Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Культура общения учителя и ее влияние на взаимоотношения с учащимися».

Submitted by Людмила Борисовна Васютина on Wed, 28/10/2015 - 20:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васютина Людмила Борисовна
Место работы, должность: 

г. Самара МБОУ СОШ 166 им.А.А.Микулина, учитель истории и обществознания, 1 категория

Регион: 
Самарская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Обществознание
Используемое оборудование: 

видиопроектор, компьютер

Краткое описание: 
<p>Правила профессиональной деятельности педагога: &laquo;Школа без агрессии&raquo;.</p> <p>Правило 1.</p> <p>Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый важный.</p> <p>Правило 2.</p> <p>Принимайте ученика таким, какой он есть, не зависимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оценивайте ученика лишь через призму его отметок. Не оценивайте знания ученика в зависимости от его поведения.</p> <p>Правило 3.</p> <p>Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенку в школе. Для этого:</p> <p>- будьте ему другом и опорой;</p> <p>- стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;</p> <p>- проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;</p> <p>- не навязывайте своего мнения;</p> <p>- будьте тактичны;</p> <p>- доверяйте детям;</p> <p>- не допускайте расхождение между словом и делом.</p> <p>Правило 4.</p> <p>Не устраивайте ребенку &laquo;прилюдных&raquo; разборок. Скажите ему все наедине.</p> <p>Правило 5.</p> <p>Найдите в себе мужество признать свою правоту или неправоту и при необходимости &ndash; извинитесь.</p> <p>Правило 6.</p> <p>Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не ты плохой, а ты не прав!)</p> <p>Правило 7.Никогда &laquo;не воюйте&raquo; с детьми: если вам и удается настоять на своем, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.</p> <p><strong><u>Памятка 2</u></strong></p> <p>Законы этики учителя:</p> <p>1.Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.</p> <p>2. Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.</p> <p>3.Будьте тактичны, никогда не подчеркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.</p> <p>4.В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение.</p> <p>5.Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.</p> <p>6.Умейте щадить самолюбие и достоинства других людей.</p> <p>7.Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.</p> <p>8.Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.</p> <p>9.Ничего не начинайте в гневе.</p> <p>10.В любой жизненной ситуации помните: вы &ndash; педагог, с вас спрос за поведение, образ мыслей.</p> <p>11.Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p>

Данная лекция помогает учителю в непростых ситуациях не допустить конфликтов

 

«Культура общения учителя и ее влияние на взаимоотношения с учащимися». Сегодня, в связи с реформированием процесса образования эта тема является актуальной и значимой. Общение между учителем и учеником рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние. Безусловно, что в педагогике и психологии обучают всех будущих профессионалов. Но так ли много знают учитель и ученик об интересах, увлечениях, личности друг - друга? К сожалению не всегда. Очень часто мы можем наблюдать, что  две стороны участников образовательного процесса остаются загадкой друг для друга до тех пор, пока   не раскроют и не поймут своих человеческих качеств: доброты, тепла, таланта.

Еще древний философ Сократ сказал: "Без взаимного понимания никакое общение между людьми не имеет ценности!». Общение - или, как часто определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и ёмкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации. Общение в педагогической деятельности выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-педагогическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. В профессиональной деятельности педагога, безусловно, очень важен деловой стиль общения. Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их поступки и работу, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Профессия требует огромной самоотдачи и порой учителю бывает очень трудно выразить свои эмоции. Он должен быть тактичен и сдержан в воспитательном процессе.

Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие, оно реализует одновременно коммуникативную, перспективную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность изобретательных, вербальных, символических и кинетических средств. Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения. Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным.

Проведя в своем классе анкетирование на тему «Легко ли тебе общаться», проанализировав ответы, я сделала вывод, что легче всего подростку общаться со своими одноклассниками, но доверие в общении с учителем играет большую роль в его жизни.  Общение выступает важнейшим фактором в формировании личности человека, средством воспитания. Ведь воспитывать человека – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Общаться с ребенком труднее, чем с взрослым; для этого нужно уметь правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную эмоциональную реакцию. В процессе общения на уроке учащиеся усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо для учеников подросткового возраста, когда происходит формирование навыков личностного общения. Общение учитель-ученик начинается на уроке, оно целенаправленно, так как определяется логикой обучения и воспитания. Педагоги должны общаться на профессиональном уровне, видеть «технологию» педагогического общения как составную часть педагогической техники. Если раньше школьники соглашались на позицию ведомого, то теперь учитель должен стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к организации процесса общения: доверительность, взаимопонимание, реальный психологический контакт, способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

Одна из важных стадий общения с детьми – обратная связь, которая осуществляется как на содержательном, так и на эмоциональном уровне. Обратная связь – непременный компонент любого процесса общения, а в педагогической деятельности она носит принципиальный, профессиональный характер.

В знаменитом фильме «Большая перемена» взаимоотношение между учителем и учениками налаживается тогда, когда не только педагог интересуется жизнью своих воспитанников, но и ученики проявляют интерес к работе учителя.  Чем же отличается педагогическое общение от обычного? Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент воздействия. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями. Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. Неверно найденный стиль педагогического общения может отрицательно сказаться главным образом на учениках, в свою очередь стиль, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Древние заповеди общения гласят, что каждому, кто хочет получить удовольствие от общения необходимо:

- доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что он хороший и расположен к тебе, готов с тобой общаться;

- уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо. В общение нужно вступать без предвзятости. Никогда нельзя подходить или обращаться к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений. Важнейшим элементом профессионального мастерства современного учителя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности. Для учителя выразительная, яркая речь, точность в определениях, способность вызвать образное видение излагаемого материала – первостепенная задача, это повышает эффективность педагогического общения. А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «…Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Учитель обязан убедить словом, иначе он не в состоянии общаться со школьниками, то есть эффективно учить их и воспитывать. Слово учителя должно быть активным, воздействующим на чувства и сознание. Свое выступление я хотела бы закончить известными словами К.С. Станиславского: «Любите не себя в общении, а общение в себе! Стремитесь так организовать взаимоотношения с детьми, чтобы ребенок всегда ощущал удовлетворенность от общения с вами».

Памятка 1

Правила профессиональной деятельности педагога: «Школа без агрессии».

Правило 1.

Будьте профессионалом, умейте так преподавать свой предмет, как будто он самый важный.

Правило 2.

Принимайте ученика таким, какой он есть, не зависимо от его внешних данных, уровня развития интеллекта, способностей. Не оценивайте ученика лишь через призму его отметок. Не оценивайте знания ученика в зависимости от его поведения.

Правило 3.

Обеспечьте эмоциональный комфорт ребенку в школе. Для этого:

- будьте ему другом и опорой;

- стремитесь понять индивидуальные особенности ученика;

- проявляйте терпение и терпимость к его недостаткам;

- не навязывайте своего мнения;

- будьте тактичны;

- доверяйте детям;

- не допускайте расхождение между словом и делом.

Правило 4.

Не устраивайте ребенку «прилюдных» разборок. Скажите ему все наедине.

Правило 5.

Найдите в себе мужество признать свою правоту или неправоту и при необходимости – извинитесь.

Правило 6.

Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативного поступка (не ты плохой, а ты не прав!)

Правило 7.Никогда «не воюйте» с детьми: если вам и удается настоять на своем, то дети отплатят вам своим упрямством и бездействием.

Памятка 2

Законы этики учителя:

1.Относитесь к ученику с уважением, любовью, добротой.

2. Не позволяйте себе грубые, безапелляционные суждения.

3.Будьте тактичны, никогда не подчеркивайте своего превосходства как в общении с учеником, так и со своими коллегами.

4.В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение.

5.Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.

6.Умейте щадить самолюбие и достоинства других людей.

7.Стремитесь к тому, чтобы родители учеников были вашими единомышленниками.

8.Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.

9.Ничего не начинайте в гневе.

10.В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас спрос за поведение, образ мыслей.

11.Помните золотое правило этики: относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам