Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»»

Фото пользователя Елена Валерьевна Фокина
Submitted by Елена Валерьевна Фокина on Fri, 28/08/2009 - 18:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фокина Елена Валерьевна
Место работы, должность: 
Учитель МОУСОШ№6 города Петровска
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
отработать навыки анализа стихотворного текста, расширить знания литературоведческих терминов, обратить внимание на стилистические особенности произведения, бережное отношение к родному языку и русской культуре.
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемая методическая литература: 

 

1.М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2 томах./М.: Художественная литература, 1990.
2.Голышева Г.Э. Лингвостилистический анализ стихотворения М,Ю.Лермонтова «Родина»/Русский язык в школе № 6.-с.30, 2001.
3.Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене/Русский язык в школе № 6.-с.39, 2001.
Краткое описание: 
Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина»
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Лабораторная работа по теме
«Лингвостилистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова                                                                 «Родина»»
 
Цель: отработать навыки анализа стихотворного текста, расширить знания литературоведческих терминов, обратить внимание на стилистические особенности произведения, бережное отношение к родному языку и русской культуре.
Оборудование: портрет поэта, диск «Тарханы», репродукции картин русских художников с пейзажными зарисовками, использование интерактивной доски.
Предварительно участники элективного курса группами готовились к занятию. Система вопросов к решению лингвистических задач предполагала анализ композиции, синтаксиса, лексики, стилистических фигур, фонетики поэтического текста.
Вопросы к нравственно-эстетической задаче:
-проведите лингвистический эксперимент: замените слово отчизна на слово родина. В чём различие?
-почему слово отчизна оправдано в первой строке?
-с чем ассоциируется образ родины у поэта? Объясните эти понятия, обращаясь к толковому словарю(чета, гумно, жнивьё, нива, отрада). Как это раскрывает тему и идею стихотворения?
-найдите лексику высокую, пафосную и трогательную, выражающую любовь поэта к родине;
-почему именно в конце взгляд поэта становится пристальнее, внимательнее, на лицо детали крестьянского быта?
Вопросы к смысловой задаче:
-найдите примеры строк, характерных для оды, думы, лирического стихотворения. Можно ли однозначно определить жанр произведения?
-каково соотношение частей, о чём каждая часть, противопоставлены они или гармонично продолжают друг друга?
-определите размер стихотворения, составьте схему каждого стиха, какую закономерность вы увидели?
-охарактеризуйте рифмы и способ рифмовки.
Вопросы к языковой задаче:
-в чём синтаксические особенности текста?
-объясните выбор частей речи; местоимения какого лица преобладают и почему; почему в начале второй части нет глаголов; какие слова создают мотив движения?
-охарактеризуйте текст с точки зрения поэтической фонетики;
-что вы можете сказать о цветописи стихотворения?
-роль выразительных средств.
 
                                                           Ход урока.
 
1.Организационный момент: сообщение темы, целей, плана работы, сделать акцент на отличие занятия элективного курса от урока.
2.Психологическая разминка.
3.Мультимедийная экскурсия по «малой родине» М.Ю.Лермонтова (использование диска «Тарханы»):
-работа с эпиграфом: «Мой дом везде… И осуждён страдать я долго в нём. И в нём лишь буду я спокоен. »;
-поэтические минуты(прочтение стихотворения «Родина»);
-история создания стихотворения.
4.Решение лингвостилистических задач в поэтическом тексте:
А) нравственно-эстетическая задача с лекционным элементом
решение:
-тема;
-идея;
-проблематика;
-автор.
Ответ: для поэта родина-в жизни народа, в его простом быту, он любит родную землю и её людей, которых он познал, едучи в телеге, ночуя в степи вместе с обозом, в избе с крестьянами. Хорошо и удобно любить свою страну, сидя в удобном кресле и читая о доблестных подвигах предков. Но как трудно бывает любить то, что перед тобой в будничной жизни, любить страну, зная,что в ней царят невзгоды, творится беззаконие, деревни разорены и печальны. Вот то новое слово, которое сказал Лермонтов о родине своему поколению и потомкам. Тема родины впервые в русской поэзии представлена как проблема, которую каждый может решить по-своему.
Б) смысловая задача с использованием интерактивной доски
решение:
-жанр;
-композиция;
-размер стихотворения;
-рифма.                                 
                       
Ответ: однозначно определить жанр нельзя, здесь есть строки, характерные для оды, думы, лирического стихотворения. В стихотворении две части. Первая-отстаивание в полемике с воображаемым оппонентом права на любовь к родине. Вторая-объяснение, что значит для поэта родина, каковы её символы. Стихотворение написано шести-, пяти-, четырёхстопным ямбом, причём чёткий переход на четырёхстопный. Это делает стих лёгким, простым. Рифма простая, точная, перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы, что придаёт стиху плавность и торжественность.
В) языковая задача с использованием интерактивной доски
решение:
-синтаксические особенности;
-лексические особенности (тропы, роль частей речи, словарный запас);
-фонетические особенности;
-цветопись.
Ответ: стихотворение окрашено эмоционально, интимно, лирически. Цветопись неяркая, несочная; такой колорит как раз характерен для изображения  уголков малой родины. Синтаксические конструкции содержат и противопоставление, и восклицание, и паузы, и волнение.
5. Итоги: пресс-конференция «В двух словах» (на вопросы девятиклассников отвечают участники элективного курса 10 класса):
-помог ли элективный курс «Анализ текста» успешно сдать экзамены по русскому языку и литературе?
-анализировать труднее поэтический или прозаический текст?
-можете ли вы самостоятельно создавать тексты определённого стиля?
-помог ли элективный курс развить ваши индивидуальные творческие способности?
-нужно ли расширять гуманитарное образование в школе?
                                                     
 
Домашнее задание: лингвостилистический анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Пророк».
 
                                       Литература
1.М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 2 томах./М.: Художественная литература, 1990.
2.Голышева Г.Э. Лингвостилистический анализ стихотворения М,Ю.Лермонтова «Родина»/Русский язык в школе № 6.-с.30, 2001.
3.Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене/Русский язык в школе № 6.-с.39, 2001.

»  Размещено в сообществах:   
Будем говорить по-русски!