Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Откуда берётся зло?" (А.С.Пушкин "Анчар")

Фото пользователя Наталия Николаевна Петрова
Submitted by Наталия Николаевна Петрова on Wed, 01/07/2009 - 14:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Петрова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, стаж 17 лет
Место работы, должность: 
МОУ Каменниковская средняя школа Рыбинский район
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
На примере стихотворения Пушкина выяснить, как происходит зарождение зла, что есть свобода для человека Задачи урока: - познакомить учащихся с новым для них жанром – легенда – и его особенностями; - учить выделять смысловые части стихотворения; - учить составлять характеристику героев; - учить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроение; - способствовать развитию внимательного отношения к слову
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина "Литература 5 класс";

словари: 1) Н.М.Шанский, Т.А.Боброва «Этимологический словарь русского языка». М.: ПРОЗЕРПИНА, 1994. 2) В.И.Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия». М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002

 

Используемая методическая литература: 

"Читаем, думаем, спорим. 9 класс" (к УМК В.Я.Коровиной)

Используемое оборудование: 

ноутбук, экран, проектор

Используемые ЦОР: 

диск Кирилла и Мефодия «Уроки литературы 9 класс»;

Краткое описание: 
Урок предназначен для учащихся с 5 по 9 класс (изменять в связи с возрастыми особенностями)

 

Откуда берётся зло?
А.С.Пушкин «Анчар»
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приёмы: беседа, выразительное чтение, работа в парах, словесное рисование, индивидуальные задания, приём «открытия, прогнозирования»
Цель урока: на примере стихотворения Пушкина выяснить, как происходит зарождение зла, что есть свобода для человека
Задачи урока:
- познакомить учащихся с новым для них жанром – легенда – и его особенностями;
- учить выделять смысловые части стихотворения;
- учить составлять характеристику героев;
- учить следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроение;
- способствовать развитию внимательного отношения к слову;
- развивать умение строить устные высказывания и выражать своё отношение к прочитанному;
- воспитывать доброе отношение к людям и к себе
- воспитывать внимательное и бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову.
Оборудование: портрет поэта, диск Кирилла и Мефодия «Уроки литературы 9 класс», пустограф «Справочный отдел», словари: 1) Н.М.Шанский, Т.А.Боброва «Этимологический словарь русского языка». М.: ПРОЗЕРПИНА, 1994. 2) В.И.Даль «Толковый словарь русского языка. Современная версия». М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002
Ход урока:
1. – Ребята, откуда берётся зло? Ваши версии!
     - А сегодня на уроке мы узнаем версию о происхождении зла уже известного нам русского поэта А.С.Пушкина. Открытия совершаем, знакомясь со стихотворением «Анчар».
1. Литературоведческая страничка
- Особенностью сегодняшнего занятия будет то, что в течение урока вам придётся заполнять пустограф, в результате чего у нас создастся небольшой справочник по изучению этого произведения.
- Открытие первое: «Анчар» - это не просто стихотворение, это – легенда. Дома вы знакомились со статьёй учебника на странице 214 и отмечали карандашом на полях ответы на вопросы. Работаем. Проверка Д/З. Запись в пустограф.
 
2. Литературная страничка.
- Итак, стихотворение «Анчар». Подумаем над названием: что это может быть? Ваши версии!
- Второе открытие узнаем из выступления ученицы (индивидуальное Д/З; рассказ с выразительным чтением цитат):
            В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 году появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева». 
            Заметки о ядовитом дереве появлялись и позднее в различных газетах и журналах. Сведения о нём поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели. А в 1828 году к этому сюжету обратился и А.С.Пушкин.
- Почему Пушкин написал стихотворение именно в 1828 году, вы узнаете, когда прочтёте первый абзац статьи учебника на стр.215. Чтение. Итак, почему?
- Значит, дерево анчар существует. Что это за дерево? Опишите его, как вы поняли из выступления.
- А теперь посмотрите на изображение анчара и послушайте внимательно само стихотворение (диск Кирилла и Мефодия «Уроки литературы 9 класс», читает артист).
- Понравилось? Что? Каким настроением проникнуто стихотворение? Кто герои?
 
Работа в парах. Задание: выписать в таблицу слова, характеризующие пустыню, первого человека и второго. Заполнить пустограф, работая со словарями.
 

Пустыня
Анчар
Первый человек
Второй человек
Чахлая
Скупая
Зной
Раскалённая почва
Жаждущие степи
 
Грозный часовой
Стоит, как грозный часовой
Один во всей вселенной
Мёртвая ядовитая зелень
Ядовитые корни
Вечером ядовитая смола на коре
Властный взгляд
Непобедимый владыка
Князь
Послушливые стрелы
Гибель разослал к соседям
 
Послушно потёк
Бледное чело
Ослабел, лёг и умер у ног владыки
Бедный раб
 

 
- Где происходит действие? Какая это пустыня? Какое ощущение вызывает?
- Это дерево природа породила в день гнева. Как понимаете? Какое зло несёт анчар? Это начало зла. Чтение детьми описание анчара, подчёркиваем ключевые слова.
- Охарактеризуйте первого человека, каким вы его себе представили? Кто такой владыка? Докажите, что он владыка. Как показано бесчеловечие княжеской власти? Почему князю не понадобилось ни единого слова, чтобы послать раба на верную смерть? В четырёх последних строфах есть два однокоренных слова, найдите их. Что это, поэт не может подобрать другие слова? (усиление: всё послушно и подвластно владыке). Как понимаете последнюю строчку: «К соседям в чуждые пределы» (с соседями не хочет жить дружно, в согласии, они ему чужие, он хочет быть единым властителем, значит, другим – несвобода, зависимость).
- Как вы себе представили раба? Зачем владыка послал раба за ядом? Как ведёт себя раб? Что значит потёк? Как он потёк? Почему? Автор называет раба бедным – это жалость или что-то другое? Что почувствовали? (да, жалость, но и негодование!). Раб – свободен? Что для вас есть свобода?
- Чем заканчивается история? А её продолжение может быть? (возможно, зло, а значит и владыка, будут наказаны).
Чтение четырёх последних строф, отработка навыка выразительного чтения.
 
Физкультминутка: изобразите, как сидел владыка (голова прямо, плечи расправлены), как он встал и указал рукой рабу. Теперь изобразим раба: как он стоит, как он «потёк» в путь (голова опущена, плечи сведены, руки висят, ноги еле переставляет). А теперь покажите гордого, уважающего себя человека, пройдитесь. (Все эти движения-изменения сопровождаются комментариями и вопросами: почему так? То есть разговор продолжается, но в другом «формате»).
 
3. Философская страничка.
- Как построено стихотворение? (две части: описание пустыни и дерева, рассказ о людях).
- Почему описание пустыни и дерева занимают пять строф-четверостиший, а повествование – четыре, т.е. меньше? 
- Каким словом соединяются две части? Почему такой союз употребляет поэт? (в природе ещё понятно, а как может человек так хладнокровно убивать себе подобных?!).
- Почему Пушкин не называет людей сразу владыка и раб, а пишет «человека человек…»? Приведите примеры из вашей жизни, как одно зло порождает другое.
- Проследим цепочку зла: природа породила дерево в день гнева (и оно не может быть добрым, хорошим) – человеку нужна власть (зло!), он отправляет другого человека за ядом, на верную гибель (зло!), тот не сопротивляется (тоже зло!) – человек воспользовался этим ядом и разослал ядовитые стрелы соседям (зло!) – люди погибнут – но зло к нему вернётся (закон бумеранга).
- Вернёмся к началу нашего разговора. «Анчар» - это легенда. Вспомните, почему мы относим его к этому жанру. А если мы поднимаем проблемы, связанные со злом, властью, свободой-несвободой, то, как можно назвать вид легенды (философской).
- Спасибо за серьёзный сегодняшний разговор.
- Д/З: 1) подготовить выразительное чтение легенды, пользуясь памяткой в конце
              учебника на стр.238
          2) по желанию: рисунки или письменное рассуждение «Откуда берётся зло?»
          3) по желанию: стр.217 задание Ж.
Прикрепленный файл Size
справочный отдел.doc 29.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана Станиславовна Чекаурова

На: "Откуда берётся зло?" (А.С.Пушкин "Анчар")


Очень интересная работа. Здесь и творчество, и исследование, и работа в группах - все, что любят пятиклассники. Удачно выбрана концепция урока - показать, как рождается зло (цепочка зла). Высокий профессионализм учителя проявился и в том, что при такой насыщенности урока, Наталия Николаевна сумела провести ещё и физкульминутку, учитывая особенности пятитиклассников. Спасибо за идеи. Обязательно использую в своей работе пустограф.




Фото пользователя Вера Васильевна Цыганова

На: "Откуда берётся зло?" (А.С.Пушкин "Анчар")


Наталья Николаевеа, прекрасный урок! Первый вопрос привлёк внимание, заставил думать, предполагать, нацелил на дальнейшее восприятие. Продуманные вопросы и задания позволили детям правильно понять основную мысль произведения.




Фото пользователя Надежда Николаевна Пуряева

На: "Откуда берётся зло?" (А.С.Пушкин "Анчар")


Прекрасно составленный план урока! Профессионально, добротно и грамотно. Хочется отметить высокий уровень интепретации смысла произведения при том, что оно остается занимательным для пятиклассников. Физкультминутка - просто находка, методический бриллиант!

 




Фото пользователя Вера Васильевна Цыганова

На: "Откуда берётся зло?" (А.С.Пушкин "Анчар")


Наталья Николаевеа, прекрасный урок! Первый вопрос привлёк внимание, заставил думать, предполагать, нацелил на дальнейшее восприятие. Продуманные вопросы и задания позволили детям правильно понять основную мысль произведения. Если правильно построить урок, опираясь на возрастные особенности , знания детей,  особенности восприятия  изучать легенду в 5 классе совсем не рано.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн