Вы не зарегистрированы

Авторизация



Слагаемое,сумма

Submitted by Мария Егоровна Буртаева on Tue, 05/02/2019 - 11:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Буртаева Мария Егоровна
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 

Цели: 1. Познакомить и формировать умение  пользоваться    математическими терминами «сумма», «слагаемое»

2.Совершенствовать вычислительные навыки;

3. Развивать математическую речь, интерес к математике

Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, умение работать в паре, воспитывать любовь к животным,уважение людям разных профессий

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Математика М.И. Моро  1 класс

Краткое описание: 
<p>Урок по математике для первого класса. На уроке изуеют&nbsp; понятие &quot;слагаемое&quot;, &quot;сумма&quot;. Урок проводится в игровой форме.</p>

Ход урока:

I. Самоопределение к учебной деятельности (организационное начало):

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем. (Слай1)

-Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки. Садитесь.

 

II. Актуализация знаний.

 

 

( Слышится стук в дверь)

 

- Ребята. К нам кто-то стучится. Давайте поднимемся вот по этой лесенке и встретим его. Чтобы получилось быстрее, будем подниматься через ступеньку, то есть называть числа через одного. 

Устный счёт.

 

3 слайд

 

 

( Чтение чисел)

- А какие числа пропущены?

-1,3,5,7,9.  ( щелчок по кнопке)

- Что можете сказать об этих числах?

- Это однозначные числа.

-Какое число лишнее? Почему?    Веер

- Назовите число предшествующее числу 5.

- Какое число следует за числом 6?

- Какое число стоит между числами 3 и 5? Между числами 6 и 8?

- Какое число следует за числом 8?

-Какое число больше на 1,чем7?

-Увеличьте 5 на 1.

-Уменьшите 8 на 1.

-Уменьшите 10 на 1, 4на1.

 

- Вот мы поднялись до дверей, но дверь почему-то не открывается. Как вы думаете, как мы откроем дверь?

- Ключом.

-  Правильно . Давайте сделаем ключ. А для этого нам понадобятся карандаши и листочки.

От точки проведите отрезок на 3 клетки вправо, 1 клетку вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 4 влево, 1 вниз, 3 влево, 3 вверх.

 

5 слайд.

 

Проверьте. Сравните свой ключ.

 

- Смотрите, благодаря вашим ключам дверь открылась. Кого мы там видим?

 

 

-Что можете сказать о работе почтальона?

 

- Да, ребята, работа почтальона очень трудна. В любую погоду ему приходится разносить почту. Не всегда бывает легко отыскать нужный номер дома.

 

  • Работа почтальона очень трудна. Ему приходится вставать рано.

Почтальон должен знать порядок работы с разными почтовыми отправлениями, правила обработки корреспонденции и доставки адресатам; знать расположение домов на своём участке.

 

  • В любую погоду ему приходится разносить почту. ,Подниматься на разные этажи с тяжёлой сумкой.
  • Проходить большие расстояния пешком.

 Вот и сейчас Печкину требуется наша помощь.  Давайте, поможем найти ему квартиры. Сейчас поработаем у доски. К доске выйдут 3 ученика.  Вам нужно заполнить пустые клетки. (Заполнить домики)

 

У доски работают 3  человека . Остальные парами. Как работать в паре?

 Повторить 1 ряд-Вадим, 2ряд-Егор Кашин,3ряд-Алёша

 

 

 

9

 

 

4

 

 

 

 

 

 

6

2

 

 

 

 

 

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

8

 

 

2

 

 

 

 

 

4

3

 

 

 

 

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

1

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

2

0

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

3

 

 

 

 

 

1

4

 

 

 

 

 

2

 

0

 

 

Проверим работу. Что повторили?  (Состав чисел)

- Молодцы, все справились с заданием. Теперь Печкин быстро доставит письма адресатам.

- А вы знаете, ребята, что почтальон не только письма и газеты приносит?

- Он приносит посылки. И к нам он пришёл не с пустыми руками, а с посылкой. ( Учитель достаёт посылку)

 

 

-Интересно, что же там? ( Вынимает вазу с фруктами)

- Фрукты.

 

2. Постановка и решение учебной задачи.                                                                               

- А что надо делать, чтобы узнать, хватит ли нам всем фруктов?

- Сосчитать.

- Сосчитаем сначала яблоки. Сколько всего?

- 4

Сосчитаем груши. Сколько их?

-2

- Сколько всего фруктов?

- 6

- Каким действием узнали?

- Сложением

-Составьте запись.  ( 1 ученик пишет на доске, остальные работают тетрадях ) Проверьте, правильно написали? ( На доске тоже появляется табличка с примером 4+2=6) (слайдъх

 

III. Целеполагание.

 

 

 

- Хватит ли всем фруктов?

- Нет? Что сделать чтобы всем хватило?

- Как можно прочитать это числовое равенство?

(1. к четырём прибавить два  получится  шесть;

2. четыре увеличить на два получится шесть;

3. четыре да ещё два будет шесть).

- Эту запись ещё можно прочитать используя  математические термины.

- Прочитайте. (ответа нет)

- Почему не получается? (не хватает знаний)

- Каких знаний не хватает? (знаний математических терминов)

-Значит, какая цель урока? (познакомиться с новыми математическими  терминами, узнать, как прочитать числовое равенство, используя математическую терминологию).

- Если будете внимательными на уроке – вы сможете обязательно прочесть это числовое равенство;

 

IV. Знакомство с новой темой.

- Какое действие выполняли при решении этого примера? («сложение»).

- То есть числа мы «складывали», или по-другому «слагали».

- Отсюда и название чисел - «слагаемые», результат - суммирование -  «сумма».

 

- Какие два числа мы прибавляли?

- Это  слагаемые.

-  4- первое СЛАГАЕМОЕ.

 - 2 - второе СЛАГАЕМОЕ.

6 - это результат сложения СУММА.

 

На доске  к  соответствующим числам пододвигаю слова слагаемое,  слагаемое.

- Слева тоже записана сумма. Это  сумма – выражение.

К  выражению пододвигаю слово сумма.

 

Слагаемое          Слагаемое

        4           +             2             =       6

     

                Сумма                              Сумма 

 

- Запись можно прочитать и по-другому: сумма чисел 4 и 2 равна 6.

- Ещё раз назовите 1 слагаемое.

- Назовите 2 слагаемое.

- Назовите сумму.

- Прочитайте запись по-новом

 

- А кто знает, как называются числа при сложении?

- Хотите узнать?

- Тогда скажите ещё раз,  какое действие мы  выполнили в нашем примере?

- Сложение.

- Да, и в результате получили сумму. Сумма сложения равна 6.

 (На доске появляется карточка сумма под цифрой 6.)

- Какие два числа мы прибавили?

- 4 и 2.

Они тоже имеют свои названия или компоненты. Как вы думаете, как они называются?

- В математике принято их называть слагаемое.

- Назовите первое слагаемое?

-4

- Назовите второе слагаемое?

- 2

На доске появляются записи слагаемое.

- Слева тоже записана сумма. Это сумма- выражение. А справа сумма- результат.

Над выражением появляется запись: СУММА

- Запись можно прочитать так: Сумма чисел 4 и 2 равна 6 или первое слагаемое-4, второе слагаемое 2, сумма равна шести.

 

- Ещё раз скажите 4 это что? ( На слайде появляется слово: слагаемое)

- 2 –это что? ( На слайде появляется слово: слагаемое)

- А 6 как называем? ( На слайде появляется слово: сумма)

- 4+ 2 - это что?

- Это тоже сумма. (На слайде появляется слово: сумма)

 

- Прочитайте равенство .

 Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2 сумма равна 6, сумма чисел 4 и 2 равна 6)

 

V. Физкультминутка

- А теперь, ребята, встали.

  Быстро руки вверх подняли,

  В стороны, вперёд, вниз.

  Повернулись, вправо, влево,

  Тихо сели, вновь за дело.

 

VI. Закрепление изученного материала.

1) Работа по учебнику

- Ребята, давайте покажем  Печкину, как мы умеем работать с учебником.

 

 

 

- Открыли математику, страница 86. Нашли № 1.

-  Давайте прочитаем задание.

( Задание выполняется устно)

 

-Рассмотрите примеры под номером № 2. На какие две группы их можно разделить?

 

- Примеры на сложения и вычитания

-

 Решим их    на листочках. Задание №2  (решение с комментированием) Примеры на сложение называем названия компонентов.

2+2=4       4+2=6      9-2=7         10-2=8

0+2= 2      6+2=8       7-2=5         8-2=6

 

- Прочитайте только те примеры, где вы нашли сумму.

- Что общего в этих примерах?

- Второе слагаемое равно двум.

 

Физминутка  «Пальчики»

 

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура!
В школу им идти пора
Левая ладошка повернута к ребенку и он в соответствии с текстом загибает правой рукой свои пальчики, начиная с мизинца. Затем, обратившись к большому пальцу, разогнет все пальчики.

 

VII.  Подготовка к решению задач.

- Печкин доволен решением примеров.

 

Печкин шёл дворами. И увидел на деревьях  маленькие домики.

 

- Наш почтальон хочет знать, что же это за домики? Может вы, ребята, ему подскажете?

- Это кормушки.

- А зачем они нужны?

-

- Да, ребята. Зимой птицам холодно и голодно. Поэтому мы должны помочь им.

- Ребята посмотрите, сколько всего птиц было на кормушке?

-5.

- Что же случилась?

- Одна птичка улетела.

-  Сколько птичек осталось?

- 4                                           

- Составьте запись самостоятельно.   (Щелчок)

- Почему выбрали знак «- « (птичек стало меньше)

 

 

 

 

 

VIII.Задачка «Шутка»

 

 

 

 

 

IX. Самый внимательный

 

 

X. Итог урока.

 

 

- Ребята, Печкин хочет нас проверить. Он принёс вам карточки, но по дороге к нам они запутались. Давайте поставим их на свои места и посмотрим  что же у нас получится?

( Один ученик составляет пример из карточек) 3 + 2=5 или 2+3=5

- Что получилось? Работа в группе

- Пример?

- Какой пример?

- Пример на сложение.

- Как называются компоненты при сложении?

- Прочитайте запись по – разному.

 

 

- Напоследок, скажем Печкину, что нового узнали сегодня?

- Что было самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Покажите на смайликах, улыбающейся ротик, если вам понравился урок. Если не понравился – прямой ротик.

- Кого вам хочется похвалить?

- Вы сегодня молодцы!  Все очень хорошо участвовали на уроке.