Официальный сайт radikalno 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Письмо как средство общения между людьми

Submitted by Юлия Сергеевна Осина on Tue, 05/01/2010 - 23:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Осина Юлия Сергеевна
Место работы, должность: 
Учитель русского языка и литературы МОУ СШ №34 г.Твери
Регион: 
Тверская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1.Ознакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма( с алгоритмом построения). 2.Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, исследовательские навыки, навык написания письма. 3.Сформировать представление о нравственных ценностях человека.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемое оборудование: 

 

1.Презентация на интерактивной доске ( 10 слайдов)
2.Шнур с шестью ракушками.
3.Большой лист с изображением лука и стрел.
4. Компьютерные распечатки образцов писем.
5. Компьютерные распечатки интегрированных заданий( на разноцветной бумаге).
Краткое описание: 
Учащиеся знакомятся с особенностями эпистолярного жанра, с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма. Развиваются навыки самостоятельной деятельности, написания письма.

 

Урок по теме « Письмо как средство общения».
 
Класс: пятый
Тип урока: развитие речи.
 Цели:
  1. Ознакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с историей происхождения письма, с видами писем, с правилами написания письма( с алгоритмом построения).
  2. Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, исследовательские навыки, навык написания письма.
  3. Сформировать представление о нравственных ценностях человека.
Оборудование урока:
1.Презентация на интерактивной доске ( 10 слайдов)
2.Шнур с шестью ракушками.
3.Большой лист с изображением лука и стрел.
4. Компьютерные распечатки образцов писем.
5. Компьютерные распечатки интегрированных заданий( на разноцветной бумаге).
 
Ход урока
 
Учитель:
- Сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки, которую, надеюсь, вы отгадаете без особого труда:
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.
(Загадка представлена на первом слайде.)
 
Учащиеся:
- Письмо.
Учитель:
- Да, правильно. Это письмо. И именно данное понятие станет предметом нашего сегодняшнего разговора. Записываем тему урока. (Тема урока представлена на втором слайде.)
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, для чего люди пишут письма?
Ответы учащихся.
Вывод учителя:
- Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, делятся своими мыслями и чувствами. Письма поддерживают в трудную минуту и помогают разделить радость в моменты счастья. Я думаю, что нет семьи, которая никогда не получала бы писем
            А как же появилось письмо? Какая у него история?
Ответить на эти вопросы нам помогут ребята, которые специально для нашего урока нашли интересные факты о происхождении письма.
Первый учащийся:
- Самые первые письма были «живые»: люди посылали гонцов с устным сообщением.
( На интерактивной доске появляется третий слайд: « ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПИСЬМА: « Живое» письмо». Учащиеся делают записи в тетради.)
 
Второй учащийся:
- Потом появились предметные письма, то есть с помощью предметов сообщались какие-то факты. Например, молодой человек, который посылал девушке шнур с шестью раковинами, хотел сказать: « Я чувствую к тебе симпатию».
( Учащийся передает такой шнур любой из своих одноклассниц.)
( На интерактивной  доске появляется четвертый слайд : « Предметное письмо».Учащиеся записывают это понятие в тетрадь.)
Учитель:
- Как вы думаете, почему предметное письмо было очень неудобным для передачи информации?
Ответы учащихся.( При сложных сообщениях приходилось посылать большое количество предметов.)
Третий учащийся:
- Предметное письмо сменило рисуночное. В нем вместо предметов для передачи информации использовались рисунки. Так , например, нарисованные лук и стрела символизировали войну.
(Учащийся показывает рисунок с изображением лука и стрелы.)
( На интерактивной доске появляется пятый слайд : « Рисуночное письмо». Учащиеся записывают это понятие в тетрадь.)
Учитель:
-Вспомните: в каком из известных мультфильмов( созданном на основе литературного произведения ) герой использует для общения этот вид письма?
Ответ учащихся.( Пес Шарик из произведения Эдуарда Успенского « Дядя Федор, пес и кот»)
Четвертый учащийся:
-И только после создания письменности появилось словесное письмо, то есть информация стала передаваться с помощью слов.
( На интерактивной доске появляется шестой слайд : « Словесное письмо». Учащиеся записывают это понятие в тетрадь.)
Учитель:
- Мы видим, что письмо прошло очень большой путь, прежде чем стало таким, каким мы знаем его сейчас.
Написать интересное письмо - настоящее искусство. В разговоре слова сопровождаются взглядом, голосом, жестом. А на листе бумаги перед нами голая фраза. Поэтому надо быть осторожным при выборе слов, ведь они могут не только порадовать человека, но испугать его, сделать глубоко несчастным.
Вспомните, как испугались родители Дяди Федора (героя произведения Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот»), когда прочитали его письмо, написанное в Простоквашино с помощью его друзей.
( Трое учащихся читают письмо по ролям(за дядю Федора,кота Матроскина,пса Шарика). Оно представлено  в виде компьютерных распечаток:
«Мои папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор — тр‑тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.
 А еще у нас печка есть теплая. Я так люблю на ней отдыхать! Здоровье‑то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас все по‑другому. И колбаса у меня есть, и молоко парное стоит в мисочке на полу. Пей — не хочу. Мне мышей даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку, или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днем я люблю на крышу вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю как ненормальный. На солнышке облизываюсь и сохну.
 А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется — хоть в дом не заходи. Зато новая растет — чистая, шелковистая! Просто каракуль. Да еще охрип я немножечко. Прохожих много, на всех лаять приходится. Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой‑то получается и бульканье.
Дорогие папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный, и лохматость повысилась. Мне теперь можно зимой даже на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости мне бесплатно дают… Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал, прямо — ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и сообразительность.
До свиданья. Ваш сын — дядя Фарик». )
                                                                   
Учитель:
- Как вы думаете, почему это письмо произвело столь ужасное впечатление на родителей дяди Федора? Кем и как оно было написано? В чем пишущие письмо герои допустили ошибку?
 
Ответы учащихся.( Письмо написано коллективно, но в нем не выдержан общий стиль написания и не продумана информация, передаваемая в письме: каждый пишет свое и по-своему.)
 
Учитель:
-  Чтобы мы с вами не совершали таких же ошибок, которые совершили литературные и мультипликационные герои, чтобы наше письмо было правильным и понятным, давайте познакомимся с алгоритмом его написания.
 
Любое письмо состоит из трех частей:
( Этот алгоритм представлен на интерактивной доске (седьмой слайд).)
1)      Начало (Приветственное обращение к адресату).
2)      Основная часть (Личная информация, просьбы, предложения, пожелания).
3)      Конец (Слова прощания, возможные приветы родным)
В компьютерных распечатках, лежащих у вас на партах, представлены три колонки слов (Словарная работа):

  1. Здравствуйте…
  2. Привет…
  3. Уважаемый…
  4. Дорогой…
  5. Милый друг…
1. Хочу рассказать тебе о…
2. От всего сердца…
3. Большое спасибо…
4.Разрешите поздравить…
5.Очень прошу вас…
  1. С нетерпением жду ответа…
  2. Заранее благодарен…
  3. С уважением…
  4. До свидания…

 
- Прочитайте слова из первой колонки. Определите, к какой композиционной части письма относятся эти слова.
Учащиеся относят эти слова к первой композиционной части.
 
Учитель:
- Обратите внимание, что эти приветственные обращения имеют совершенно разную эмоциональную окраску .От чего зависит выбор обращения в письме?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Письма бывают разные: дружественные, деловые, поздравительные.Выбор обращения зависит от того, к кому и с какой целью  мы обращаемся в своем письме: к близкому ли человеку, к приятелю, к учителю, к начальнику…
    Дополните и запишите понравившееся вам обращение себе в тетрадь.
Учащиеся проделывают данную работу.
Учитель:
- Определите к какой композиционной части относятся фразы из второй колонки.
Учащиеся относят эти фразы ко второй композиционной части.
Учитель:
  - Дополните подходящую к вашему началу письма фразу и запишите ее.
Учащиеся проделывают эту работу.
Учитель:
- К какой композиционной части относятся слова и фразы из третьей колонки?
Учащиеся относят эти слова и фразы к третьей композиционной части.
Учитель:
- Закончите ваше письмо подходящей фразой из третьей колонки , предварительно закончив ее.
Учащиеся проделывают данную работу.
Учитель:
- Прочитайте получившееся у вас письмо.(Несколько учащихся зачитывают варианты своих писем)
  А теперь давайте обратимся к конкретным примерам писем и выделим в них уже известные нам композиционные части. Для этого разделимся на группы: первая и вторая работают с письмом №1, вторая и третья группа работают с письмом №2, один отдельный учащийся работает с письмом №3 ,другой- с письмом №4)
( На партах у учащихся представлены распечатки писем: )
 
Письмо №1
Уважаемый Олег Петрович!
Сейчас, когда я и мои коллеги вернулись в Воронеж, хочу еще раз поблагодарить Вас за теплый и радушный прием, который Вы оказали нам во время пребывания у Вас. Уверена, что состоявшиеся переговоры принесут немалую пользу в развитии наших деловых отношений и между нашими коллегами сложились не только хорошие рабочие, но и по-человечески теплые отношения. Думаю, что в дальнейшем это поможет эффективно решать любые вопросы на основе взаимного доверия, открытости и надежности.
С уважением,
Анна Васильевна
 
Письмо №2
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
(Письмо Н.А.Островского к своей матери.)
 
Письмо №3
 
Милый друг, прошу тебя отвечать как можно скорее на это письмо… я услышал от твоего брата и от твоей матери, что ты болен: правда ли это?.. Скорее, скорее ответ.
(В.Жуковский –А.Пушкину, Апрель 1825 г.)
 
 
 
Письмо №4
Любимый папочка!
Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе здоровья, счастья, любви и всяческих благ.
С любовью, Дарья.
 
 
 
 
Учитель:
- Как вы думаете, первое письмо деловое или дружеское?(Деловое)
Учитель:
- Какие слова помогли вам определить вид этого письма?(Обращение)
Учитель:
- Назовите обращения, которые употреблены в остальных письмах? Как они выделяются на письме?
 Возможно ли написание письма без использования обращения?
Ответы учащихся.
Учитель:
-С какой целью написано каждое письмо?
 
Ответы учащихся.
 
Учитель:
- Мы видим, что письма могут быть разными: деловыми, дружескими, поздравительными… И нужно уметь правильно подбирать слова и тон письма в зависимости от его адресата и цели написания.
У вас на партах лежат карточки, обратите внимание, что они разного цвета( то есть имеют разные задания). Ознакомьтесь с заданием и выполните его.
( Представлены три уровня заданий,  в зависимости от возможностей учащихся:
 
 
Первое задание ( напечатанное на желтом листе):
Восстановите композиционный порядок письма, правильный вариант запишите.
1. С любовью, С.Маршак.
2. Спасибо тебе за карточку, где ты снят с Дедом Морозом. 3. Я тоже дед, но без бороды.
4. Мой дорогой друг Сережа!
 
 
Второе задание ( напечатанное на оранжевом листе):
Спишите письмо ,заменив неправильно употребленные слова и выражения.
 
1.      Милая Надежда Петровна!
2.      Сообщаю Вам, что капитальный ремонт Вашего дома будет произведен в начале апреля.
3.      С любовью, П.В.Петров. (Начальник ЖЭУ № 21)
 
 
Третье задание ( напечатанное на розовом листе):
Вставьте свои слова в деформированный текст, полученное письмо запишите.
  1. Дорогой…..
  2. От всего сердца…
  3. С любовью….
 
 
 
 
 
 
( Проверяются все три текста. Правильные текстовые варианты показываются на восьмом, девятом и десятом слайде ( на интерактивной доске).)
 
Учитель(вывод):
- Заканчивая наш урок,я хотела бы еще раз напомнить, что письмо- это один из древнейших видов общения. И именно через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный сострадать и сочувствовать ближнему.
Пишите письма, потому что в наш скоростной век им нет цены.
Домашнее задание:
Учитель:
- Сегодня на уроке мы с вами работали с письмами коллективно. Дома вы будете сочинять свое письмо самостоятельно. А чтобы вам было интересно, давайте примем участие в конкурсе «Лучший урок письма», который объявила Почта России. Ваша задача написать письмо, состоящее из 50-100 слов, по любой из представленных тем:
  1. «Письмо моей семье»;
  2. «Письмо Президенту»;
  3. «Письмо другу. Однажды со мной случилось…»;
  4. «Письмо моему учителю»;
  5. «Хочу рассказать тебе о своем родном крае»;
  6. «Год молодежи. Что я делаю для страны?»;
  7. «Мой любимый вид спорта»
 
Прикрепленный файл Size
Без крыльев, а летит,.ppt 293.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн