Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Региональная программа Ярославской области для 9 класса по предмету «Искусство» «Музыка в формировании духовной культуры личности»

Фото пользователя Светлана Алексеевна Томчук
Submitted by Светлана Алексеевна Томчук on вс, 13/09/2009 - 12:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Томчук Светлана Алексеевна Фалетрова Ольга Михайловна
Место работы, должность: 
Ярославский институт развития образования, доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Реализация государственного образовательного стандарта в 9 классе по предмету "Искусство"
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Региональная программа Ярославской области для 9 класса по предмету "Искусство" - "музыка в формировании духовной культуры личности"

Используемая методическая литература: 

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

1)      Кошмина И.В. Русская духовная музыка. В 2 кн. / Кошмина И.В. – М. : ВЛАДОС, 2001.

2)      Казиник М. Тайны гениев / Казиник М. – Кострома ; СПб : ДиАр, 2005. – 304 с.

3)      Мировая художественная культура. 10 кл. / Г.И. Данилова [и др.] – М. : Интербук, 2001.

4)      Музыка. 8 класс : поурочные планы по УМК В.В. Алеева, Т.И. Науменко / авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград : Учитель, 2006.

5)      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

6)      Рапацкая Л.А. Русская музыка в школе. / Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. ; под ред. Л.А. Рапацкой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 320 с.

7)      Сергеева Г.П. Музыка : учеб. для 6 кл. / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 168 с.

8)      Сергеева Г.П. Музыка : учеб. для 5 кл. / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М. : Просвещение, 2003. – 160 с.

 

Краткое описание: 
Пояснительная записка, учебно-тематический план курса "Музыка в формировании духовной культуры личности"

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Региональная программа Ярославской области для 9 класса по предмету «Искусство» «Музыка в формировании духовной культуры личности»

 

Составители:

Томчук С.А., Ярославский

институт развития образования,

Фалетрова О.М., ЯГПУ

им. К.Д. Ушинского

Актуальность пособия обусловлена потребностями учебных заведений в новом содержании и организации процесса музыкального образования в старших (девятых) классах основной общеобразовательной школы.

Музыкальное образование – одно из направлений общей системы образования школьников. Музыкальное искусство обладает богатейшими возможностями воздействия на духовный мир личности. Уроки музыки являются важным средством эстетического воспитания и общего развития личности, способствуют воспитанию у школьников любви к музыке, художественного вкуса, развитию их способностей.

На уроках музыки в 9 классе основной акцент необходимо делать не только на осмыслении учащимися закономерностей развития музыкального искусства, его жанровой, интонационно-стилевой основы, хотя эти вопросы по-прежнему остаются в поле зрения педагога и учащихся. Внимание учащихся должно быть направлено на осмысление значения музыки в саморазвитии, самосовершенствовании человека, в формировании его духовной культуры. Поэтому музыкальный материал в 9 классе должен быть хорошо знаком ученикам по прошлым годам обучения. Вместе с учителем и с помощью любимой, хорошо знакомой музыки подростки будут находить ответы на актуальные для себя вопросы «Чем я отличаюсь от других людей?», «Чего я хочу от жизни?», «Какой я человек?» и т.д.

Таким образом, музыка будет помогать решать проблему самоопределения подростков. С помощью проблемных вопросов, используя жизненную ситуацию создания музыкального произведения и психологическое состояние композитора, учитель моделирует проблемную ситуацию на уроке. Восприятие музыки в 9-ом классе должно проходить через осознание «психологического подтекста» ситуаций, породивших то или иное произведение (так как жизнь и творчество композиторов неразрывно связаны). Тогда предметом последующего анализа будут не абстрактная песня, пьеса, этюд, тема из симфонии, а произведение-ситуация, глубоко и реально пережитая подростком. Процесс осознания личностно-значимых переживаний станет вершиной урока и будет в полной мере способствовать духовному росту учащихся.

Ученики должны усвоить закономерность: жизненная ситуация, рождающая музыкальное произведение → психологическое состояние композитора → комплекс музыкально-выразительных средств, создающий музыкальный образ → рефлексия. При анализе и обобщении прозвучавшей музыки необходимо обращать внимание учащихся на жизненное содержание музыки, на ее жанровые и стилистические особенности, на те чувства, музыка, которые вызвала в слушателях.

 

Методические рекомендации по преподаванию курса

«Музыка в формировании духовной культуры личности»

Пояснительная записка

Курс «Музыка в формировании духовной культуры человека» проводится в 9 классе по Базисному учебному плану (приказ Министерства образования №1312 от 9.03.2004) в 1 полугодии. В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный курс является обобщающим по отношению к предмету «Музыка» и в то же время пропедевтическим по отношению к предмету «Мировая художественная культура».

Основная цель курса – формирование представлений о музыкальной культуре как части духовной культуры, содержащей нравственную опору и ценностные ориентиры.

В процессе освоения данного курса решаются следующие задачи.

·        Осознание назначения искусства в духовной жизни человека;

·        Выявление специфики музыки как вида искусства и ее места в ряду других видов искусства.

·        Установление взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

·        Определение художественных особенностей русской и западноевропейской музыки.

·        Развитие у учащихся прочной и устойчивой потребности в общении с произведениями искусства.

·        Развитие способности к эмоционально-ценностному познанию и художественно-эстетической оценке музыкального произведения.

·        Развитие творческой индивидуальности учащихся через реализацию творческих идей в проектной деятельности.

Содержание данного курса основано на материале раздела «Музыка в формировании духовной культуры личности» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству, рекомендованного для изучения в 9 классе («Вестник образования России» – №13. – 2004. – С. 50).

Структура курса основана на блочно-модульной системе и включает следующие разделы: предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве; своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока; специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств.

Содержание курса реализуется на основе следующих методов: проблемно-поисковый метод, метод коллективного осмысления, метод обобщения, метод проектов.

В качестве промежуточных форм  контроля могут быть использованы рефераты и доклады по творчеству композиторов, практикумы по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления, музыкальные викторины и т.д.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания по следующим обобщающим темам: «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего», «Искусство как система образных языков», «Человек в мире искусства», «Искусство XXI века» и т.д. По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой учащихся. В проекте  могут использоваться факты биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.

В результате изучения данного курса учащиеся должны

знать/понимать:

·        cпецифику музыки как вида искусства;

·        значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

·        возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

·        стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;

      уметь:

·        эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

·        выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

·        выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

·        устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

·        размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

·        выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.

 


Учебно-тематический план курса

«Музыка в формировании духовной культуры личности»

 

п/п

Тема урока

К-во час.

I

Введение

1

1

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности

1

II.

Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве

4

2

Философское размышление о жизни в музыке И.С. Баха

1

3

Отражение темы жизни и смерти в музыке

1

4

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков

1

5

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях В. Шекспира, С.С. Прокофьева, П.И. Чайковского

1

III

Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока

6

6

Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств

1

7

«Золотой век» русского искусства

1

8

А.С. Пушкин и русская музыка

1

9

Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века

1

10

Западная музыкальная культура

2

IV

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусств

5

12

Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства

1

13

Родство лирических образов русских композиторов и художников

1

14

Роль музыки в театральном искусстве

1

15

Роль музыки в киноискусстве

1

16

Обобщающий урок

1

Итого:

16

 


 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: Региональная программа Ярославской области для 9 класса по п


Светлана Алексеевна, спасибо за материал, он будет полезен нашим коллегам!!!

С уважением, Антонина Александровна



Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн