству вложенного ими труда, так и ре­зультату труда. Если учащийся склонен к за­вышению оценки своих возможностей, способ­ностей, то в будущем он будет претендовать на те виды работы, на которые фактически не способен. Необходимо обратить  внимание, что нельзя и занижать самооценку. В этом слу­чае формируется робкий, не уверенный в сво­их силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе. Посколь­ку он не рискует взяться за серьезное дело, его не замечают и большой ответственной ра­боты, с которой он вполне бы мог справиться, не поручают. Такие люди особенно остро пе­реживают свое положение в окружении людей с завышенной самооценкой, нельзя и занижать самооценку. В этом слу­чае формируется робкий, не уверенный в сво­их силах человек, всегда чувствующий, что мог бы в большей степени реализовать свои способности в той или иной работе.

Таким образом, личность как  субъекта жизни характеризует потребность в собственном развитии. [1, 30с.] И все формы организации деятельности должны выводить педагога на уровень формирования личности обучающихся. Средством формирования личности при этом является содержание образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / - М.: Мысль, 1991. 30 с

   2.  Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат,  1984. 2 c.

    3.  Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной    рефлексии. СПб., 1999. 12 с.

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Дополнения к статье.doc 45 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн