Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по ИКТ для 9 класса

Фото пользователя Галина Александровна Мищенко
Submitted by Галина Александровна Мищенко on Wed, 30/12/2009 - 12:19

 

Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005).
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 70 учебных часов (из расчета 2 час в неделю) ), в том числе практические работы, практикумы, контрольные работы.Ее содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Место и курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения
В период формирования информационного общества важными достижениями любого человека являются его умение оперативно и качественно работать с информацией, его способность к всестороннему анализу информации и результатов ее обработки, а также к принятию обоснованных и своевременных решений на основе имеющейся информации. Этому надо планомерно и непрерывно учить, начиная с первых шагов в школе. Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.). 
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса. Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов. Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем. В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы
 
 
Основными целями обучения являются:
      формирование системы базовых знаний по информатике;
      освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в тек­стовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;
      освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;
      формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
      приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
      освоение информационной технологии моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре;
      ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;
      понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.
В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:
   знать/понимать:
  • основные технологии создания, редактирования, оформ­ления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных техно­логий;
  • назначение и виды информационных моделей, описы­вающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;
  •        понятия «высказывания», «истинное высказывание», «ложное высказывание»;
  •  действие логических операций «неверно, что», «и», «или»;
  • методы решения логических задач;
  • какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;
  •  название и назначение основных частей персонального компьютера;
  • назначение основных клавиш на клавиатуре;
  •  способ представления информации в компьютере;
  • возможности компьютерных сетей;
  • понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»;
  • правила работы с браузером Internet Explorer;
  • содержание понятия «информация»;
  •  что такое информационные процессы;
  • какие существуют носители информации;
  • функции языка как способа представления информации; что такое естественный и формальный языки;
  • как определяется единица измерения информации – бит при алфавитном и содержательном подходе;
  •  что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт;
  • в каких единицах измеряется скорость передачи информации;
  •  основные открытия в области хранения, передачи и обработки информации;
  • что такое система счисления, в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления;
  • понятия «модель», «информационная модель», «система», «адекватность модели»;
  • формы представления информационных моделей;
уметь:
  • оперировать различными видами информационных объ­ектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;
  • пользоваться мышью.
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оцени­вать их соответствие реальному объекту и целям модели­рования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя раз­личные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
·        определять истинность и ложность высказывания;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний
  • создавать информационные объекты сложной структу­ры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять за­писи в базах данных, получать необходимую информа­цию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиениче­ские рекомендации при использовании средств ИКТ;
  •        находить нужные странички в Интернете по заданному адресу;
  •        выполнять переходы по гиперссылкам;
  •   пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с вложениями (графическими файлами);
  • приводить примеры информации информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;п
  • приводить примеры сообщений, несущих 1 бит информации;
  • измерять информационный объем текста;
  •   пересчитывать количество информации в различных единицах;
  • приводить примеры материальных и информационных моделей;
  • проводить системный анализ объекта с целью построения его информационной модели;
  • в несложных случаях формализовать «плохо поставленную» задачу и построить модель для ее решения;
  • проводить компьютерный эксперимент над несложной моделью;
  •   ориентироваться в таблично-организованной информации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • эффективного применения информационных образова­тельных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с ин­формацией;
  • эффективной организации индивидуального информа­ционного пространства;
  • переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно;
  • выполнять арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
  •   передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
 
Формы организации учебного процесса:
·        индивидуальные;
·        групповые;
·        индивидуально-групповые;
·        фронтальные;
·        практикумы.
 Формы контроля ЗУН (ов);
·        наблюдение;
·        беседа;
·        фронтальный опрос;
·        опрос в парах;
·        практикум.
 
Используемый УМК:
1.     Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс   9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
2.     Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
3.     Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru
4.     А.Х Шелепаева «Поурочные разработки по информатике 8 – 9 класс». Москва, «ВАКО», 2006
5.     Н. Угринович «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе 7 – 11 класс», Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
 
 
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
 
Аппаратные средства
  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. 
Программные средства
  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  • Программа интерактивного общения.

 Интернет - ресурсы по информатике и ИКТ, используемые на уроках и внеклассных мероприятиях

Net школа
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Сеть творческих учителей России
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 
открытая трибуна ждет всех работников образования - учителей, преподавателей, воспитателей, администраторов для публикации оригинальных педагогических идей и находок
http://som.fio.ru/
Российский образовательный сайт содержит большое количество материалов для преподавателей школьных предметов
 http://www.g6prog.narod.ru/
 этот сайт посвящен подробному разбору олимпиадных задач по информатике. На этом сайте разобраны задачи школьных, городских, областных, Всероссийских, международных, университетских, ACM олимпиад, а также задачи неопределенного происхождения.
 http://neerc.ifmo.ru/school/index.html
Олимпиады по информатике  


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах: