Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Деятельность М.М.Сперанского: замыслы и результаты

Фото пользователя Татьяна Ивановна Иванова
Submitted by Татьяна Ивановна Иванова on чт, 10/12/2009 - 16:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 
МОШ "Гатчинская школа-интернат СОО", учитель истории и обществознания
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
познакомить с предложениями М.М.Сперанского по усовершенствованию государственного порядка, результатами преобразований;
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России XIX век" М. "Просвещение" 2008
Используемая методическая литература: 

 

Колганова Е.В., Сумакова Н.В. «Поурочные разработки по Истории России XIX» М. «Вако» 2005
Используемое оборудование: 

Презентация

Краткое описание: 
Изучение биографии М.М.Сперанского, документов по реформам Сперанского, причинам его отставки, использование тестов при проверке домашнего задания(пропедевтика подготовки к ГИА)

 

Конспект урока в 8 классе
Деятельность М.М.Сперанского: замысел и результаты
                                                       
Великие личности всегда наталкиваются
на яростное сопротивление    посредственных умов.
А.Эйнштейн
Цели и задачи:
  1. познакомить с предложениями М.М.Сперанского по усовершенствованию государственного порядка, результатами преобразований;
  2. определить причины отставки;                                                                                                            
  3. развивать навыки анализа исторических источников, постановки и разрешения   проблем;
  4. развивать умение оценивать исторических личностей через категории                               
  5. гуманности, непредвзятости.
 
План урока:
  1. Проверка домашнего задания
  2. Биография Сперанского
  3. Проект реформ Сперанского: замыслы и результаты
  4. Отставка Сперанского
  5. Подведение итогов
 
Методы работы: драматизация, постановка проблемы
Форма урока: комбинированный
Педагогическая технология: личностно-ориентированная
Основные  понятия: реформа, консерватизм.
 
 
Ход урока:
 
1. Проверка домашнего задания.                                                                                                               Тест по теме «Внешняя и внутренняя политика Александра I до 1812 г.»
 
  1. Назовите участников III антифранцузской коалиции:
А) Англия, Австрия, Россия, Швеция
В) Англия, Пруссия, Россия, Швеция
С) Англия, Франция, Россия, Испания
 
2.Где был подписан договор между Россией и Францией, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде.
А) Вена
В) Берлин
С) Тильзит
 
3.Определи понятие
Союз государств, созданный для решения определенных задач -……
 
       4.Укажите неверный ответ.
        В состав Негласного комитета входили:
        А) П.А.Строганов
        В) Н.Н.Новосильцев
        С) А.А.Аракчеев
        Д) А.А.Чарторыйский
        Е) В.П.Кочубей
 
5.      Вставь правильное понятие
         В 1803 г. был принят указ «----------- ----------- «, по которому помещики могли отпускать своих крестьян за выкуп на волю с земельными наделами.
 
 
6.      Какие органы власти появились вместо коллегий
А) конторы
В) министерства
С) ведомства
 
 
7.      Каковы последствия реформы в области просвещения
А) всеобщая грамотность населения
В) открытие новых университетов
С) закрытие семинарий
 
8.      Соотнеси дату и событие
А) сражение под Аустерлицем                            1) 1801
В) подписание Тильзитского мира                     2) 1807
С) начало правления Александра I                    3) 1805
                                                                                       4) 1809
 
 
 
2. Изучение нового материала                                                                                                         Мы продолжаем говорить об эпохе Александра I . Напомните даты правления.
Почем этот период А.С.Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало»?
Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский.
Мы окунемся в эпоху начала 19 века, побывав на предполагаемой пресс-конференции второго человека в государстве. После его рассказа о себе вы можете задать Михаил Михайловичу Сперанскому вопросы.
   Ученик в образе М.М Сперанского. Я родился в семье бедного священника Владимирской губернии. Свою фамилию получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского, с латыни «speranta» означает «надежда». Продолжил учебу в Александро-Невской семинарии, что приучило меня к длительному умственному труду. 4 года преподавал в семинарии, но предпочел монашеской жизни светскую карьеру. Службу я начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б. Куракина. К началу царствования Александра I был в должности действительного статского советника, что соответствовало воинскому званию генерала. Кроме умения красиво говорить, четко формулировать свои идеи, отличался знанием человеческих характеров. Умением нравиться людям. В 1803 г. уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел. Поворот в  моей дальнейшей карьере  произошел в связи с тем, что  начальник в связи с болезнью отправил меня  на прием к императору. Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, который был изумлен  ясностью ума и изяществом стиля, а после беседы оценил незаурядный ум. Сначала   я был «деловым секретарем», а затем стал ближайшим помощником – выполнял более важные дела, ездил с императором в частые поездки.
    - Какие книги читал в юности?
    - Как сложилась его личная жизнь?
    - Как вы оказались на службе у императора?
    - Вы не хотели бы перейти на службу к Наполеону?
    - Почему вы поддержали Тильзитский мир?
    - Какие курьезные случаи из вашей жизни?
Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту?
3.А теперь попробуем разобраться в главных идеях. Вы читаете и методом мозгового штурма находите решение данной проблемы.
 
Стр.18. Документ.                                                                                                                               1 группа - составить схему государственного управления по Сперанскому.
Император
 
Государственный Совет
                                                             (Законосовещательный орган)
 
                 Государственная Дума              Министерства                        Сенат
                (законодательный орган)   (исполнительный орган)     (судебный орган)
                                                                    
  2 группа – оцените положительные стороны проекта, которые сближают Россию с Европейскими странами.
 
- Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав
 
 3 группа – Назвать негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.
 
- Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.
 
 Как вы оцениваете этот проект с современных позиций?
 
4.Как же развиваются события дальше? Предлагаем слово вновь Сперанскому.
 С 1807 по 1812 год мой круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписыва-лось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был сторг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 я был  вызван во дворец, а оттуда сослан в  ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного.
Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему? В этом нам помогут разобраться документы того времен.   Стр. 20, 21.
 - В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества?
 - В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского?
 Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.
     В конце урока хотелось бы рассказать небольшую историю из жизни Сперанского.
Однажды к нему зашел профессор Петербургского университета. Слуга проводил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и грязной подушки. «Помилуй, что это значит?»- воскликнул посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою».
 
Рефлексия. Каково ваше мнение о М.М.Сперанском
                       Какие черты  характера вам импонируют, а что вы не принимаете?                                                                                                                                                                                                                
               
Домашнее задание. П.3 Задания в рабочей тетради стр. 6-8
 
 Список литературы:
1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XIX век» М. «Просвещение 2008
2.Колганова Е.В., Сумакова Н.В. «Поурочные разработки по Истории России XIX» М. «Вако» 2005
3.Энциклопедия для детей «Аванта +» Том 5 , М. «Аванта» 2004
Прикрепленный файл Size
sp.ppt 741.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Татьяна Ивановна Иванова

На: Деятельность М.М.Сперанского: замыслы и результаты


Урок проводился в 8 классе. Я постаралась показать организацию самостоятельной работы учащихся на уроках истории при проверке домашнего задания и при изучении нового материала.В начале урока ученики выполнили тест, в который были включены разные типы заданий, что готовит ребят к ГИА и позволяет реально оценить знания.Элементы драматизации усилили познавательный интерес учащихся к теме урока.Постановка проблемы и поиск решения требуют от учащихся умений анализировать информацию, делать выводы.Это предполагает постоянную работу над формированием этих умений



Фото пользователя Евгения Борисовна Дьякова

На: Деятельность М.М.Сперанского: замыслы и результаты


Очень логичный, продуманный урок. Спасибо! Взяла на вооружение.)))


Сообщество учителей Гатчинского муниципального района

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн