Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Диагностическое обследование функций речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

Диагностическое обследование функций речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Организация и содержание диагностического обследования, проводимого с детьми, не отличалось по своему характеру от индивидуальных занятий, типичных для специализированного дошкольного учреждения. Вся работа проводится индивидуально, ибо только при этом условии можно сравнительно полно и точно зафиксировать характерные для каждого ребенка особенности деятельности и поведения.
Все методики предъявляются детям в игровой форме, что сохраняет интерес к заданиям и снимает страх у испытуемых.
Длительность каждого экспериментального занятия не превышает 20 минут. Если ребенок не успевает выполнить за это время все предложенные задания, с ним проводится повторное занятие.
При исследовании различных компонентов и функций речи задания изменяются как по сложности, так и по форме предъявления их ребенку.
Для исследования коммуникативнойфункции речи мы используем методику «Диалог», предложенную О.Н.Усановой.
Стимульный материал: перечень 10 вопросов.
Процедура выполнения: детям задаются 10 последовательно усложняющихся вопросов, на которые они должны дать ответы.
Во время проведения исследования, если дети затруднялись ответить на вопросы, им оказывалась стимулирующая помощь (эмоциональная поддержка, подбадривание, дополнительные вопросы, подсказка).
При выполнении заданий учитывалось качество ответов диалогической речи (их содержательная сторона и конструктивная форма, т.е. развернутость ответов).
Результат данного обследования оценивался в баллах, при этом за основу нами была взята следующая система:
3 балла – ответ полный (самостоятельный, развернутый, содержательный);
2 балла – ответ при незначительной помощи со стороны взрослого в виде поощрений; фраза короткая при негрубых нарушениях смысла;
1 балл – ответ при значительной помощи со стороны взрослого; односложные ответы с искажением смысла;
0 баллов – отсутствие ответа или грубое искажение смыла.
Для исследования номинативнойфункции речи нами была использована методика, предназначенная для изучения словарного состава языка.
Стимульный материал:30 предметных картинок, подобранных по тематическому принципу (игрушки, посуда, мебель, животные).
Процедура выполнения:ребенку предлагается назвать изображенные предметы или действия по предъявленной картинке, подобрать определения к словам – картинкам.
В ходе исследования отмечалось:
-        соответствие объема словаря возрастной норме;
-        состояние активного словаря, наличие существительных, прилагательных, глаголов;
-        точность употребления слов.
Результаты оценивались на основе объективных данных о частотности слов в русском языке.
Нами оценивались существительные и глаголы трех групп частотности:
1.Существительные, в свою очередь, подразделяющиеся на три группы:
А.бытовые слова, связанные с практической деятельностью ребенка и ситуацией семьи и игры (мама, папа, дом, машина, мяч, кукла). Выбор был основан на представлениях о формировании речи в процессе деятельности, о ведущей роли игровой деятельности в дошкольном возрасте и о влиянии среды на формирование речи ребенка;
Б. бытовые слова, о которых у детей имеются преимущественно образные представления (предметы знакомы детям по практическим ситуациям, книгам, сказкам, однако, деятельность детей с этими предметами ограничена и, по сравнению с наблюдениями за ними, происходит реже). (Например, мак, автобус, кастрюля, волк). Эти слова являются менее частотными и в русской разговорной речи;
В. бытовые слова из словаря детей пятилетнего возраста, но редко употребляемые в русской разговорной речи (например: игла, овца, редиска, черепаха, памятник).
2. Глаголы:
А. Обозначающие движения и эмоциональные состояния (сидит, идет, бежит, плачет, смеется);
Б. обозначающие игровые и учебные действия (читает, рисует, строит, клеит, раскрашивает, вышивает);
В. обозначающие бытовые действия (ест, умывается, застегивается, причесывается).
Прилагательные оценивались по следующим характеристикам:
1.     обозначающие цвет предмета;
2.     обозначающие форму предмета;
3.     обозначающие величину предмета;
4.     обозначающие другие признаки предмета.
Для оценки результатов использовались количественные показатели (количество названных ребенком слов).
Для исследования обобщающей функции речи мы использовали две методики.
Первой методикой была «Классификация» (А.А.Венгер).
Стимульный материал: 40 рисунков предметов, относящихся к разным классам (цветы, овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, одежда, посуда, мебель, игрушки, люди). Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки и разложи их на группы (кучки). В каждой группе (кучке) картинки должны подходить друг к другу»
Процедура выполнения: ребенку выдаются сразу все карточки. Предлагается раскладывать и группировать их как получится. Принцип классификации и количество групп не называется. После выполнения задания ребенок объясняет свой принцип классификации.
При анализе учитывается принцип обобщения, общее количество обобщающих понятий, их процент от общего количества возможных вариантов, а также, особенности поведения ребенка во время выполнения задания.
Второй была методика «Исключение четвертого лишнего» (Т.В.Егорова, 1973)
Стимульный материал:набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной родовой категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или, входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории.
Карточки составлены по следующему принципу:
1)     каждый раз изменяется позиция «лишнего» предмета;
2)     используются «провокации»: по цвету, по форме и по величине.
Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет и объясни, почему он не подходит к остальным».
Процедура выполнения: ребенку последовательно предъявляются карточки, на которых он называет « лишний» предмет, а затем объясняет свой выбор в речевой форме.
Для исследования регулирующей функции речи мы не использовали специальных методик. Особенности данной речевой функции выявлялись в ходе наблюдения за деятельностью и поведением детей во время выполнения заданий.
Для изучения планирующей функции речи мы применили методику «Последовательные картинки»
Стимульный материал: серии из 3 (“Снеговик”) и 5 («Ёлка») сюжетных картинок с явным смыслом сюжета, в которых последовательно рассказывается о событиях, понятных детям.
Инструкция:«На картинках изображен мультфильм, но он рассыпался. Нужно разобраться, с чего начинается история, что было дальше и чем все закончилось».
Процедура выполнения: перед ребенком в случайном порядке выкладываются картинки первой серии, которые он раскладывает. Затем по выстроенному сюжету ребенок составляет рассказ. После выполнения задания по первой серии картинок, предлагается вторая серия
При анализе учитывается правильность последовательности раскладывания картинок, содержание рассказа, логичность высказывания, умение на обобщенной основе создать программу речевого высказывания.
Каждая из проводимых методик оценивает соответствующую речевую функцию со специфической стороны.

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Екатерина Валериевна Колгашкина

На: Диагностическое обследование функций речи детей старшего дош


Методики могут быть использованы как для диагностики нормально развивающихся детей, так и для дошкольников с ЗПР.




Фото пользователя Лариса Гурьевна Анисимова

На: Диагностическое обследование функций речи детей старшего дош


Диагностический материал имеет практическую ценность в работе с детьми с ЗПР. Подробно прописан стимульный материал, критерии оценки сформированности речи детей по уровням.




Фото пользователя Лариса Гурьевна Анисимова

На: Диагностическое обследование функций речи детей старшего дош


Диагностический материал имеет практическую ценность в работе с детьми с ЗПР. Подробно прописан стимульный материал, критерии оценки сформированности речи детей по уровням.



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн