Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выявление и развитие способностей одаренных детей в дополнительном образовании

    Выберите действие:

Выявление и развитие способностей одаренных детей в дополнительном образовании

Прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей - это известно. Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в период его дошкольного развития. Дополнительное образование наоборот поможет обнаружить и развить способности ребенка, развить в нем одаренность и талант.

         Как распознать у ребенка незаурядные способности?

         Одаренный ребенок — это ребенок, который имеет потенциал личности, данный ему от природы, и среда, в которой он формируется, а это умные заботливые родители и энергичные талантливые педагоги.

Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность и отличная память. Хотя не все талантливые дети сызмальства поражают родителей этими данными.

 Профессионалы устанавливают одаренность ребенка по следующим критериям: выдающийся интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в области искусства...

  Одаренность — не статическая величина, а динамическая.

Для того, чтобы одаренному ребенку вырасти в одаренного взрослого, педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку 1) права приобретать собственный познавательный опыт, 2) права быть субъектом собственной деятельности.       

         Проведенное в МБУ ДО ЦДТТ исследование социального заказа на формы, содержание и целевые установки дополнительного образования показало востребованность педагогических подходов по выявлению одаренных детей.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего педагога. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

  

Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений.  На занятиях дети знакомятся с произведениями художественной литературы Донских писателей и поэтов. Они слушают педагога и сами выразительно читают отрывки текстов.

В своем детском объединении «Начальное техническое моделирование с элементами декоративно-прикладного творчества Донского края» я стараюсь выявить и всячески поддержать одаренных и способных детей. На занятиях мы изучаем творчество Донского края, используя выразительное чтение взрослого. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который «своей игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте новые глубины и оттенки. Затем мы слушаем выразительное чтение самих детей. Это своеобразный отчет себе самому о своем понимании текста, способность идентифицировать себя с героем произведения.

Художественная литература – богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения – не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения.

Затем из природных материалов обучающиеся создают панно и поделки по мотивам прочитанных произведений.

Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях.

На занятиях используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы.

Таким образом, учреждения дополнительного образования детей, учитывая вышеперечисленные факторы, предоставляют широкие возможности для проектирования зон пространства выбора перспектив личностного, профессионального и, в целом, жизненного самоопределения воспитанников.

Литература:

  1. Концептуальная модель личностно-ориентированного воспитания в центре детского технического творчества г.Ростова-на-Дону/Ростов-на-Дону

Навигация по подшивке