Вы не зарегистрированы

Авторизация



Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся по географии

    Выберите действие:

Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся по географии.

 

Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит,

что предела достижений совершенства не существует.

Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том,

чтобы двигаться вперёд вместе с вечным движением жизни.

Е.И.Рерих

Одной из основных проблем обучения географии на сегодняшний день является отсутствие у учащихся учебной мотивации и, как следствие, наблюдается невысокий уровень познавательной активности на уроках и во внеучебной деятельности. Особенно эта ситуация усугубляется в старших класса - здесь мотивация определяется необходимостью (или её отсутствием) сдачи ГИА и ЕГЭ.

Современный ребёнок, это уже не тот ученик, которого мы обучали в конце прошлого века и в первые годы XXI столетия. Ещё не ступив на школьный порог, ребёнок легко открывает «двери» в Интернет, лучше и быстрее собственных родителей разбирается с любым телефоном, что приводит многих мам и пап в восторг, они уверены, что подарили миру почти гения. Родителей легко понять, они относятся к поколению, не имевшему «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники». В итоге – ребёнок просиживают часами бесцельно за компьютером, живя в виртуальном мире, роясь, не понятно зачем, в информационных кучах поисковиков, вбирая в себя информацию из сомнительных по содержанию сайтов. В итоге школа имеет две огромных проблемы: ученик и родители ученика. И если взрослым людям можно объяснить, показать, обосновать их ошибки в воспитательных действиях, то ребёнка убедить, не дав ему что-либо взамен – невозможно. (Забираешь любимую игрушку – замени более интересным.) Натиск, давление в таких педагогических проблемах приводит к тому, что со стороны подростка возникает «глухая стена», а учитель для него перестаёт быть авторитетом.

Существует множество способов идти в ногу со временем: использовать на своих уроках презентации, видео, страницы специальных обучающих порталов, покупать специальные диски с обучающими программами, рекомендованные Министерством образования. Существует так же множество способов и вариантов работы с учащимися в Интернете под руководством учителя.

В последние десятилетия появляется много новых и перспективных информационных технологий обучения, с помощью которых педагог получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний. Одна из них – технология веб-квестов. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Методика веб-квестов разработана в 1995 году профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США)  Берни  Доджем  и Томом  Марчем. Различают два вида квестов: кратковременные (рассчитанные на несколько занятий) и долговременные (продолжительностью до месяца).

Опыт создания образовательных веб-квестов в разных предметных областях широко представлен в сети Интернет. Например,  интересным и полезным показался   нам опыт работы учителя  физики Дударевой  Е. М.,  учителей русского языка и литературы Лукьяненко Ю. В., Савельевой Л. Е., Казановской О. А. Методика использования веб-квестов в рамках технологии развития критического мышления (ТРКМ)  рассмотрена в статье Е. В. Нечитайловой «Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет-ресурсов». Есть публикации, раскрывающие творческий подход к применению данной технологии. К примеру, опыт создания квест-проекта  на учебных занятиях биологии описан в статье  Н. В. Николаевой “Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся”. Автор считает возможным создание квеста  в программе Word.

Новизна подхода к  применению  технологии веб-квест в моей практике заключается в ее использовании для организации проектной деятельности непосредственно на учебных занятиях и во внеурочной деятельности (участие в сетевых проектах).  А.В. Хуторской  отмечает, что «проектная форма обучения закрепилась в нашей стране преимущественно за дополнительным образованием, хотя ничего не мешает распространить ее на базовый учебный процесс». Значимость и актуальность проектной деятельности, основанной на ресурсах Сети, определена им так: «Интернет-технологии существенно расширяют образовательные и коммуникативные возможности учащихся, а проектная форма занятий позволяет сориентировать их на продуктивность учебной деятельности».

Педагог, решивший апробировать технологию веб-квеста, найдет подробное описание алгоритма работы над ней в методических журналах и Интернет-сетях. Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на различных веб-сайтах. Благодаря действующим гиперссылкам, участники квеста этого не ощущают, работая в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста участники  либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

В качестве примера можно рассмотреть ссылки на учебный Квест "Природные зоны России" для учащихся 8 класса и ссылки на Квесты сетевого Интернет-конкурса "Исторические хроники"

https://sites.google.com/site/kaknazemleleningraddrevozizni/ , https://sites.google.com/site/vepsskijles/

Ресурсы:

  1. Вторая международная образовательная научно-практическая он-лайн конференцию “Новая школа: мой маршрут”: https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/home/stage2
  2. Мастер-класс “Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности”, Тарасова Е.Г.: https://sites.google.com/site/webquestaktiv/
  3. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе Интернет – ресурсов. /Нечитайлова, Е. В. // Проблемы современного образования.- 2012. - №2. – С.147-155.
  4. Хуторской, А.В. Интернет для ученика: дистанционные образовательные проекты / Хуторской, А. В. // Химия. Методика преподавания в школе. – 2001. - №4. – С. 40-45.
Прикрепленный файлSize
Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности учащихся по географии.pdf81.69 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Светлана  Алексеевна  Сомова

На: Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и


Здравствуйте, Елена Викторовна! Квест в настоящее время - один из самых инновационных форм проектной деятельности. А уж в географии - это то, что способствует развитию каждого ребёнка, независимо от возраста. Я думаю автора этой статьи заинтересует и мой материал: «Сетевой семейный квест – один из видов информационной безопасности детей в сети Интернет». http://www.openclass.ru/node/503791

Комментарий был изменен с момента создания (сомишна, Wed, 13/04/2016 - 20:03).

сомишна




Фото пользователя Ирина Гурьевна Щёголева

На: Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и


Уважаемая Елена Викторовна! Благодарю Вас за очередную инновационную идею. Современные веб-квесты напоминают прежние познавательные игры в "секреты", когда по заданным ориентирам нужно отыскать неизвестное. Наши ученики осваивают информационное пространство стремительно, надеюсь, что интерес к познанию станет сильным мотивом в учении. Успехов Вам и Вашим ученикам!




Фото пользователя Лариса Владимировна Волк

На: Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и


Елена Викторовна, очень интересную работу проводите на уроке с применением новых форм (квест).Хочется отметить активность ребят, которые с большим интересом работали над темой "Природные зоны России" и высказаться хотелось всем! Желаю вам успехов в дальнейшей работе с новыми сервисами. Эта активная форма квеста выходит за рамки уроков. Наибольший интерес и заинтересованность у школьников возникает при участии в различных конкурсах,конференциях.



Фото пользователя Елена Викторовна Соколова

На: Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и


Спасибо, Лариса Владимировна. Надеюсь, что после освоения курсов на базе ЦИТа сторонников Веб-квеста прибавится. Жду в союзники!




Фото пользователя Екатерина Александровна Шарапенкова

На: Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и


Веб-квест - это великолепный инструмент для активизации познавательной деятельности обучающихся. При условии грамотного методического подхода к постороению всей цепочки задач для обучающихся, успешное достижение поставленной цели не вызывает сомнения уже на первых этапах работы. Конечно, это требует огромного количества для подготовки. Но результат оправдывает это затраченное время. Уважаемая Елена Викторовна!  Большое спасибо, что поделились с нами своими разработками! Успехов Вам в освоении новых технологий!

Екатерина Александрована Шарапенкова




Фото пользователя Елена Викторовна Соколова

На: Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и


Спасибо, Екатерина Александровна! 

Действительно, веб-квест позволяет посмотреть на многих его участников другими глазами. Некоторые дети из Вашего класса при проведении мною у них учебного квеста "Природные зоны России" открылись совсем с другой стороны, проявили небывалую активность (чего раньше на уроках географии у них замечено не было).




Фото пользователя Евгения Анатольевна Истомина

На: Веб-квест по географии


Спасибо Елене Викторовне за неискорениемое желание делиться своим уникальным опытом интеграции предметов информатика и география. Всегда отрадно видеть учителей, не замыкающихся на "сорокапятиминутке", открытых всему новому, готовых познавать и делиться радостью познания с детьми!

P.S. Елена Викторовна, я жажду по достоинству оценить все ваши свершения на профессиональной ниве и жду Вас в ЛОИРО с портфолио!!!

Евгения Гатчина