Цель. Расширять представления о природных ресурсах, имеющихся на территории Саратовского края.
Задачи.
Образовательные:
способствовать усвоению детьми знаний о полезных ископаемых родного края, об их свойствах, способах добычи и значении для человека;
Развивающие:
развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами
полезных ископаемых родного края;
обеспечить развитие памяти, внимания, эмоций. Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности;
прививать любовь и уважение к малой родине, воспитывать чувство гордости и добросовестное отношение к земле и природным ресурсам.
Оборудование и реквизиты:
компьютер и видеозаписи (см. по тексту);
мультимедиа проектор, экран;
мультфильмы «Откуда взялись полезные ископаемые?», «Что такое нефть и откуда она появилась», «Секреты природного газа» (https://www.youtube.com/watch)
физическая карта Саратовской области;
костюм Капельки нефти;
серия картин «Как добывают нефть и газ»
мини – музей с образцами природных ископаемых Саратовской области (известняк, глина, мел, мергель, опока, песок, соль, нефть)
фотографии и картины, с изображением предметов и веществ, изготовленных из нефти и газа;
фото санатория имени В. И. Чапаева;
для опыта: тарелка, пипетка, сосудик с нефтью.
Используемая литература
«Я познаю мир», Т. И. Гризик, М. 2004 г.
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада», О.В. Дыбина, М. 2008 г.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Дети собираются в круг.
Звучит сигнал бедствияSOS: «Космический исследовательский летающий аппарат с планеты Занг сделал специальную посадку на планете Земля. На борту находятся два космических пилота – Зу и Ар».
На экране появляется изображение летающего аппарата, а на нём сидят космические пилоты Зу и Ар.Они здороваются с детьми (рис. 1).
Зу и Ар: Мы брали капельку нефти на свою планету, чтобы изучить её состав, узнать, что такое нефть, какую пользу она приносит людям. Мы вам её оставляем.
Улетают.
Мотивация
Появляется ребёнок, переодетый в костюм Капельки
нефти (рис. 2).
Капелька нефти: Здравствуйте, ребята! Я капелька
нефти.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое нефть?
Откуда она появилась? (Ответы детей).
Капелька нефти: Я не один. У меня есть друг, без него никто не мог бы меня найти.
Воспитатель: У нас сегодня в гостях геолог Сергей Павлович.
Геолог здоровается с детьми.
Геолог: Чтобы узнать, что такое нефть и есть ли у неё ещё друзья, и какую пользу они принесут людям, я с моим другом (показывает на ребенка, переодетого в костюм Капельки нефти) приглашаем вас в научную экспедицию по родному краю.
Основная часть
Обращает внимание детей на карту Саратовской области, которая висит на
стене, дети подбегают к карте, рассматривают карту, рассказывают,
что они живут в Балаково, место, где родился человек и живёт называется родной край (рис. 3).
Геолог: Да, мы с вами живём в Балаково Саратовской области, для нас он родной.
На физической карте Саратовской области условными знаками обозначены места, где прячутся природные сокровища, которые добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Они непохожие друг на друга.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. Большое скопление полезных ископаемых в земле называют месторождением (рассматривают условные обозначения).
Ребята, как много полезных ископаемых спрятано в недрах земли Саратовской. Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Этим занимаются специальные люди – геологи. Геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать.
Может, когда вы вырастите и тоже станете геологами.
Воспитатель: Откуда взялись полезные ископаемые? Дети высказываются
Геолог: Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Мы сейчас посмотрим фильм, и вы сами поймете, откуда взялись полезные ископаемые.
Дети садятся на стульчики и смотрят мультфильм «Откуда взялись полезные ископаемые?» (2 мин)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами превратимся в геологов и отправимся в научную экспедицию по родному краю с Сергеем Павловичем.
Геолог: А теперь я предлагаю взять снаряжения геолога. Нам надо взять: компас, карту с изображением маршрута, по которому мы отправимся, цветные карандаши для рисования обозначений на карте, Готовы? Тогда в путь!
С.м. приложение №1
Физминутка«Геологи»
Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами (шагаем на месте).
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пр
олетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! (хлопок над головой).
Геолог снова обращается к карте Саратовской области.
Геолог: Это Ровенский район здесь добывают нефть.
Дети находят условный значок на своём маршрутном листе и обводят в кружок.
Воспитатель: Сергей Павлович, но не все ребята знают, что такое нефть, откуда она появилась и что из неё делают.
Геолог: Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами – качалками. От скважин по трубам - нефтепроводам, нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различные вещества. Рассказ сопровождает показом картин.
С.м. приложение №2
Дети садятся на стульчики и смотрят мультфильм «Что такое нефть и откуда она появилась» (2 мин).Из мультика ребята узнают много интересного о нефти. Какая была земля 600 миллионов лет назад, что такое нефть, какого она цвета и где ее берут. Какие вещества входят в состав нефти, и что делают из нефти.
Геолог: Ребята иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы. При добыче нефти необходимо соблюдать осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где разлита нефть, долгое время не будет жизни, не будет растительности (травы, цветов, деревьев, птиц, животных). Эта земля долгое время будет мёртвой.
Отправляются в лабораторию.
Воспитатель даёт инструкцию: Налейте воду в тарелку, возьмите пипетку, наберите в неё нефть и капните в тарелку с водой.
Дети выполняют инструкцию.
Воспитатель: Посмотрите, нефть не смешивается с водой, а растекается большим пятном. Представляете ребята, как чувствуют себя рыбы, которые находятся в такой воде. Это ребята равносильно тому, что, если бы мы взяли и плотно накрыли аквариум полиэтиленовым пакетом. Смогли бы наши рыбки жить под ним? (рыбки погибнут, потому что, им нечем дышать). Верно, вот так же и нефтяная плёнка не пропускает воздух, и поэтому гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов. Но ещё в водоёмах обитают птицы, в лесах живут звери. Как вы думаете, хорошо ли будет животным жить на залитой нефтью территории?
Воду от нефти хорошо очистить невозможно. Ребята нефть скользкая, маслянистая, её очень трудно отмыть даже моющим раствором.
Геолог: Ребята, основными полезными ископаемыми нашей области являются нефть и газ, которые в природе нередко встречаются вместе, в одном месторождении. Где в жизни вы могли увидеть природный газ? (высказывания детей). Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. Опасен ли он?
С.м. приложение №3
Дети садятся на стульчики и смотрят мультфильм «Секреты природного газа» (2 мин)
Из мультика ребята узнают много интересного о природном газе, чем он полезен, о правила использования природного газа.
Геолог: Впервые было открыто месторождение газа на территории к северу от рабочего поселка Дергачи (показывает на карте, а дети обводят на маршрутном листе значок). На карте природный газ отмечен белым треугольником.
Воспитатель: А теперь отправимся в музей, который организовал для вас Капелька.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем немножко. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И в музей пешком пойдем. (Ходьба на месте)
Дети в мини – музее. На столе лежат;известняк, глина, мел, мергель, опока,
песок, соль; предметы и вещества, изготовленные из нефти и газа. На стене висят фотографии с изображением
С.м. приложение №4
Воспитатель: Мало кто знает, а многие просто не задумываются, что Саратовская земля богата полезными ископаемыми. Если хорошенько покопаться в земле, то можно найти очень многое, начиная от нефти и газа, и заканчивая грязями. Здесь вы видите, полезные ископаемые, которые можно найти на территории Саратовской области.
Воспитатель разрешает взять в руки, потрогать их. Геолог рассказывает, какую пользу приносит каждый из них.
У нас в городе есть школьный музей природы в МАОУ Гимназии №2 (фото)
Воспитатель: Наша область обладает запасами лечебных грязей. Летом многие люди едут отдыхать на курорты, на которых лечат различные заболевания данным природным средством (показывает лечебную грязь). Одна из таких лечебниц – это санаторий имени В. И. Чапаева (фото). Целебные свойства грязи были известны еще в древности, используется она и сейчас. Лечебной грязью лечат людей при нарушениях работы желудка, животика, нервной системы, органов дыхания, болезнях кожи, опорно-двигательного аппарата.
Геолог: Наш Саратовский край развивается и богат полезными ископаемыми, лечебными грязями. Нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в университетах. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. На память о нашем с вами путешествие по родному краю я хочу вручить вам удостоверение «Юных геологов».
Вручение удостоверения «Юные геологи»
Дети благодарят гостя, и он уходит.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, подумайте, добывать полезные ископаемые – это хорошо или плохо? И выберите тот смайлик, который соответствует вашему ответу (смайлики находятся на столе). Дети обосновывают свой выбор.
Воспитатель подытоживает ответы каждого ребёнка и благодарит их за участие в исследованиях.