Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект занятия "Мы - ученые"

Submitted by Фавзия Гариповна Тухватуллина on Fri, 30/09/2016 - 13:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тухватуллина Ф.Г.
Место работы, должность: 

МУДО "ВЭЦ", п.д.о.

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Социальный педагог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Цель - ознакомление учеников с общей схемой исследовательской деятельности через игровую формуЦель - ознакомление учеников с общей схемой исследовательской деятельности через игровую форму

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Список литературы

  1. Ильичев В. Д. Говорящие птицы. – М. «Наука», 1990 г.
  2. Никишов А.И. Экология. – М. 2000 г.
  3. Онегов А.И. Школа юннатов. – М. 1990 г.
  4. Савенков А.И. Методика организации  игр-исследований с младшими школьниками. Журнал «Практика административной работы в школе»№1, 2004 г.
Используемое оборудование: 

Материалы и оборудование:

  1. Наглядные пособия: карточки с изображениями методов исследования:  «подумать», «посмотреть по телевизору», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «провести эксперимент», «обобщение информации», «сообщение», карточки с названиями тем, портреты ученых.
  2. Литература по теме исследования.
  3. Цветные фломастеры, бумага.

4.      Технические средства: проектор, процессор.

Краткое описание: 
<p>Занятие посвящено обучению детей исследовательской деятельности в игровой форме.</p>

Тема занятия«Мы - ученые» (игра – исследование)

 

      Цель - ознакомление учеников с общей схемой исследовательской деятельности через игровую форму.

 

 Задачи:

1.Образовательные:

- освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований

-ознакомить учащихся с  учеными – исследователями

- научить детей подготовить небольшое сообщение по избранной теме

2. Развивающие:

-  развить познавательный интерес к предмету

- развить коммуникативные способности учащихся (навыки постановки вопроса и восприятие ответа, умение говорить кратко и точно; рационально использовать время)

- активизировать познавательную деятельность учеников

- развить эколого – творческое, критическое мышление в ходе выполнения своей роли во время игры

3.Воспитательные:

- воспитать умение смело высказывать свое мнение, свои определения

- воспитать умение самостоятельной работы

- формировать активную жизненную позицию.

 

Методические приемы:

  1. Словесный
  2. Наглядный
  3. Игра-исследование, с обобщением и систематизацией знаний.

 

Тип занятия:  изучение нового материала; коллективно-распределительная деятельность педагога и учащихся в ходе игры-исследования.

 

Материалы и оборудование:

  1. Наглядные пособия: карточки с изображениями методов исследования:  «подумать», «посмотреть по телевизору», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «провести эксперимент», «обобщение информации», «сообщение», карточки с названиями тем, портреты ученых.
  2. Литература по теме исследования.
  3. Цветные фломастеры, бумага.

4.      Технические средства: проектор, процессор.

 

Этапы занятия:

1   Рассказ с элементами беседы педагога

2.  Игра – исследование под руководством педагога.

 

Методы обучения:

  1. Мотивация и стимулирование.
  2. Организация и осуществление учебно - познавательной деятельности
  3. Контроль и коррекция.

 

Ход занятия:

                                                                                                              

I.Организационный этап (приветствие)

Настрой учащихся на проведение исследования. Вся группа располагается вокруг большого стола или нескольких составленных вместе столов, на которых впоследствии будут разложены карточки с изображением методов и тем исследований.

 

II.Основная часть

1. Введение в тему занятия  (название темы, цели занятия)

Педагог объявляет, что сегодня дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнять работу, которую делают взрослые ученые.

-Тема нашего занятия:  «Мы – ученые».

Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.

Вам предстоит выполнять работу, которую делают настоящие ученые.

-Кто знает, чем занимаются  ученые?

-Ребята, кого из ученых вы знаете?

Немецкий биолог Эрнст Геккель предложил термин «Экология». Большой вклад в развитие науки экология внесли всемирно известные ученые – ботаники К.А.Тимирязев,  В.В. Докучаев, В.Н. Сукачев  и др. (показ портретов известных ученых – исследователей.)

             Владимир Иванович Вернадский – великий ученый нашей страны. Он разработал учение о биосфере – оболочке Земли, населенной живыми организмами.  В 11 лет он сделал первую запись в своем дневнике о своих наблюдениях, и в течении всей жизни он записывал в этот дневник  свои сокровенные мысли.

Все эти ученые с детства были наблюдательными, любознательными.

        

2. Игра – исследование

             Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы  педагогу  необходимы два  «добровольца -   исследователя» из числа учеников.

             -Кто хочет взять на себя роль ученого?

            - Вам необходимо определить тему своего исследования. Возьмите карточки с изображениями различных тем  исследований. Оставьте на столе карточку с изображением избранной вами темы (остальные карточки убираются).

            - Вы выбрали тему «попугай». Ваша задача заключается в подготовке небольшого сообщения о попугае. Но для того, чтобы сделать такое сообщение, надо собрать всю доступную информацию об этой птице и обработать ее.

              -Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?

              -Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?

              Начинается исследование с обдумывания, какая информация необходима исследователю. (На стол выкладывается карточка « подумать».)

Выбор методов исследования

           -Где мы можем узнать что-то о попугае? (На стол выкладываются карточки). Отвечая на вопросы, ребята выстраивают на столах линию из карточек: подумать, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию из сети Интернет.

               Ребята, ваша задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации, обобщить их и подготовить доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время - в ходе одного занятия.

Сбор информации

             - Ребята, разложенные на столе карточки, с названиями методов сбора информации – это план исследования( на стол выкладываю карточки «обобщение»  и «сообщение»).

              Добровольцы - исследователи получают «папку исследователя» и листочки для сбора информации. Найденную информацию фиксируют на листочках бумаги и вкладывают в кармашки папки.

              Собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы они не были забыты. Ученые – исследователи для фиксации несложной информации часто пользуются символами, обозначающими различные идеи. Подумав, вы должны сделать заключение о местах обитания попугая.

              -Где живет  попугай? (в джунглях, в жарких странах).

Для того, чтобы эту информацию зафиксировать, вам пришлось бы написать несколько предложений.

             -А как можно зафиксировать эту идею, при помощи  несложных значков, символов?

Вызываю к доске ученика (Остальные дети на местах рисуют изображения пальмы, солнца).

             -Ребята, все ли виды попугаев одинаковы по размеру?( крупные, мелкие). Как это можно изобразить на ваших листочках?(крупный попугай – большой овал, с пририсованными к нему клювом в виде треугольника, и хвостом, а мелкий- аналогичный рисунок меньшего размера).

             -Какое оперение у попугая ( яркое)?

             -Как можно зафиксировать идею о ярком оперении птицы?(начертив несколько ярких линий цветными фломастерами).

Следующий пункт плана исследования – карточка «спросить у другого человека».
              - Ребята, вы должны расспросить других людей о попугаях. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым.

              -Чтобы получить информацию о попугаях, какие вопросы можно задавать? Задавайте и фиксируйте информацию на листочках.

              Особенно ценны в любой исследовательской работе наблюдения и эксперименты.

         Попугаи - не редкость в домах. Волнистые попугаи имеются и в живом уголке филиала экологического центра. Вы можете наблюдать за птицами. Можно провести даже некоторые эксперименты. А сегодня мы посмотрим иллюстрации, которые подготовил Юра, пользуясь информацией из сети Интернет.

              -Какой следующий пункт нашего плана? (получить информацию из книг). Для этого можно пользоваться имеющимися книгами. Для удобства предлагаю одной из вас собрать информацию об условиях обитания попугаев в природе, а другой - в неволе.  (Работа детей по сбору информации).

А остальные дети записывают в тетрадях план исследовательской деятельности (общую схему).

Физкультминутка. «Дети по лесу гуляли».

Обобщение информации

Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. Для этого на столе необходимо разложить все листочки с собранными данными. Организуя сбор информации педагогу необходимо помнить, что у младшего школьника способность концентрировать внимание еще недостаточно развита. Поэтому данную работу не стоит затягивать. Если какой – то из методов не принес результата – не стоит акцентировать на нем внимание. Необходимо помогать школьникам сгруппировать то, что они уже получили.

            -Что нового и интересного вы узнали о попугаях?

            -Что вы можете рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования?

Сообщение по результатам исследования(выступление детей)

Как только информация обобщена ,следует начать подготовку сообщения по теме исследования.

 После выступления, обсуждение доклада исследователей.

Предоставить слушателям возможность задать вопросы.

III.Заключение.

Похвалить исследователей за работу, особенно отметив то, что у них получилось очень хорошо.

Важнейшим результатом первого занятия должно стать знакомство с общей схемой исследовательской деятельности.

           -Теперь вам предстоит процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований.

 

         Опыт  показывает, что на первых тренировочных занятиях  ребята сообщения детей не бывают долгими. На последующих занятиях ученики собирают все больше информации, их выступления становятся более уверенными. Игра - исследование хорошо развивает мышление, творческие способности детей. Они учатся выделять главные идеи  и видеть второстепенные, пытаются дать определения понятиям.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн