Вы не зарегистрированы

Авторизация



Совместная познавательно-исследовательская деятельность младший дошкольный возраст "Что за чудо-фрукт"

Submitted by ольга николаевна мокина on Tue, 11/07/2017 - 21:37
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мокина О.Н.
Место работы, должность: 

МДОУ детский сад №92

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

  1. Гаврилов Г.С. "Комнатные лимоны" - Москва: Московский рабочий, 1955 г.
  2. Куликова В.Н. - "Лимон - природный целитель." Издательство: АСТ, 2009 г.
  3. Шайденкова Л. В., Гаврилов Г.С.   Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. Издательство: Харвест, 2006 г.
Используемая методическая литература: 

 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ, 64 с.
Используемое оборудование: 

 лимоны, яблоки, косточки лимона, подарочная упаковка, мультимедийное оборудование для презентации на интерактивной доске, тарелочки, палочки с метками, памятки по количеству детей, лейки с водой, горшки с почвой, стаканы с фломастерами, халаты с бейджиками, аудиозапись с песней "Лимонадный дождик", корзина с воздушными шариками, свеча, листы бумаги, йод, ватные диски, пипетка, влажные салфетки,  ватные палочки стаканы с фломастерами, стаканчики с лимонадом, стаканчики с соком лимона, поднос,  нож, запись голосового обращения доктора Айболита, картинка с лимонным деревом, книжка с загадкой, футляры с запахом лимона, одноразовые тарелочки.

Краткое описание: 
<p><span style="font-size:12px"><span style="font-family:times new roman,times,serif"><strong>Совместная познавательно-исследовательская деятельность</strong></span></span></p> <p><span style="font-size:12px"><span style="font-family:times new roman,times,serif"><strong>младший дошкольный возраст</strong></span></span></p> <p><span style="font-size:12px"><span style="font-family:times new roman,times,serif"><strong>Тема: &quot;Что за чудо-фрукт&quot;</strong></span></span></p> <p><span style="font-size:12px"><span style="font-family:times new roman,times,serif"><strong><em>&nbsp;&laquo;Расскажи &ndash; и я забуду,</em></strong> <strong><em>покажи &ndash; и я запомню,</em></strong> <strong><em>&nbsp;дай попробовать и я пойму&raquo;</em></strong></span></span></p> <p><span style="font-size:12px"><span style="font-family:times new roman,times,serif"><em>(Китайская пословица)</em>&nbsp;</span></span></p> <p><span style="font-size:12px"><span style="font-family:times new roman,times,serif"><strong>Цель:</strong> &nbsp;Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и &laquo;волшебные&raquo; свойства.</span></span></p>

Совместная познавательно-исследовательская деятельность

младший дошкольный возраст

"Что за чудо-фрукт"

       «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,  дай попробовать и я пойму»

(Китайская пословица) 

Цель:  Познакомиться с ролью лимона в жизни человека, выделить его достоинства и «волшебные» свойства.

Задачи:

 Образовательные:

  • формировать у детей естественно - научные представления о фрукте - лимоне, его полезных свойствах и значении в жизни человека;
  • формировать умение получать сведения о свойствах лимона исследовательским и экспериментальным путем;
  •  совершенствовать связную речь, обогащать активный словарь;
  • учить самостоятельно добывать знания, проявлять собственную исследовательскую активность и инициативность;
  • побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни;
  • обогащать сенсорный опыт детей.

Развивающие:

  •  развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности;
  • развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности; 
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать мыслительную активность и творческие способности; 
  • развивать наблюдательность, любознательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов.

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности;
  • воспитывать эстетические чувства, доброту, заботливое отношение друг к другу;
  • воспитывать у детей личностные качества:  трудолюбие, ответственность, волевые усилия, настойчивость;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

  •  беседа по технике безопасности при проведении экспериментальной деятельности (при работе с опасными предметами - огнем);
  • беседа детей о здоровье;
  • беседа об экзотических фруктах.

Оборудование: лимоны, яблоки, косточки лимона, подарочная упаковка, мультимедийное оборудование для презентации на интерактивной доске, тарелочки, палочки с метками, памятки по количеству детей, лейки с водой, горшки с почвой, стаканы с фломастерами, халаты с бейджиками, аудиозапись с песней "Лимонадный дождик", корзина с воздушными шариками, свеча, листы бумаги, йод, ватные диски, пипетка, влажные салфетки,  ватные палочки стаканы с фломастерами, стаканчики с лимонадом, стаканчики с соком лимона, поднос,  нож, запись голосового обращения доктора Айболита, картинка с лимонным деревом, книжка с загадкой, футляры с запахом лимона, одноразовые тарелочки.

Ход НОД:

Приветствие:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). А чтобы гости немного о вас узнали, давайте с вами поиграем (предлагаю подойти к столу с колокольчиками).

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.

- Пусть сейчас зазвонит у того, кто любит играть.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто занимается в кружках и секциях. (Расспросить подробнее каждого ребенка)

- Теперь гости немного о вас узнали.

Сюрпризный момент:

- Ой, ребята, совсем забыла вам сказать, к нам в садик пришло голосовое письмо, давайте его послушаем:

"Здравствуйте, дорогие, ребята! Я добрый доктор Айболит. Сейчас я нахожусь в жарких странах, лечу детей. Пришла весна, и мои друзья ласточки собрались улетать в родные края. С ними я  посылаю вам  подарок. Посмотрите-ка в окно, может его уже доставили?                  

                                                                                         Будьте здоровы!"                                                                                                            

(Дети выглядывают в окно и находят посылку от доктора, открывают ее и находят в ней неизвестного рода семена)

- Ребята, как вы думаете, что это? (семена плода) Давайте мы это с вами выясним путем угадывания по запаху.

Игра "Угадай по запаху" (детям раздаются футляры и они пытаются угадать, что внутри их по запаху)

- А чтобы нам быть уверенными в своем ответе, давайте теперь попробуем угадать по вкусу.

Игра "Угадай по вкусу" (Детям раздаются стаканчики с напитком, они пробуют и угадывают)

- Чтобы действительно отпали все сомнения, отгадайте загадку (читаю из

книги)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, А зовут его … (лимон)

- Правильно дети - лимон, давайте его рассмотрим. Лимон какой? Ваш ответ будет начинаться со слова "лимон", передавайте его друг другу (желтый, овальный, шероховатый, кислый, съедобный, витаминный, полезный, сочный…)

- Ребята, хотите узнать еще больше о лимоне? А откуда мы можем взять необходимую информацию? (Посмотреть в книге, взять информацию из компьютера, провести эксперимент, спросить у взрослого человека)

- Из книги мы прочли загадку, давайте теперь обратимся к компьютеру. Проходите, присаживайтесь на стульчики (за осанкой мы следим, все красиво мы сидим).

- Обратите внимание на экран (картинка лимона) что вы видите? (Кто знает - руку поднимает)

- Пожалуйста, уточните какая это часть дерева? (Плод)

- Что находится внутри лимона? (Сочная мякоть и косточки)

- Лимонный сок и лимонная кислота широко используются в кулинарии. Кто может сказать,  где именно? (При изготовлении конфет, тортов, пирожных, майонеза, салатов…)

- Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам, мы уже сегодня пробовали его на вкус. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад)

- В состав лимона входит множество витаминов, благотворно влияющих на организм человека, поэтому лимоны широко используют в медицине, добавляя их в лекарства). Какие витамины содержатся в лимоне? (С, А, Е, В и др.) Чем они полезны для человека? (Укрепляют защитные силы организма - иммунитет…)

- Лимоны убивают вирусы и бактерии и помогают людям бороться с гриппом и простудой. Я даже придумала поговорку: "Нам не нужен "гриппферон", потому что есть лимон!"

- Вдыхание запаха лимона обостряет зрение.

- Целебными свойствами обладает и кожура лимона, которая укрепляет десны, устраняет желтый налет на зубах и предотвращает расслоение ногтей.

- Но нужно помнить и о мерах предосторожности, натуральный, не разбавленный лимонный сок может оставить на коже ожоги или вызвать аллергию, а косточки лимона ядовиты, поэтому есть их нельзя.

- Если лимон разрезать напополам, на что он будет похож? (Он будет похож на маленькое солнышко). Так вот, ученые выяснили, что лимонный аромат, подобно яркому весеннему солнышку, улучшает настроение, поэтому с прекрасным настроением я приглашаю вас на танец "Лимонадный дождик!"

Динамическая пауза.

- Настроение,  какого? (Ответ детей)

Игровая ситуация:

- Мы много узнали о лимоне, но это еще не все секреты о нем. Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (Ответы детей) А как мы можем это сделать? (С помощью проведения опытов) Тогда я предлагаю вам стать настоящими учеными - исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых экспериментов. (Дети надевают халаты и становятся учеными)

- Проходите, пожалуйста, к первому столу, и прежде, чем мы приступим к первому исследованию, давайте вспомним и перечислим правила поведения при проведении экспериментов. (Дети перечисляют правила)

- Лимон очень интересный фрукт, обладает массой полезных свойств. И одно из них я сейчас продемонстрирую. Для этого нам понадобится яблоко и половинка лимона.

1. Опыт  «Лимон-защитник».

Мы разрезали яблоко на две части, положили его срезами вверх на блюдце. Теперь выдавим немного лимонного сока на одну из частей, а другую часть оставим не тронутой.  Как вы думаете, что произойдет с яблоком? (Ответы детей). Хорошо, позже мы проверим ваши предположения, а пока перейдем к следующему опыту (Дети перемещаются к следующему столу).

Вывод: В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и встречается с кислородом, происходит  реакция (своего рода ржавчина), и яблоко темнеет, а лимонный сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.   Следовательно, лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов, например, в фруктовых салатах.

        - Ребята, вам никогда не хотелось написать тайное послание, чтобы никто кроме получателя письма не смог его прочитать (ответы детей). Сейчас у нас будет возможность проверить свойства лимона, точнее  его сока при написании тайного  письма.

2Опыт "Невидимые чернила".

Для проведения опыта нам понадобится сок лимона, разведенный водой, ватная палочка, лист бумаги. Ватную палочку нужно обмакнуть в раствор лимонного сока. А потом написать тайное послание, например первые буквы своего имени и подождать когда "волшебные чернила" высохнут.

- Пока наше послание сохнет, мы перейдем к следующему опыту (Дети проходят к следующему столу)

Вывод: От тепла лимонный сок поменял свой цвет - проявился и стал видимым.

- Хотите узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани или одежде? (Ответы детей)

3.  Опыт "Лимон - пятновыводитель"

Подходите к столу. Перед вами  ватные диски и сок лимона. Для начала я вам капну на диск капельку йода, представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Но прежде чем это сделать, скажите мне, пожалуйста, что, по вашему мнению, произойдет с пятном? (Ответы детей) Давайте проверим. Оно действительно исчезло. Какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: лимон может выводить некоторые пятна с одежды.

- Вот какой интересный секрет лимона мы с вами открыли. Он нам пригодится в жизни? (Ответы детей)

- А сейчас мы вернемся к опыту с невидимыми чернилами. Можем мы прочитать что-то из нашего письма? (Нет) Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы оно стало видимым? (Ответы детей) Когда "волшебные чернила" высохнут, надо нагреть бумагу над свечой. На бумаге проявятся невидимые ранее символы.  Какой вывод мы с вами сделаем?                                                       

Вывод: От тепла лимонный сок поменял свой цвет - проявился и стал видимым.

- А сейчас мы вернемся к  первому  опыту. Что же мы видим? (Та часть яблока, которая была полита лимонным соком, осталась светлой, а другая потемнела) Какой же вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: В яблоках содержится много железа, а на воздухе железо из яблока выделяется и встречается с кислородом, происходит  реакция (своего рода ржавчина), и яблоко темнеет, а лимонный сок покрыл яблоко защитной пленкой и не дал воздуху проникнуть к железу, поэтому яблоко осталось светлым.   Следовательно,   лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов, например, во фруктовых салатах.

- Мы с вами сделали интереснейшие и удивительные открытия о лимоне, давайте подведем итоги и вспомним, что же мы выяснили в ходе наших экспериментов?

Выводы исследования:

1. Лимонный сок можно использовать для предотвращения потемнения фруктов.

2. Из лимонного сока можно сделать невидимые чернила и писать тайные засекреченные послания, которые при нагревании становятся видимыми.

4. Сок лимона может выводить некоторые пятна с одежды.

- Ребята, к кому еще мы не обращались за информацией? (Не спрашивали у взрослого) Давайте обратимся за помощью к Ларисе Юрьевне, может она еще что-то новое нам расскажет о лимоне (Дети обращаются за помощью к Ларисе Юрьевне, и она выносит им картинку с изображением лимонного деревца)

О.П.: Ребята, я знаю, что лимоны можно вырастить в домашних условиях. Я вам принесла картинку с изображением лимонного дерева.

- Ребята, а вы хотели бы вырастить свое лимонное дерево? А что нам для этого понадобится? (Горшки, почва, вода, семена)

- Так вот для чего нам прислал косточки лимона добрый доктор Айболит! Он хотел, чтобы этот удивительный и полезный фрукт был всегда на нашем столе.

- Пройдемте к столу. Перед вами горшки с почвой. Чтобы вы их не перепутали, я пометила их разными наклейками.

- Приступаем к посадке. В этом нам помогут палочки. Красная отметка покажет, какой глубины ямку нужно сделать в почве. С тарелочки берем лимонное семечко или косточку, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима …? (Вода) Аккуратно поливаем почву. -  Ухаживать за лимонным деревом совсем не сложно. Мы с вами изготовим сейчас картинки-памятки. В первом окошечке мы нарисуем ту картинку, которая нам будет напоминать много света (солнце). Во втором окошечке нам нужно обозначить, что эти растения не переносят холодных ветров и сквозняков. Показать жестом (руки накрест) знак запрещен (нужно зачеркнуть) А какой запрещающий цвет мы выберем? (красный) Готовы? Кладите фломастеры в стаканы. Третья подсказка - лимонные деревья необходимо поливать, но понемногу. Каким символом мы можем это изобразить? (Капелькой). Правильно, и теперь нашу памятку можно воткнуть в горшочки с почвой. Они будут вам напоминать, как правильно ухаживать за растением.

- Мы закончили работу в лаборатории. Все оставьте на столах и можно снять защитную одежду.

Рефлексия:

Подходим снова к столу с колокольчиками.

- Пусть колокольчик зазвонит у того, кто узнал что-то новое (расспросить детей,  что нового они узнали).

- А сейчас колокольчики зазвонят у того кому было интересно на занятии (спросить что больше всего понравилось и запомнилось)

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кому было сегодня трудно (расспросить какие трудности испытали дети).

- Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, что было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.

- А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте, что я вам хочу сказать. Мне было очень приятно поработать с вами в одной команде.

Вы прилежно и дружно трудились, И новые секреты нам сегодня открылись!

- Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы!

Вы, ребята, не болейте, Чаще чай с лимоном пейте. Ведь лимон на вкус приятный, Хоть немного кисловатый!

- Вот вам эти замечательные фрукты к чаю. А нашим гостям мы  подарим аромакулоны с ароматом лимона, для хорошего настроения.                                  

 Будьте здоровы!

Используемая литература:

  1. Гаврилов Г.С. "Комнатные лимоны" - Москва: Московский рабочий, 1955 г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
  3. Куликова В.Н. - "Лимон - природный целитель." Издательство: АСТ, 2009 г.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л.Н.- М.: АРКТИ, 64 с.
  5. Шайденкова Л. В., Гаврилов Г.С.   Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. Издательство: Харвест, 2006 г.
  6. Интернет ресурсы.