Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Татьяна Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 11 города Пскова, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1). Создать условия для формирования умения различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам. 2). Создать условия для развития критического мышления. 3). Создать условия для совершенствования умения работы в группе, совершенствования умения выполнять тестовую работу. 4). Создать условия для развития эстетического вкуса, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебныйкомплекс под редакцией В.В. Бабайцевой

Используемое оборудование: 

Презентация "Односоставные предложения"

 

Краткое описание: 
Урок русского языка в 8 классе «Односоставные предложения» Автор: Иванова Татьяна Николаевна Г.Псков, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Учитель русского языка и литературы. Формат и порядок чтения документа (документов): Index.ppt – далее по структуре презентации; Plan_konspekt_s_method.doc – план-конспект урока с методическими рекомендациями; didakt.doc, didakt2.doc – дидактический материал (материал для раздачи группам); на EGE.doc и didakt_proverka.doc сделаны гиперссылки из презентации. При создании урока были использованы следующие технологии: Internet Explorer, Microsoft PowerPoint, Microsoft Word Объем урока: 36 слайдов, ссылки на дидактические материалы 2 шт. (всего 4 шт. – 6 стр.); конспект урока 11 страниц текста Предполагаемое практическое использование: проведение урока. Вводный урок на основе модульной технологии с приёмами развития критического мышления с учётом психологической теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина. Методы и приёмы • Исследование • Проблемные вопросы • Алгоритм с пропусками • Знаем – не знаем • Тест с самопроверкой • Синквейн • Дифференцированное домашнее задание

 

 

Ход урока:
1.       Исследовательская работа в группах.
 Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги.
 
     Я умею читать книги.
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
 
-Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.
 

     Я умею читать книги.
 
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
 

- По какому принципу вы их поделили?
(Принцип разделения – состав основы предложений.
Предложение двусоставное и односоставные.)
 
2.        Определение темы урока учениками.
 
- Что мы уже знаем?
Двусоставные предложения.
-Чем выражены главные члены в этом предложении?
Я умею читать книги.
 Подлежащее выражено местоимением,
сказуемое составное глагольное. (Глагол в
форме 1 лица, ед. числа + инфинитив)
- Чего мы ещё не знаем?
(Односоставные предложения.)
- Какова же тема нашего урока?
(Односоставные предложения.)
- А каковы цели?
         (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
         Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
         Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.
         Попробуем сами использовать односоставные предложения.)
 
3.          Мотивация.
 
- А зачем это нам?
         (Пригодится в жизни
         На ЕГЭ знания об односоставных предложениях тоже понадобятся.)
 
4. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов.
 
- Как вы думаете, односоставные предложения часто встречаются?
1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)
2. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)
3. Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А. Фет)
4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман
(М. Лермонтов).
5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
( А.С.Пушкин)
6. К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)
 
7. Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
 Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые
 
8. Еду. Тихо. Слышны звоны                       
Под копытом на снегу,                              
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. (С. Есенин)
9. Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я её донести?
Брошу всё. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)
10. Люблю грозу в начале мая. (А. Фет)
5.   Представление тестовых заданий ЕГЭ
 
ВАРИАНТ 2 (2003 – 2004 г.)
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1 АЗЗ) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа
Прочитайте предложения и выполните задания А1А4
 
A.   К    какому   классу   относятся    зёрна,    определяется прежде всего их всхожестью и чистотой.
Б. Урожай зависит от погоды, от искусства земледельца, от уровня агротехники, но больше всего — от качества семян.
B.   Для первого класса,   например,   на двадцать пять — тридцать   тысяч   зёрен   допускается   не   больше   пяти сорных семян других растений.
Г. В соответствии с посевными качествами их делят на классы: первый, второй и третий.
 
 
 А1 . В каком   порядке должны   следовать предложения, чтобы получился текст? 1) А, В, Г, Б    2) А, Г, Б, В    3) Б, Г, А, В    4) Б, В, Г, А
 
 А2.  Укажите односоставное неопределённо-личное предло­жение.
1) А      2) Б      3) В      4) Г
 
A3.  Какая характеристика соответствует предложению А?
1)   простое с однородными сказуемыми
2) сложноподчинённое
3) сложное бессоюзное
4) сложное с разными видами связи
 
А4.  К какому разряду относится местоимение ИХ в пред­ложениях А и Г?
1) В обоих предложениях ИХ — это личное местоимение.
2) В обоих предложениях ИХ — это притяжательное место­имение.
3) В предложении А местоимение ИХ — личное, в предло­жении Г — притяжательное.
4) В предложении А местоимение ИХ — притяжательное, в предложении Г — личное.
 
 
Прочитайте текст и выполните задания А31—АЗЗ; В1—В7; С1.
(1) Ничто не предоставляет таких возможностей для раз­вития личности, как культура. (2) И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способ­ностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.
(3) Мы знаем, что способность созидать сочетается в че­ловеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже парал­лельно развивается псевдо- или антикультура, результат ко­торой — апокалипсис, гибель человека и самой природы,
(4) Тем более необходимо в наше время — время высо­чайшего   развития   науки   и   техники   — разобраться,   под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5) Что они представляют — культуру или антикультуру?
(6) Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементар­ную оценку того, что происходит рядом с нами. (7) Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8) Оши­биться в этой оценке нам никак нельзя.
(9) Однако такое распознание отнюдь не просто, не эле­ментарно. (10) Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова — отличается. (11) Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, мо­жет многократно их повторять и усугублять.
(12) Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобаль­ную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.
(По С. Залыгину)
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера зада­ния (В1 В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова пишите без пробелов, между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.
Ответы, к заданиям Bl, B2 запишите словами.
В1 | Из предложений 4—5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
В2 | Из предложения 8 выпишите словосочетание со свя­зью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответы к заданиям ВЗВ7 запишите цифрами.
 
В3.Среди предложений 6 —12 найдите простое односо­ставное безличное предложение. Напишите его номер.
 
В4. В двух последних абзацах найдите предложения с обо­собленным обстоятельством. Напишите их номера.
В5. В трёх последних абзацах найдите сложное предложе­ние с подчинительной и бессоюзной связью. Напиши­те его номер.
| В6 | Среди предложений 4—8 найдите предложение, кото­рое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите его номер.
| В7.  Напишите номера тех средств выразительности, кото­рые использованы в тексте.
1) риторический вопрос
2) антитеза (противопоставление)
3) неполные предложения
4) синонимы
5) синтаксический параллелизм
 
- Давайте, сделаем вывод. Чтобы выполнить эти задания правильно и быстро, надо…
(- Много тренироваться
-Во всём разобраться)
 
6. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений.
 
- Перед вами односоставные предложения. Они разные. Их тоже можно поделить на две группы. Какие?
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке
самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
 
-По какому принципу вы разделили предложения?
(Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)
-Чем выражены главные члены в данных предложениях?
 
Какая ночь!
(Главный член предложения – существительное в именительном падеже)
 
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
-Посмотрите, в какое из этих предложений нельзя подставить подлежащее.

 Мне не спится.
-Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения – безличный глагол)
 
- А в оставшиеся два можно подставить подлежащее?
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
 - Чем выражен главный член предложения?
(Главный член предложения в первом предложении выражен
глаголом в форме 1 лица, ед. числа
Главный член второго предложения – глагол в форме 3 лица, мн. числа)
 
7. Итак, обобщим
 
В 1, 2, 3 предложениях главный член выражен глаголом,
а в 4 - существительным.
 
 Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы:
 
1). Глагольного типа
2). Именного типа
 
8.          Введение терминов.
Даны названия типов односоставных предложений, напечатанные на полосках бумаги.
 
- Как вы думаете, какое название подошло бы каждой группе? Докажите свою точку зрения.
 

Определённо – личное
Неопределённо – личное
Безличное
Назывное
 
Люблю классическую музыку.
По радио объявили о посадке самолета.
Мне не спится.
Какая ночь!
 

 
 
Предложения глагольного типа
         определённо – личные
         неопределённо – личные
         безличные
Предложения именного типа
         назывные
9.       Создание алгоритма.
- Давайте, восстановим ход нашего исследования
 
(1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.)
 
-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков
 
Алгоритм определения типов односоставных предложений.
1.     Определяю основу предложения. 
Основа имеет и подлежащее, и сказуемое.
                                                                       
                                              В предложении один главный член
 


 

2. Предложение ____________________
                                                       Предложение односоставное
 
 


 

3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?
 
 
4. Если оно подлежащного типа   
                                                                                       если глагольного
оно_______________________________
 
 
 
 
5.     Можно ли вставить в него подлежащее?
Нет.                                                Да.
 
 
Безличное
 
 
6.     Определяю, чем может быть выражен главный член предложения?
 
 
 
Если местоимением ________лица ед. числа
 
 
 


 

Определённо- личное
 
 
                                                            Если местоимением 3 лица мн. числа
 
 
 
                                                                    ______________________________
 
 
 
10. Прочитайте предложения — отрывки из поэтических текстов. Выпишите простые односоставные предложения
(в том числе в составе сложных). Попробуйте определить их тип.
 
1)    Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков) 2) В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 3) Пахнет сеном над лугами... (Л. Майков) 4) Спой мне пе­сню, как синица тихо за морем жила (А. Пушкин). 5) Не расти траве после осени... (М. Кольцов) 6) Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин). 7) Фронт. Война. А вечер дивный по полям пустым идет (А. Твардовский). 8) И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)
 
11.     Выполните тест (с самопроверкой).
         1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10
б). 2
в). 3
г). 4
 
         2.Какое предложение не является односоставным?
 
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
 
         3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
 б).Вечереет.
 в).Вечером мы пойдём в кино.
 г). Как хороши в России летом вечера!
 
         4. Найдите назывное предложение.
    а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
 
         5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
 
Проверь себя.
         1. г).
         2. г).
         3. б).
         4. б).
         5. б).
 
 
12.    Синквейн
 
- Составьте синквейн об односоставных предложениях.
 
(Предложения
Яркие, выразительные
Определять, применять, составлять
Люблю великий могучий язык!
Наука)
 
13.    Информация о домашнем задании
 
Всем изучить §180.
 
                         По группам
1. Составить таблицу «Односоставные предложения»
2. Составить рассказ, используя односоставные предложения.
3. Написать конспект §180
4. Выполнить в тетрадях упражнение № 192
 
14.    Рефлексия
Рефлексия проводится с применением опоры:
·        Сегодня на уроке я узнал …
·        В группе работать мне было…, потому что …
·        Помогал мне …
·        Мешал мне ...
·        Больше всего мне понравилось…
·        Труднее всего было …
- В опоре второе предложение сложное, а его первая часть какое предложение?
(Односоставное. Безличное.)

 

 
Прикрепленный файлРазмер
Index.ppt883 Кбайт
didakt.doc26 Кбайт
didakt2.doc21.5 Кбайт
didakt_proverka.doc26.5 Кбайт
EGE.doc34 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Николаевна Иванова

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Прошу прощения у коллег, я не сразу смогла выложить всю информацию. И, может быть,  в конспекте не всё было понятно. Теперь я научилась прикреплять файлы, и с презентацией будет проще во всём разобраться. 

                                                                                                                                                       С уважением, Иванова Татьяна.




На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Очень хороший урок, потому что н уроке преследуется главная на данный момент цель - подготовка к ЕГЭ. Использование презентаций на уроках повышает у ребят интерес к предмету. Спасибо.




Фото пользователя Татьяна Николаевна Иванова

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Спасибо, Марина Леонидовна




Фото пользователя Анна Михайловна Терашкевич

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Татьяна Николаевна, спасибо за урок. Очень хороший материал. 




Фото пользователя Татьяна Николаевна Иванова

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Я рада, Анна Михайловна, что кому-то  пригодилась моя работа. Спасибо за отзыв.




Фото пользователя Ольга Алексеевна Кутник

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Спасибо, Татьяна Николаевна, за интересный, насыщенный урок.

Знание и Умение — Сила.



Фото пользователя Татьяна Николаевна Иванова

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Ольга Алексеевна, спасибо за оценку, добрые слова.




На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Огромное спасибо за ваш труд. Дети, действительно, выступают в роли исследователей на уроке. Это очень важно для формирования самостоятельного подхода в изучении предмета.




Фото пользователя Татьяна Николаевна Иванова

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Спасибо, Алёна Александровна. Желаю успехов.




Фото пользователя Ольга Павловна Лебедева

На: Урок русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предло


Татьяна Николаевна! Спасибо за интересный метериал к уроку.



Поиск

Loading
Будем говорить по-русски!

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория