Вы не зарегистрированы

Авторизация

Сетевой журнал "Интернет и образование"



Уланова О.А. Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Урок русского языка в 5 классе. Программа «Школа 2100»

Автор: 
Уланова Ольга Анатольевна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы МОУ гимназия №8, город Можга, Удмуртская Республика

Тип урока: ввод новых знаний.  Данный тип урока позволил применить групповую и индивидуальную форму учебной деятельности, которая помогла успешно осуществить дифференцированный подход для разных групп учащихся с разным уровнем усвоения материала.  В ходе урока  учащиеся заполняют карточку личного контроля, которая представляет собой построение индивидуальной  траектории усвоения знаний. В  качестве функции контроля был проведен   тест, цель которого определить  степень первичного усвоения нового материала на этом уроке. На уроке была использована презентация  Power Point

_________________________________________

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них». Урок русского языка в 5 классе. Программа «Школа 2100»

Приложения


Цели:

  • Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при них. 
  • Развивающая. Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательная. Профилактика вредных привычек, формирование  негативного отношения к курению.

4.       Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения    с учетом психофизиологических особенностей
Оборудование:

  • Компьютерная презентация Power Point «Однородные члены и знаки препинания при них». (Приложение №1)
  • Распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.
  • Тест в 5 вариантах
  • Индивидуальная карта  учёта знаний  и умений.
  • Фломастеры, бумага.

 I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята.  Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь,  прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.  Открыли тетради, записали число,  классная работа (оставили 2 строчки для того, чтобы немного позже записать тему урока).

II. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материалаl для наблюдения.
        Слово учителя. Я хочу вам рассказать сказку.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: ( Слайд №1. Чтение текста)

III. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом
Слово учителя. Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского? Чем? Каким вы себе представили образ ветра? Кого он напоминает? (Предполагаемый ответ. Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях)

  • Взгляните на это предложение глазами лингвиста и ответьте на вопросы.  Я предлагаю вам в группах обсудить. (Слайд №2) (Работа в группах, на партах лежат вопросы со слайда №2)

Слово учителя. Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание. Обоснуйте свои ответы.

  • Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
  • Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали (Слайд № 3)
  • Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?
  • На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?
  • С какой интонацией они читаются?
  • Как называются подобные члены предложения? ( Ответ– Однородные члены предложения)

 

IV. Формулирование темы и запись в тетради.
Слово учителя. Cформулируйте тему урока. Однородные члены предложения. А для чего нам надо знать  однородные члены (Ответ. Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания) Запись темы урока  в тетради  « Однородные члены предложения и знаки препинания  при них» (Слайд № 4)

V.Целеполагание. Итак, тема нашего урока: «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». . А как вы думаете,  что нам необходимо знать  об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте  ещё раз вместе  ответим на вопрос: «Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы  хотим научиться».  Слайд №5
(Чтение и работа со слайдом.)  А получиться это у нас или нет, мы узнаем, выполнив в конце урока проверочный тест.

VI. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их  с таблицей, выведенной на экран.
Слово учителя. А я обращаю ваше внимание на следующий слайд (Слайд № 6). Как вы думаете, что обозначают эти вопросы? Почему их 5? ( Это признаки  однородных членов, которые вам предстоит сформулировать)
Слово учителя. Итак, ребята, подумайте и обсудите в группе, а затем   сформулируйте признаки однородных членов. Каждая группа начинает свой ответ со слов:  «Однородными называются члены предложения, которые…..» Слушайте внимательно, не повторяйтесь. Готовность группы покажите сигнальной карточкой. Работа со слайдом №6, раскрываем все вопросы.
( Если  раскрыты не все вопросы, учитель помогает. А хотите узнать  остальные признаки однородных членов предложения? Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их.
Если  все вопросы раскрыли. Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.  Давайте ёще раз все вместе прочитаем и запомним их).

Слово учителя. Итак, мы с вами успешно прошли  первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО  1 ЭТАП.

VII. Организация первичного узнавания и нахождения. Сочетание групповой и индивидуальной  работы с последующей проверкой.
Слово учителя. Мы с вами назвали основные  признаки однородных членов, а сейчас попробуем  найти их в тексте. Работаем в группах. В каждой группе 5  вариантов. Варианты находятся в папках. каждый берет свой вариант . Внимательно прочитайте последовательность выполнения задания. (Задания составлены с учётом уровня подготовленности ребёнка
Последовательность выполнения задания:

  •  Сначала каждый из вас  прорабатывает  свой вариант устно.
  • Затем в группе обсуждаете и проверяете правильные ответы.
  • И лишь  потом записываете свой ответ в тетрадь.

1 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его.  Зимой солнце светит редко

  • Птицы  ищут корм
  • Утром прилетали синицы и клевали пшено

2 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания Наступила долгожданная зима.

  1. Птицы летят в тёплые края стаями.
  2. В наших  лесах живут медведи лисы волки.

3 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания Наступила зима и ударили сильные морозы.

  •  Мы очень спешили к поезду но опоздали.
  • Мы любим зиму.

4 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.  

  • По склонам гор видны сосны и ели клёны и дубы.
  • Многие хребты Алтая покрыты вечным  снегом.
  •  Вспыхивает молния гремит гром.

5 вариант. Найти предложение с однородными членами, определить синтаксическую функцию, выписать его и расставить знаки препинания.

  • Порыв  ветра вырвался из-за деревьев закружил пыль  на дороге и умчался.
  1. Он всегда говорил с приятной улыбкой а все гости молчали.
  2. Солнце выглянуло на чистом небе впереди нас высились двухсотлетние  сосны.

Слово учителя. А сейчас проверим: правильно ли вы выполнили задания. Итак, 1 вариант комментирует  группа. кто из вас выполнял это задание? каков твой ответ. 2 вариант – комментирует   2 группа, Кто из вас выполнял это задание? Последовательная  проверка работы 5 вариантов, с использованием  экрана.( Слайд  № 7 (Выход по щелчку мыши)

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО  2  ЭТАП.

 Слово учителя. С заданием 2 этапа вы  справились неплохо. Молодцы.
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ.

VI. Создание проблемной ситуации.  Продолжаем. Посмотрите, пожалуйста, на этот (Слайд № 8) Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание?( Ответ: в одних случаях ставится запятая, в других - нет) У меня возникает вопрос: «А почему так?»  
Слово учителя. А ответить на этот вопрос нам поможет следующий слайд (Слайд №9)

VIII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение с таблицей, выведенной на экран.  
 Слово учителя. Я  предлагаю каждой группе  рассмотреть таблицу «Соединение и разделения  однородных членов предложения» и сформулировать правила постановки знаков препинания  в простом предложении и  привести примеры, а для этого вы  можете использовать  материал учебника со стр. 138 и записать несколько 2 примера. Готовность групп покажите. (Слайд №9) (Работа в группах. В файловых папках лежат схемы  однородных членов, можете воспользоваться, кто видит не совсем хорошо с экрана)
Слово учителя. Итак, начинаем проверку, пожалуйста. Каждая группа начинает свой ответ со слов: «Если однородные члены предложения…»  Последующая проверка. Формулирование правил.
Слово  учителя. Ребята, а вы хотите убедиться  правильно ли  наши предположения.  Давайте сверимся с таблицей и сравним: правильно ли мы спрогнозировали пунктуационные правила или  допустили неточности. (Слайд №10)

IX.  Формирование и  отработка умений  находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую функцию
 Слово учителя.  Я вам предлагаю познакомиться с интересным  текстом. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какова же основная мысль данного текста?»  Чтение вслух. (Слайд № 11).
Слово учителя. Заинтересовала вас этот текст? (Ответ учащихся) Какова его основная мысль?(Ответ учащихся)
Вывод учителя. Основная мысль этого текста - предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. И от нас зависит, какой  выбор мы сделаем.  Я думаю, что каждый из вас выберет ЗОЖ.
А сейчас рассмотрим  этот текст с точки зрения лингвистов: чем же он может привлечь наше внимание? (Ответ – В нём есть однородные члены предложения) Работаем в группах. Обратите внимание: текст разделён на  абзацы, которые соответствуют  № групп. 
Последовательность выполнения задания:

  • Найдите в своём абзаце  предложения с  однородными членами, запишите их
  • Расставьте знаки препинания и объясните их постановку знаков.
  • Определите  синтаксическую функцию.

Проверка. (Слайд №12) Итак, проверяем. Слушаем ответ 1 группы. (Каждая группа читает  предложения с однородными членами, определяют их синтаксическую функцию, объясняет постановку знаков препинания.)
Слово учителя Сделаем вывод: какие члены предложения могут быть однородными?  (Однородными членами предложения могут быть любые члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнения, определения и обстоятельства. В составе одного предложения  может быть несколько  рядов однородных членов, знаки препинания в каждом ряду однородных членов ставятся независимо от других рядов. Это предложение  № 11, обратите на это внимание.

X. Отработка умений с помощью использования компьютерного тренажёра.
Слово учителя. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Согласны? С помощью использования компьютерного тренажёра мы коллективно выполним задание. но чтобы выполнить задание  правильно, я предлагаю вам ещё раз вспомнить признаки однородных членов. В этом вам поможет карточка-помощник, которая находится на листе № 5. найти в предложении однородные члены, определим их синтаксическую принадлежность.(Работа  идёт с использованием  компакт диска «Кирилл и Мефодий». Русский язык .        ( Урок №15,   Содержание  ,части урока , 8. часть1) Читаем текстовый материал. В этом упражнении нужно найти в предложении однородные члены и подчеркнуть их соответствующими линиями        Читаем предложения, находим однородные члены, выбираем  условные линии, слушаем  ответ компьютера.

ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 3 И 4  ЭТАПОВ.

Слово учителя. А сейчас прежде чем мы с вами выполним тест, Давайте  ещё раз вспомнить признаки однородных членов предложения. это нам нужно для того, чтобы правильно найти их в тексте. а чтобы не ошибиться в постановке   знаков препинания, повторим схемы соединения и разделения однородных членов. (Слайд №14 и №15)

Слово учителя. Я думаю, что сейчас мы  готовы к  проверочному тестированию, которое покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу не торопиться, думать и работать внимательно. Но если не у всех всё сразу получиться, не огорчайтесь, так как этой  теме мы посвятим  следующие уроки.

XI. Контроль усвоения  знаний с последующей проверкой.
Тестирование идёт в  5 вариантах. (Учитывается уровень подготовленности  детей) (Приложение №3)
Проверка. Ключи (ответы)   5 вариантов (На слайде № 16). Оценивание результатов. Заполнение в  карточке  личного контроля результаты  теста.
Слово учителя. Сопоставьте результаты вашей работы на уроке согласно выстроенной вами траектории и результатами теста. (ВРЕМЯ даётся на заполнение  таблицы) Совпали у вас  результаты или нет? Где у вас наблюдается недоработка? Это и будет вам задание на дом.  Сдайте   траектории и тесты , я проверю ещё раз и посмотрю над чем нам с вами предстоит ещё поработать.

XII.  Рефлексия. Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Было ли вам трудно? Давайте посмотрим  на (Слайд №17) и сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

XIII. Организация объяснения домашнего задания.  $ 28. Выучить признаки  однородных членов, условия постановки  знаков препинания. и на писать миниатюру на тему «Моя родная гимназия» Задание: используйте в своем сочинении  однородные члены предложения  
XIV. Организация  творческого задания. Цель: формирования умения использования однородных  членов предложения в  своей речи (Задание используется при наличии свободного времени) Слово учителя. (Слайд №18)   Ребята, вам нравится учиться в  нашей гимназии? Каждый день вы приходите с  хорошим настроением. Вас всегда  с нетерпением ждут учителя. Мы хотим,  чтобы вы  всегда с желанием  и радостью шли учиться. А своими успехами и достижениями прославляли гимназию, гордились её заслугами. А заслуг у неё не мало. 2 раза она становилась   победителем Всероссийского конкурса и   выиграла   1миллион рублей.
А сейчас я хочу предложить вам работу творческого характера в группах. Используя однородные члены предложения,   напишите  небольшое сочинение на тему  « Я, мои одноклассники и моя гимназия»
Слово учителя.   Урок закончен. Всем спасибо.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина