Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие мотивации при изучении математики

Выберите действие:

Материалы к Математической конференции

(тезисы к выступлению)

Автор Фортуна Андрей Сергеевич

Особенности развития мотивации к изучению математики  учащихся

         Совершенствование системы обучения постоянно усложняет требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже не достаточно овладеть школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.

Этого нельзя добиться, не  сформировав  у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной. Эта проблема актуальна и для меня как учителя математики. 

 Я организую  учебную деятельность обучающихся при помощи следующих путей и  методов  формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности:

1. Отбор  содержания учебного материала.

Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивированно, тем, что это содержание должно быть направлено на решение серьезных проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у школьников будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений и,  сформирован содержательный мотив учебной деятельности.

 2.Организация учебной деятельности

Отношение учащихся к собственной деятельности определяется тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Изучение каждой темы должно состоять, на мой взгляд, из следующих трех основных этапов: мотивационного, познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап.

1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы. Перед изучением темы «Квадратные уравнения» (8 класс, алгебра) можно предложить  учащимся решить текстовую задачу, которая сводится к квадратному уравнению, тем самым появляется необходимость изучения метода решения квадратных уравнений и научиться им пользоваться.

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. При изучении темы «Площади поверхности тел» в 11 классе они должны найти формулу для определения площади поверхности сферического сегмента, одним из вариантов можно предложить им начать изучение с информации о первом космонавте, о его подвиге, и в дальнейшем учащимся предложить узнать какую часть Земли видел Юрий Гагарин.  Знаний оказывается для этого недостаточно. Далее приходиться пока отложить задачу и заняться выводом нужной формулы. Но как только формула выведена, учащиеся снова возвращаются к задаче.

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки. Одним из вариантов при изучении «теоремы Пифагора» (8 класс, геометрия) я предлагаю воспользоваться историей появления самой теоремы, например: «Открытия пифагорейцев относительно сумм чисел привели к возникновению теоремы Пифагора. Можно предложить учащимся сделать открытие того, что некоторые квадратные числа в сумме дают опять квадратное число.  Например, сумма 9 и 16 равна 25 и так далее. Затем можно сказать учащимся, что числа, как 3,4 и 5, а также 5, 12, 13 и т. д. называют пифагоровыми.  Если 2 числа из тройки представляют собой длины катетов треугольника, то третье — длина гипотенузы этого треугольника. Продемонстрировать применение теоремы к этим числам и сделать вывод, что именно из этого заключения была выведена теорема Пифагора».

2) Формулировка основной учебной задачи

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы

    Познавательный этап.

На этом этапе использую коллективные формы, которые позволяют втягивать даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации. 

         На обобщающем уроке математики в 6 классе, по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» я предлагаю учащимся следующее задание:

       Я заранее готовлю карточки: на одной начало формулировки правила, на другой конец. Раздаю карточки всем учащимся. Произносят сначала те учащиеся, которые имеют карточки с началом формулировки, “откликается” тот учащийся, у которого на карточке конец формулировки. Я фиксирую правильность выполнения работы.

         Рефлексивно-оценочный этап.

Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин  имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место.

На своих уроках я стараюсь использовать не один и тот же постоянный прием подведения итогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы, дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу.

 Один из возможных вариантов – следующий прием: я его использую чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Какой либо предмет, я использую шапку, от одного ученика переходит к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". 

Пример: «я научился составлять план текста и конспект»; «я запомнил формулу для нахождения дискриминанта»;  «я разобрался в такой-то теме»;  «я наконец-то запомнил, чем стандартный многочлен отличается от не стандартного».

Мною рассмотрены различные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.  В прикрепленном файле можно увидеть презентацию к этому выступлению

Прикрепленный файл Size
Особенности развития мотивации к изучению математики учащихся.pptx 319 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Учебная площадка

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн