1. Проверка домашнего задания. Тест по теме «Внешняя и внутренняя политика Александра I до 1812 г.»
Назовите участников III антифранцузской коалиции:
А) Англия, Австрия, Россия, Швеция
В) Англия, Пруссия, Россия, Швеция
С) Англия, Франция, Россия, Испания
2.Где был подписан договор между Россией и Францией, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде.
А) Вена
В) Берлин
С) Тильзит
3.Определи понятие
Союз государств, созданный для решения определенных задач -……
4.Укажите неверный ответ.
В состав Негласного комитета входили:
А) П.А.Строганов
В) Н.Н.Новосильцев
С) А.А.Аракчеев
Д) А.А.Чарторыйский
Е) В.П.Кочубей
5. Вставь правильное понятие
В 1803 г. был принят указ «----------- ----------- «, по которому помещики могли отпускать своих крестьян за выкуп на волю с земельными наделами.
6. Какие органы власти появились вместо коллегий
А) конторы
В) министерства
С) ведомства
7. Каковы последствия реформы в области просвещения
А) всеобщая грамотность населения
В) открытие новых университетов
С) закрытие семинарий
8. Соотнеси дату и событие
А) сражение под Аустерлицем 1) 1801
В) подписание Тильзитского мира 2) 1807
С) начало правления Александра I 3) 1805
4) 1809
2. Изучение нового материала Мы продолжаем говорить об эпохе Александра I . Напомните даты правления.
Почем этот период А.С.Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало»?
Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский.
Мы окунемся в эпоху начала 19 века, побывав на предполагаемой пресс-конференции второго человека в государстве. После его рассказа о себе вы можете задать Михаил Михайловичу Сперанскому вопросы.
Ученик в образе М.М Сперанского. Я родился в семье бедного священника Владимирской губернии. Свою фамилию получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского, с латыни «speranta» означает «надежда». Продолжил учебу в Александро-Невской семинарии, что приучило меня к длительному умственному труду. 4 года преподавал в семинарии, но предпочел монашеской жизни светскую карьеру. Службу я начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б. Куракина. К началу царствования Александра I был в должности действительного статского советника, что соответствовало воинскому званию генерала. Кроме умения красиво говорить, четко формулировать свои идеи, отличался знанием человеческих характеров. Умением нравиться людям. В 1803 г. уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел. Поворот в моей дальнейшей карьере произошел в связи с тем, что начальник в связи с болезнью отправил меня на прием к императору. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, который был изумлен ясностью ума и изяществом стиля, а после беседы оценил незаурядный ум. Сначала я был «деловым секретарем», а затем стал ближайшим помощником – выполнял более важные дела, ездил с императором в частые поездки.
- Какие книги читал в юности?
- Как сложилась его личная жизнь?
- Как вы оказались на службе у императора?
- Вы не хотели бы перейти на службу к Наполеону?
- Почему вы поддержали Тильзитский мир?
- Какие курьезные случаи из вашей жизни?
Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту?
3.А теперь попробуем разобраться в главных идеях. Вы читаете и методом мозгового штурма находите решение данной проблемы.
Стр.18. Документ. 1 группа - составить схему государственного управления по Сперанскому.
2 группа – оцените положительные стороны проекта, которые сближают Россию с Европейскими странами.
- Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав
3 группа – Назвать негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.
- Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.
Как вы оцениваете этот проект с современных позиций?
4.Как же развиваются события дальше? Предлагаем слово вновь Сперанскому.
С 1807 по 1812 год мой круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписыва-лось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был сторг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 я был вызван во дворец, а оттуда сослан в ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного.
Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему? В этом нам помогут разобраться документы того времен. Стр. 20, 21.
- В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества?
- В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского?
Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.
В конце урока хотелось бы рассказать небольшую историю из жизни Сперанского.
Однажды к нему зашел профессор Петербургского университета. Слуга проводил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и грязной подушки. «Помилуй, что это значит?»- воскликнул посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою».
Рефлексия. Каково ваше мнение о М.М.Сперанском
Какие черты характера вам импонируют, а что вы не принимаете?
Домашнее задание. П.3 Задания в рабочей тетради стр. 6-8
Список литературы:
1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XIX век» М. «Просвещение 2008
2.Колганова Е.В., Сумакова Н.В. «Поурочные разработки по Истории России XIX» М. «Вако» 2005
3.Энциклопедия для детей «Аванта +» Том 5 , М. «Аванта» 2004
Размещено чт, 10/12/2009 - 17:37 пользователем Татьяна Ивановна Иванова.
Урок проводился в 8 классе. Я постаралась показать организацию самостоятельной работы учащихся на уроках истории при проверке домашнего задания и при изучении нового материала.В начале урока ученики выполнили тест, в который были включены разные типы заданий, что готовит ребят к ГИА и позволяет реально оценить знания.Элементы драматизации усилили познавательный интерес учащихся к теме урока.Постановка проблемы и поиск решения требуют от учащихся умений анализировать информацию, делать выводы.Это предполагает постоянную работу над формированием этих умений
На: Деятельность М.М.Сперанского: замыслы и результаты
На: Деятельность М.М.Сперанского: замыслы и результаты