Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование программно-технических возможностей мобильного компьютерного класса на уроках физики

    Выберите действие:

Использование программно-технических возможностей мобильного компьютерного класса на уроках физики

Яшина Е.В., учитель физики МОУ "Лицей г.Козьмодемьянска"    

  Основная школа вступила в ФГОС. Во всех образовательных организациях написаны и утверждены основные образовательные программы, в состав которых обязательно входит Программа развития универсальных учебных действий. Согласно этой программе на уроках и во внеурочное время вместо знаний, умений и навыков мы должны формировать у детей основные виды УУД, иначе говоря, мы должны научить детей учиться самостоятельно.

     Как известно, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учащегося. Обязательным компонентом такой технологии является обратная связь, реализуемая на основе совместной деятельности учителя и учащихся.

     На учителя в этих условиях возлагается такая ответственность, что без помощи современных технологий просто не обойтись. Для многих моих коллег спасением становятся мультимедийные кабинеты, интерактивные доски и цифровые образовательные ресурсы, как готовые, так и самостоятельно разработанные. И это оправдано, т.к. информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать деятельность учащихся в ходе урока или занятия;
  • сделать обучение более эффективным, чередуя на уроке различные виды деятельности ученика;
  • вовлечь в процесс активного обучения всех детей, даже тех, кто на традиционном уроке привык прятаться за спинами более успешных учеников;
  • использовать возможности локальной сети класса, школы для организации обратной связи с учителем;
  • интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.

   Однако современного ученика вряд ли удивишь готовой презентацией или анимационным фрагментом. Предоставьте ему возможность – и он готов самостоятельно создавать цифровые шедевры. А перспектива продемонстрировать результатов своей работы еще больше повысит его мотивацию.

   Наиболее удобным техническим средством для решения подобного рода задач для меня стал передвижной мобильный компьютерный класс ICLab. В его состав входят 15 ученических ноутбуков и 1 учительский. Благодаря точке беспроводного доступа все они объединены в локальную сеть. Программное обеспечение позволяет организовать коллективную работу в классе с реализацией обратной связи с детьми.

   На примере отдельных этапов урока физики по теме «Последовательное соединение проводников» мне бы хотелось продемонстрировать разнообразные варианты использования данного оборудования.

Этап «Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности»

Используя программный комплекс для тестирования QUIZ, я создала тесты на тему «Закон Ома для участка цепи», содержащие вопросы с выбором ответа. Ученики выполняли задания, а на учительском компьютере можно было проследить, кто на каком этапе работы находится, какие вопросы вызвали затруднения и потребовали большего времени для ответа. По окончании тестирования результаты с каждого ученического компьютера по стобальной шкале также отобразились на экране учителя. Весь процесс занял не более 5 минут. Ребята успели проанализировать задания и сформулировать основные выводы, подводящие их к формулированию темы урока. (см. Тест закон Ома для участка цепи.rar, скриншот в файле Тест закон Ома.jpg).

Этап «Построение проекта выхода из затруднения»

Ученики поделены на группы в соответствии с их интересами и возможностями: 5 групп «практиков» и одна группа «теоретиков». Перед каждой группой практиков стояла определенная исследовательская задача. Предлагалось придумать схему соединения приборов, собрать её, произвести измерения и сформулировать вывод. Результатом работы группы должен стать слайд общей презентации, выполненный на своем ноутбуке.

I группа измеряла силу тока на различных участках цепи, II группа – напряжение на отдельных участках и общее, III группа путем измерения силы тока и напряжения рассчитывала сопротивление отдельных резисторов и общее. IV группа исследовала соотношение между значениями напряжений на различных последовательно соединенных участках цепи и их сопротивлений. V группа выясняла условия протекания электрического тока при последовательном соединении путем замены исправной лампочки на перегоревшую. (см. файлы Задания для групп-практиков.doc, Группа_1.pptx, Группа_2.pptx, Группа_3.pptx, Группа_4.pptx, Группа_5.pptx)

Теоретики каждый по отдельности искали ответы на поставленные вопросы в учебной литературе и размещали информацию на слайде. (см. файлы Задания для группы теоретиков.doc, Напряжение.pptx, Сила тока.pptx, Соотношение.pptx, Сопротивление.pptx).

В процессе урока учитель имеет возможность контролировать деятельность каждой группы и, если возникает необходимость, корректировать её. По окончании работы все слайды по локальной сети буквально за минуту собираются в одну общую презентацию на компьютере учителя. Демонстрируются поочередно схемы и результаты исследований «практиков» и, в подтверждение их выводов, слайды теоретиков.

В итоге вся работа по планированию, добыванию новых знаний и формулировка выводов произведена учениками. Прежде чем собрать электрическую схему, её необходимо было продумать и нарисовать на слайде. Готовых схем не предлагалось. Произведя измерения, ребята должны были самостоятельно увидеть закономерности и грамотно написать на слайде вывод.

На подобных занятиях как раз формируются и развиваются универсальные учебные действия регулятивные, познавательные, коммуникативные, логические. А правильно подобранное техническое и программное обеспечение позволяет учителю рационально использовать время урока, учитывать индивидуальные особенности всех учеников и наглядно демонстрировать результаты их работы.

 

  1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  2. Мингазова Л. С. Системно-деятельностный подход в концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).  — Уфа: Лето, 2013. — С. 40-42.
Прикрепленный файлSize
Тест Закон Ома.JPG19.71 KB
Задания для групп-практиков.doc58.5 KB
Группа_1.pptx46.85 KB
Группа_2.pptx47.37 KB
Группа_3.pptx47.49 KB
Группа_4.pptx47.05 KB
Группа_5.pptx40.77 KB
Задания для группы теоретиков.doc41 KB
Напряжение.pptx50.42 KB
Сила тока.pptx50.41 KB
Соотношение.pptx57.68 KB
Сопротивление.pptx50.45 KB
Закон Ома для участка цепи.rar17.36 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Оксана Николаевна Зиборова

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Евгения Владимировна, здорово, что у вас есть возможность пользоваться современным оборудованием - мобильным компьютерным классом ICLab. Это, конечно, предоставляет возможности учителю для более эффективной организации и проведения урока, что и демонстрирует практический материал, разработанный вами. Тема использования  мобильных технологий на уроке на различных его этапах мне близка. Сейчас осваиваю теоретически и практически как провести мобильный опрос на уроке, используя различные web-сервисы. Спасибо вам за статью. Желаю вам и вашим ученикам творческих успехов! С уважением, Оксана Николаевна Зиборова.




Фото пользователя Евгения Владимировна Яшина

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Спасибо за теплые слова. И вам желаю успехов в работе, и чтобы работа эта приносила толко радость и удовлетворение!




Фото пользователя Нина Николаевна Костоусова

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Добрый вечер, Евгения Владимировна! С  большим вниманием отнеслась к вашей работе. Я не физик, а литератор, но общее у нас есть: дать детям самостоятельность в создании цифровых шедевров.Действительно, когда мои ученики делают что- то сами( видеоролик, презентацию- онлайн, они радуются, что сотворили это своими руками. Поэтому я даю детям возможность участвовать в дистанционных  проектах.

 Это здорово, что у вас есть передвижной  мобильный компьютерный класс. Очень хорошо организована обратная связь. Я только что изучила тему " Мобильное обучение", но к практике не подошла. Ваш урок  мне немножко поможет.

Спасибо!

Оставьте, пожалуйста, комментариий к моей статье.http://www.openclass.ru/node/502785

С уважением, 

Нина Костоусова




Фото пользователя Нина Николаевна Костоусова

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Добрый день, Евгения Владимировна! Спасибо, что побывали у меня на страничке. Действительно,  участвуя в сетевых проектах, нужно перелопатить много информации. На кружке мы обговариваем, какая информация нам нужна, а потом дети находят ее в интернете. Найти - это полдела. Нужно еще выбрать именно то, нужное  Я их этому обучаю. Неплохо получается. Результаты у нас есть. Работа очень кропотливая, но нужная. Конец года, а еще просятся поучаствовать в сетевых проектах

С уважением,

Нина Костоусова




Фото пользователя Татьяна Александровна Куликова

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Евгения Владимировна. С большим интересом познакомилась с Вашей статьей. Действительно, мобильные компьютерные классы являются большим подспорьем в работе педагога-предметника. У нас,к сожалению, такого класса нет, но педагоги-предметники приходят в кабинет информатики или школьный информационный центр  для того,чтобы провести уроки с использованием компьютеров. Не все лабораторные работы можно выполнить из-за отсутствия какого-либо оборудования, поэтому использование виртуальных лабораторий и мобильных компьютерных классов позволяет делать процесс обучения наиболее наглядным и полезным для учащихся. 




Фото пользователя Татьяна Александровна Куликова

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Евгения Владимировна. С большим интересом познакомилась с Вашей статьей. Действительно, мобильные компьютерные классы являются большим подспорьем в работе педагога-предметника. У нас,к сожалению, такого класса нет, но педагоги-предметники приходят в кабинет информатики или школьный информационный центр  для того,чтобы провести уроки с использованием компьютеров. Не все лабораторные работы можно выполнить из-за отсутствия какого-либо оборудования, поэтому использование виртуальных лабораторий и мобильных компьютерных классов позволяет делать процесс обучения наиболее наглядным и полезным для учащихся. 




Фото пользователя Galina Nikolaevna Rudnichenko

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Уважаемая Евгения Владимировна! С интересом познакомилась с Вашей работой .  Работа в данном направлении очень актуальна и важна в наше время!. ИКТ усиливают положительную мотивацию и активизирует познавательную деятельность обучающихся.; играют роль незаменимого помощника в обучении и воспитании учащихся, а так же в формировании предметных и метапредметных результатов и служат мощным техническим средством обучения. Замечательно, что в своей работе Вы используете разнообразные творческие задания, применяете ИКТ технологии на всех этапах урока, обучаете учащихся создавать и использовать собственные "продукты".Жутко завидую Вам, что есть современнное оборудование))) ...Желаю Вам успехов и удачи!

С уважением Галина Николаевна




Фото пользователя Елена Михайловна Евсеева

На: Использование программно-технических возможностей мобильного


Добрый день, Евгения Владимировна! Очень понравилась Ваша работа. Спасибо вам за интересную статью. Вы затронули актуальную тему.  Познакомилась с новыми для себя технологиями. Материал изложен в лаконичной и доступной форме.  Уверена,  что  он  будет полезен для  коллег.  У нас,к сожалению, такого класса нет, но педагоги-предметники приходят в кабинет информатики   для того,чтобы провести уроки с использованием компьютеров. Желаю вам удачи в Конференции!

 С уважением, Елена Михайловна!