Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модель образовательной среды на примере программы по декоративно прикладной деятельности "Волшебная глина". Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей).

Занятие по теме "Авторская глиняная игрушка" (реализация творческих идей)
Форма занятия: групповая (разделить группы согласно интересам обучающихся)
Год обучения : второй
Возраст детей: 8-11 лет

Вид творчества: керамика

Сложность: средняя

Время работы: 2 часа
Лепка : 2 часа.

Роспись: 2 час.

Время сушки и обжига не учитывается ( приблизительный интервал между мастер классом по лепки и росписи зависит от процесса сушки изделия. После намечается обжиг .Время обжига 9 часов + равное количество часов на остывание печи.)

План занятия:
  • Организационная часть.
  • Беседа о творческом подходе и поиске индивидуального стиля лепки и росписи авторской глиняной игрушки.
  • Объяснение последовательности выполнения лепки и росписи.
  • Постановка задачи по изготовлению оттиска изразца.
  • Практическая работа.
  • Защита проекта
  • Рефлексия.
  • Подведение итогов.
  • Проблемы, с которыми сталкиваются дети в учебной деятельности:

  • индивидуализм (отсутствие склонности действовать,думать и поступать сообразно мнению большинства.)

  • повышенная чувствительность

  • повышенная требовательность и нетерпимость (стремление добиваться совершенства в выполнении деятельности)

  • ощущение собственной неполноценности ( стрессовые ситуации от неудачи)

  • дефицит общения

  • Решения проблем :

  • благоприятная атмосфера (положительный климат в аудитории)

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в группе 

  • разрешение конфликтов (создать зону совместной деятельности детей для решения поставленных задач )

  •  психологическая поддержка  (статегия поощрения должна быть сдержанной,необходимо приучать к мысли о возможности появления неудач)

  • благоприятное условие социальной самореализации и саморазвития (общественное одобрение)

Направленность среды на:

 Ориентация на ребёнка, как главную ценность

  •  Развитие индивидуальности
  •  Побуждение творческого потенциала
  • Стимулирование к самостоятельному решению проблем 

Принципы среды:

 Создание учебной ситуации, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Для этого необходимо:

  • представление содержания в виде разноуровневых личностно ориентированных задач ,
  •  «открытие» нового знания,
  •  усвоение содержания в условиях диалога,
  • индивидуальная, групповая работа,
  • контроль, самоконтроль,
  • повторение и закрепление ранее изученного материала.

Цели занятия:

 Создание условий заинтересованности ,увлеченности,эмоциональных переживаний у художественно одаренных детей .Помочь детям полюбить искусство керамики,познакомить их с особенностями и свойствами различных ее видов. Оказать помощь воспитанникам в развитии в себе способности мыслить рационально,эффективно .Проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Подача нового материала,принципы поиска  информации в сетевых контентах и работа с ней,алгоритм составления проекта,что такое проектная деятельность,для чего она нужна.

Способствовать развитию творческих способностей учащихся в процессе выполнения лепки и росписи авторской глиняной игрушки.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с особенностями индивидуального стиля лепки и росписи игрушки посредством уточнения эскизного варианта, образа игрушки, подбора различных выразительных средств ( свободный выбор деятельности, согласно склонности возможности ребёнка. Дети,умеющие вычислять главное,обладающие аналитическим ,по строительным мышлением выполняют деятельность по структуре проекта. Любящие делать руками — выполняют художественное оформление проекта. Использование метода индивидуального подхода,ненасилие обучения).

Закрепить технику росписи глиняной игрушки мелкими деталями.

Отработать технические приемы росписи в оживке, обводке, травном мазке, заливке.

Воспитательные:

Пробудить интерес к самостоятельному творческому поиску способов художественного воплощения замысла авторской работы.

При организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности,инициативности и в определенной мере ответственности самих учащихся.

Мотивация занятия:

  • получение нового знания
  • удовлетворение интереса и любознательности
  • удовлетворение от собственной самостоятельной работы
  • получение результата (продукта)
     

Развивающие ( технология проблемного обучения):

Развить творческий подход к выполнению всех этапов в работе над авторской игрушкой.

Развить самостоятельный подход в выборе выразительных средств лепки и росписи авторской игрушки.

Научиться заниматься творческой деятельностью индивидуально,в коллективе и с коллективом.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Усвоить этапы лепки и росписи глиняной игрушки.

Овладеть техническими приемами росписи глиняной игрушки.

Воспитательные:

В процессе поисковой деятельности творчески и самостоятельно подходить к решению задачи лепки и росписи, внести индивидуальный стиль в работу.

Развивающие:

Научиться использовать полученные знания и умения в самостоятельной творческой работе. Применить технику исполнения лепки и росписи, композиционные приемы в своей авторской творческой работе.

Художественно-эстетическое:

Основы создания художественных образов.Знакомство с образами авторских игрушек.

Ценностно-смысловые:

Поиск содержательной части изобразительного произведения,анализ произведения.

Социальное взаимодействие:

коллективное творчество,создание общего проекта,разделение функций.

Работа над проектом:

Использование умственного потенциала,информационных технологий,печатных средств ( распечатка эскизов и технологических карт),расходного материала ( глина,краски,картон ,фактуры и прочие принадлежности необходимые для выполнения проекта)

Зрительный ряд:

Карточки и таблицы этапов работы над авторской глиняной игрушкой.

Фотографии авторской глиняной игрушки преподавателя и учащихся.

Образцы авторской глиняной готовой игрушки преподавателя и учащихся.

Виды деятельности для учащихся:

  • проектная деятельность,творческие задания (создание образов с использованием разнообразных техник ранее изученного материала) 
  • поисковая работа ( поиск материалов по содержанию выбранного проекта с использованием разнообразных источников)
  • получение нового опыта (создать оптимальные по трудности проекты для развития одаренности)
  • удовлетворение интереса и любознательности
  • научиться заниматься творческой деятельностью индивидуально,в коллективе и с коллективом ( создание общего проекта,разделение функций)
  • мозговой штурм (умений мыслить, сопоставлять, сомневаться, выдвигать гипотезы строить алгоритмы, обладать большим запасом знаний.)

Технологический компонент:

Используются средства и методы личностно-деятельностног подхода: ,

Педагогическим условием и методом для развития одаренности является ,создание проблемной учебной ситуации,которая является предельной для познавательных и личностных возможностей ребенка. Стимулируются скрытые линии развития и происходит само испытание человека в его субъективности,умений быть самостоятельными,инициативными,активными,способными полагаться на свои собственные внутренние ресурсы. При положительном развитии ситуации состояние микрокризиса приводит к формированию качественно новых познавательных и личностных позиций и как следствие ,к активному эффекту в развитии одаренности. Инициируется самоорганизация,выход в новое качество,осуществляется коррекция собственного развития.

  •  личностно-деятельностный компонент (центр - личность ребенка, обеспечение реализации  природных потенциалов, разностороннее, свободное и творческое развитие через различные виды деятельности).
  • предметно-пространственный компонент(доступность ИКТ,комфортная среда,наглядность подачи информации.)
  • социальный компонент (коммуникационная деятельность,исследовательская деятельность,социальная деятельность)

Этапы технологического компонента:

  • этап предварительного сбора информации (исследовательская деятельность)
  • этап создания образа
  • самостоятельная работа
  • этап презентации
  • этап рефлексии

Критерии эффективности:

  • умение самостоятельно решать задачи от этапа осознания проблемы и целеполагания до этапа оценки конечного результата 
  • высокий уровень социализации
  • высокий уровень самоорганизации (самомотивация, собственно организация, самоконтроль)
  • овладение навыками и приемами изготовления декоративно-прикладных объектов

 

Предметно-пространственное окружение:

ППО должно быть комфортно и эстетично. В нем должна быть продумана и реализована система интуитивно понятной навигации и использованы достижения современных технологий (с учетом специфики детского объединения). Должны быть представлены образцы изделий, изготовленных как самими учащимися, преподавателем и признаными мастерами, так и предметы народных промыслов. Дипломы и грамоты победителей совревнований.

Материалы и оборудование:

1.Глина.

2.Шликер
3.Стеки для лепки, скалка, поролоновая губка, канцелярский нож.
4.Пищевая пленка
5.Кусочек кружевной тесьмы, мешковина, или другая фактурная ткань
6.Заготовка в форме кота. Выполнена из картона, склеенного в несколько слоев для необходимой толщины.

7.Печь.

 

 

»  Размещено в сообществах:   
Региональный узел Ростовской области