Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблема защиты чести и достоинства на примере анализа сцены кулачного боя (По поэме М. Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Submitted by Ольга Александровна Михайлова on пн, 16/10/2017 - 17:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Михайлова Ольга Александровна
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ № 35" г.Чебоксары, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель образовательная:

  1. Продолжить работу по формированию навыков анализа текста.
  2. Осветить некоторые аспекты проблематики поэмы(протест против произвола абсолютной власти, значимость нравственных ценностей)

Цель развивающая:

1)Развитие речевых навыков;

2)Совершенствование навыков сравнительно-сопоставительного анализа;

3)Закрепление теоретико-литературных понятий (образ, характеристика героя, сцена, интерпретация художественного произведения)

Цель воспитательная:

Воспитание чести и достоинства через восприятие художественного текста поэмы М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: 
  • Портрет М. Ю. Лермонтова;
  •  На доске иллюстрации М.В.Васнецова, И.Я.Билибина, Б.М.Кустодиева;
  •  Гусли(музыка)
  •  Рефераты, исследовательские работы учащихся.
Краткое описание: 
<p>Работа на уроке предполагает анализ эпизодов поэмы, инсценирование, проведение сравнительной характеристики героев, сравнение иллюстраций к поэме. На уроке проходит защита проекта &quot;Есть ли признаки дуэли в сцене кулачного боя?&quot;</p>

Тема урока: Проблема защиты чести и достоинства на примере анализа сцены кулачного боя (По поэме М. Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Цели урока:

Цель образовательная:

  1. Продолжить работу по формированию навыков анализа текста.
  2. Осветить некоторые аспекты проблематики поэмы(протест против произвола абсолютной власти, значимость нравственных ценностей)

Цель развивающая:

1)Развитие речевых навыков;

2)Совершенствование навыков сравнительно-сопоставительного анализа;

3)Закрепление теоретико-литературных понятий (образ, характеристика героя, сцена, интерпретация художественного произведения)

Цель воспитательная:

Воспитание чести и достоинства через восприятие художественного текста поэмы М.Ю.Лермонтова.

Методические приёмы:

Эвристическая беседа, тест, рассказ учителя, выразительное чтение ,реализация межпредметных связей, элементы анализа текста

Оборудование урока:

  •  Портрет М. Ю. Лермонтова;
  •  На доске иллюстрации М.В.Васнецова, И.Я.Билибина, Б.М.Кустодиева;
  •  Гусли(музыка)
  •  Рефераты, исследовательские работы учащихся.

 

 

Ход урока

Эпиграф:                                           

На миру и смерть красна

                                                                                                                    Пословица

1этап. Вступление

Учитель: Сегодня урок начнём с литературной разминки на знание текста поэмы М.Ю.Лермонтова      

 

Ученик(подготовлен заранее):

 

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.

1)16 век

2)17 век

3)15 век

       2.    Чего больше всего боялась Алёна Дмитриевна?

1) Царского суда

2)Немилости мужа

3) Людской молвы

4)Лютой смерти

       3.    Кто из родственников Алёны Дмитриевны был рядом с ней?

1) Отец

2) Младший брат

3) Старший брат

4) Сестра

       4.    С кем гусляры сравнивают царя?

1) С ястребом

2) С соколом

3) С кречетом

4) С вороном

       5.    Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?

1) С яхонтом

2) С алмазом

3) С яшмой

4) С жемчугом

       6.    Какой особый знак принадлежал опричникам?

1) Чёрная лента

2) Метла и собачья голова

3) Знак ястреба

4) Шапка с изображением волка

      7.    Куда уходила из дома Алёна Дмитриевна в злополучный вечер?

1) В лавку

2) В церковь

3) В гости

4) На свидание

       8.    Где в Москве происходили кулачные поединки?

1) На Красной площади

2) На Москве-реке

3) На каменном мосту

4) В Александровском саду

       9.    Что сделал Калашников перед поединком?

1) Надел рукавицы

2) Снял рукавицы

3) Надел кольчугу

4) Снял шапку

       10.    Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?

1) Уехать за границу

2) Закрыть лавку

3) Тайно убить злодея

4) Выйти на поединок

       11.    Из какой семьи родом Ки рибеевич?

1) Сигизмунда

2) Бориса Годунова

3) Малюты Скуратова

4) Василия Шуйского

       12.    Какой крест поставили на могиле Калашникова?

1) кленовый

  1.  
  2.  

4) еловый

       13.    Что пообещал Иван грозный братьям купца Калашникова?

1) Казнить

2) Лишить купеческого звания

3) Разрешить беспошлинную торговлю

4) Пристроить при дворе

2 этап. Поверка домашнего задания

 

Учитель: Каково было домашнее задание?

Ученик: Подготовить устный рассказ об одном из героев поэмы на основе вспомогательных вопросов и кластера, составленного на прошлом уроке.

Ученик: Рассказ

Домашние вопросы:

  1. а) Как Лермонтов описывает внешность Калашшникова? Каков характер Калашникова?

б) Почему Калашников вызывает Кирибеевича на поединок? Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

в) Почему Калашников просит братьев «Помолиться за его душу грешную?» В чем его «грех»?

г) Почему «Песня про купца Калашникова» заканчивается не казнью, а описанием могилы Калашникова?

       2.   а) Как Лермонтов описывает внешность Кирибеевича? Каков характер Кирибиевича?

              б) Каково отношение гусляров к Кирибеевичу в начале поэмы?

              в) Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?

              г) С каким чувством описана смерть Кирибиевича?

               Кластер

                                      верный

                         благородный                               Калашников                  отец семейства

                    порядочный                                                                                  купец

                             доблестный                                                                          хозяин

                                         удалой

                                                   

с чистой, открытой душой

 

                              эгоистичный                                                                                    «басурманский» сын

                         непорядочный                               Кирибеевич               опричник

                                 злой                                                                               правая рука царя

                               нечестный                                                                      «лживый» раб     

                                                    

жертва собственного обмана

Словарная работа

Удалой (удаль - безудержная, лихая смелость)

Басурман – иноверец  (не христианской веры)

Учитель: На основе созданных схем мы видим, что герои представляют людей разного морального достоинства.

Один из них - честный и прямой, порядочный, с чистой и открытой душой

Другой - нечестный, эгоистичный, «лживый раб».

Противопоставляются два персонажа. Как называется этот литературный приём?  (Антитеза)

Учитель: найдите в эпизоде боя портрет Калашникова

Ученики: Горят очи его соколиные…

                 Могутные плечи распрямливает

                 Да кудрявую бороду поглаживает

Учитель: Портрет - один из наиболее важных приемов создания образа героя. Перед нами не просто «статный молодец». Перед нами богатырь. Видимо, поэтому повествователь  и назвал этот бой богатырским.

III этап. Новая тема урока.

Учитель: Мы подошли к теме сегодняшнего урока «Сцена кулачного боя»

В вашем учебнике помещены иллюстрации к поэме Лермонтова. Это известные нам художники: И. Билибин, В. Васнецов, Б. Кустодиев. Что объединяет эти картины?

Ученики: Сцена кулачного боя.

Учитель:

- Почему именно эта сцена выбрана художниками для иллюстрации?

- Что общего в изображении героев, композиции иллюстрации и в чём различия?

- Какая иллюстрация ближе вашему представлению о героях?

А.Н.Соколов считает, что в «в сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, Калашников одерживает над своим противником моральную победу»

. Как вы понимаете выражение»моральная победа»?

Чем такая победа отличается от физической7 Какая победа важнее?

. согласны ли вы с точкой зрения исследователя?

Учитель: Предлагаю вам посмотреть инсценировки, подготовленные учениками. Прошу обратить внимание на костюмы, актёрское исполнение ролей, музыку, которая будет сопровождать игру.

Инсценировка

Просмотр первой сцены

Учитель:

-Какую сцену мы сейчас увидели? ( Сцена встречи Алёны Дмитриевны с мужем)

-Какие чувства вызвала у вас эта картина?

(Эмоциональное чтение, интересные костюмы. Артисты сумели передать переживания героев. Речь Алёны Дмитриевны искренняя, вызывающая сочувствие у зрителей.

-К какому решению пришёл Калашников после того, что услышал от своей жены? (Оскорблённый муж полон отчаянной решимости: отомстить или умереть

…А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому

Путь для выражения своей обиды герой выбирает честный и благородный.)

Просмотр второй сцены: «Сцена кулачного боя»

Оценка увиденного

-Какие уроки для понимания подлинно человеческих отношений мы извлекли из лермонтовской поэмы? (через сцену кулачного боя мы вышли на главную проблему произведения - защиту чести и достоинства человека)

-Как вы понимаете значение этих слов? (ответы учащихся)

После ответов учащихся учитель предлагает заглянуть в толковый словарь Ожегова. (появляются определения на экране)

-Как понимает защиту чести каждый из героев? Чьи представления о чести и достоинства близки нам сегодня?

-Какое значение имеют гусляры в поэме?

Ученики: Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оценивают персонажи «Песни…», не лично авторские, а обобщённо-народные, то есть гусляры выражают народное мнение. Под звуки гуслей ведали народу о стародавних временах, славили народных героев, воспевали подвиги русских витязей, их отвагу и мужество.

Учитель: А сейчас я приглашаю к доске ученика. Который нам представит интересную работу.(проект)

Ученик: В ходе чтения и обсуждения произведения у нас возник вопрос:

«Можно ли считать поединок между Калашниковым  и Кирибеевичем дуэлью?»

Рассматривая этот вопрос, я преследовала следующие цели.

 

                                        Цели:

  • Рассмотреть моменты поединка между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем.
  • Обсудить проблему долга и чести в поэме(чьи честь и достоинство были задеты в поэме).

                        Есть ли тут признаки дуэли?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к толковому словарю В. Даля

Дуэль-это поединок между двумя противниками по вызову одного из них (поединок - от « один на один»). Как правило, тот. Чьи честь и достоинство были задеты. Посылает виновнику вызов.

   Чьи честь и достоинство были задеты в поеме?

Купца Калашникова: Кирибеевич обидел его жену.

   Делал ли Калашников вызов Кирибеевичу?

  • Формально, фактически нет. Калашников сказал о причинах, толкнувших его на этот шаг, только в ответ Кирибеевича о его роде-племени.

По основному признаку это не дуэль, но…

  • Но Кирибеевич до самой схватки не знал, что он участник дуэли. В то же время противники сошлись по причине, иэвестной обоим. Единоборство будет не на жизнь, а не смерть.

     Наличие секундантов - один из обязательных признаков дуэли.

      Есть ли секунданты у сошедшихся в поединке противников?

Наиболее очевидны они у Калашникова. Вспомните его разговор с братьями в канун поединка:

                            Опозорил семью нашу честную

                             Злой опричник царский Кирибеевич…

                            А побьёт он меня - выходите вы

                            За святую правду-матушку.

-Есть ли секундант у Кирибеевича?

     В таком качестве выступает сам царь Иван Васильевич , опекающий своего любимца и, в конечном счёте, называющий убийцу.

         Это не была дуэль в чистом виде

Итак, мы обнаружили в тексте все формальные признаки дуэли. Конечно, это не была дуэль в чистом виде. Это явление пришло из Европы в Россию два века спустя после описываемых событий, во время Петра  1. На дуэлях решались вопросы чести и достоинства. Именно защита чести и достоинства

в поединке между Калашниковым и Кирибеевичем.

Учитель: А теперь вернёмся к началу урока и посмотрим на доску. Прочитаем эпиграф: На миру и смерть красна.

- Каково значение этой пословицы?

Ученики:

Мир-это люди (например, «всем миром»)

Несмотря на «позорную» казнь (обставленную как зрелище), похороненный не совсем по христианскому обряду - не на кладбище - Степан Парамонович оставил о себе хорошую память в народе. По - своему отдают должное и «стар человек», и «молодец», и «девица», и гусляры, которые, проходя мимо его могилы, «споют песенку».

Учитель: Человеческое достоинство выше власти царя. Лермонтов стремился уйти в минувшие времена от безрадостной действительности. 1837 год-гибель Пушкина. И Пушкин, и Калашников - «невольники чести», вышедшие к барьеру для защиты. Конфликт обидчика и обиженного, мысль о том, что насилие неотвратимо рождает протест, поэтизация справедливого возмездия тому, кто эгоистически творит зло,- всё это делает произведение актуальным для любого времени.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн