Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создание оптимальных условий по сохранению и укреплению здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе

  Вернуться к сетевому семинару

 

Здоровье – фундамент нашей жизни, на котором строится наше благополучие. Без здоровья трудно, а часто невозможно хорошо учиться  и работать. Ведь здоровый человек – это успешный человек.

  Человек должен быть независимым от болезней, должен быть свободным для радостной и здоровой жизни. И эта задача посильна ему, если он знает, что такое здоровье, и может сохранить и приумножить его.

  Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость» принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем, здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «здоровье» и «образование»? Можно ли себе представить образование ребенка как процесс, отстраненный от телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникаций? Очевидно, нет. Образование - процесс гармоничный. Здоровье, в широком смысле этого слова, выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и, к тому же, как индикатор правильности выбора пути. При такой постановке вопроса необходимо рассматривать фактор здоровья, в проектном контексте, проверяя им все стороны жизни ребенка.

  Образованный человек сегодня – это не столько человек знаний, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. Но умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы зависят прежде всего от здоровья каждой личности.

  Все чаще и чаще на страницах педагогической литературы встречаются тревожные цифры о состоянии здоровья подрастающего поколения, особенно о так называемых школьных формах патологии. Что происходит в наших школах сегодня?

 

Фрагмент фильма СПАСЕМ ДЕТЕЙ, СПАСЕМ РОССИЮ!

 

  "... Из миллиона относительно здоровых детей приходящих в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тыс.) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. ... В России лишь 10% выпускников школ могут считаться  здоровыми. Половина имеет отклонения, 40% - хроническую патологию. Патология органов зрения у школьников - до 33%, ведущее место занимает близорукость. За время обучения число детей с близорукостью увеличивается в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного аппарата - в 1,5 - 2 раза, с нервными заболеваниями - в 2 раза..."

  Это только часть статистических данных, которые приводит в своих выступлениях доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный. Действительно, очень тревожные цифры.

  Мне очень хочется поделиться опытом работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в учебно-воспитательном процессе с использованием здоровьесберегающих технологий Базарного  В.Ф. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в начальной школе, т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в соответствии с обучением дадут прекрасные результаты.

 

 Цель:

 

1. Формирование физически здоровой личности.

2. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса, направив его на формирование и сохранение здоровья;
  • пропаганда здоровья на всех учебных дисциплинах за счет материалов учебников, а также подбора упражнений с адекватным содержанием;
  • формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  • обеспечение физического и психического саморазвития.

  Программа «Наша новая школа» предполагает не только строительство новых зданий, но и организацию учебно-воспитательного процесса, который невозможен без новой базы. В МОУ СОШ №65 «Учебно-воспитательный комплекс» (Ул. Абазанская, 5)  созданы образовательная здоровьесберегающая, культурологическая и природосообразная среды. Кроме классной комнаты (площадью 60 кв.м.) где располагается мой 4 класс, есть игровая комната (спальная комната), «зелёный уголок», раздевалка, где у каждого свой личный шкаф, туалет и санитарная комната; соблюдена цветовая гамма помещений.  Школьная мебель, конторки подобраны по росту; в классе есть свободное пространство перед доской для проведения импровизаций, игр; имеются ТСО (телевизор, видео-магнитофон, DVD-плейер, музыкальный центр); ведется работа по созданию кабинета здоровья; организовано 3х-разовое горячее питание.

 

Соблюдаются Подходы к здоровьесбережению

1. Системный подход.

  • Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребенка.
  • Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход.

  Культура в области здоровья и здорового образа жизни осваивается  детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип «Не навреди!».

  Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления, научно признанных и апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

 В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

 Приоритетным направлением воспитания в области здоровья должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять мир.       

 Остановлюсь на основных элементах здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного которые  я использую в своей работе.

1. В первую очередь, это внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе урока позы «стояние-сидение». Техническим средством сенсорной дидактики является конторка. Её отличительная особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становлениепсихической сферы.

Казалось бы, чего проще, стоя послушать загадки, рассказ, сказку, провести устный счет, решить логическую задачку. Но, увы! Дети были «засиженными», т.е. телесно расслабленными и пришлось терпеливо разрабатывать методику постепенной перестройки. А для этого потребовалось немало сил и времени, чтобы каждый ребенок почувствовал потребность в этом режиме. И лишь тогда, когда эта поза стала для них привычной, они легко могли переключаться от одной деятельности к другой.   

При этом необходимо учитывать расположение столов, чтобы у каждого было свободное пространство стоять на массажном коврике. И не в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка вставать, пока он не почувствует в этом потребность. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

 

2. Методические приемы повышения эффективности раскрепощения психомоторной функции производятся с помощью произвольно-телесных усилий. Настоящая методика направлена на повышение эффективности психомоторных и речемоторных функций за счет подведения их под основу произвольного шагового логоритма. Шаговый логоритм повышает зрительно фиксационные возможности, скорость восприятия.

Его можно использовать:

  • При прочтении текста в режиме ближнего зрения. (Школьник берет в правую руку держалку, на которой закреплен лист со стихотворением, отодвигает на максимальное расстояние и начинает медленно, по слогам, читать, подбирая шаг к каждому слогу.)
  • При прочтении текста в режиме дальнего зрения. (На школьной доске фиксируется лист ватмана, на котором написан текст стихотворения. Школьник становиться на максимальное расстояние от доски. Устремив взгляд на размещенный текст, вначале медленно, а потом быстрее, он начинает к нему продвигаться, произнося каждый слог строго под каждый шаг.)

3. Автоматизированная система сенсорнокоординаторного тренажера (бегущие огни) позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в классе установлены  сигнальные лампы, сопровождающиеся звуковыми сигналами. "По сигналу учащиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения («ловят» огоньки обеими руками, либо левой или правой рукой, «отталкивают» их от себя руками, «кивают» головой и т.д.).

4. Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска или крест. На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами по желанию учителя могут находиться где угодно: за выключателем, на кресте, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

5. В течение каждого урока проводятся 3-4 физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

 

 

6. Гигиенически оптимальным считается, если обувь на уроке снята и дети находятся в носочках. Под ноги помещен массажный коврик.

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,  мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. Детям очень нравится ходить в носочках по своим массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие.  На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения - перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто, доступно, результативно.

7. Для профилактики простудных заболеваний используются «чесночницы» (коробки из-под «киндер-сюрпризов», внутри которых находится лук или чеснок), в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанная луковица. Во время завтрака дети едят лук и чеснок.

8. Оформлены памятки – рекомендации для родителей.

 

Методическое обеспечение.

  Во все уроки стараюсь включать материал по формированию санитарно-гигиенических навыков, здорового образа жизни. Использую упражнения, которые помогают настраивать ребят на учебную деятельность и несут в себе здоровьесберегающую направленность. Это пальчиковая гимнастика (гимнастика до  уроков). 

 

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

 

  90% получаемой информации падает на орган зрения - глаза. Упражнения, которые я использую на уроках во время физкультминуток, способствуют решению коррекционных задач для различных заболеваний глаз. 

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

Дыхательные упражнения не занимают много времени. Я включаю их в утреннюю гимнастику, использую на уроках чтения, природоведения, когда материал на уроках устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Используемые на уроках скороговорки, упражнения дыхательного характера, позволили мне преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Эти дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

Одним из условно-рефлекторных видов мышечной деятельности организма человека является навык правильной осанки. Осанка – это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и движения. 

 

  Причин нарушения осанки много, но одно из них – нарушение двигательного режима. Есть специальные упражнения, которые снимают статическое напряжение с позвоночника, улучшают кровоснабжение в позвоночнике, снимают спазм сосудов, питающих позвоночник ведь позвоночник – это «антенна настроения» (поза дерева, поза скручивания, «медвежьи» покачивания). Смена динамических поз (по методике В.Ф.Базарного) также способствует релаксации учащихся, дает возможность учителю гибко управлять учебным процессом без нажима на учащихся.

  Я уверена, что только систематическое проведение оздоровительной работы с детьми и родителями в школе и дома даст положительный результат.

 

 

Также провожу Уроки здоровья, ориентированные на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

 

ДНЕВНИК ЗДОРОВЬЯ

 

 

  Отличительной особенностью уроков здоровья является направленность на изменение поведения ребенка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье.

  Для эффективности внеклассной работы в этом направлении использую следующие формы работы с учащимися:

  • просмотр видеороликов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
  • встречи с людьми, преодолевшими свои вредные привычки;
  • выступления учащихся других классов;
  • тематические викторины, устные журналы;
  • выставки рисунков, акции в защиту природы от вредных привычек человека;
  • нравственные классные часы;
  • интерактивные игры.

  Применение технологии к.м.н. Базарного В.Ф. благоприятно влияет на здоровье школьников, приводит к улучшению зрения и исправления осанки у детей. Режим динамических поз, активизируя межсистемную координацию, чувство локализации в пространстве, способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счет этого мышечного напряжения. Останавливаются такие болезненные процессы как миопия, сколиоз, остеохондроз, плоскостопие.

  Расширяется круг детей, занятых физической и спортивной деятельностью.

  Осуществляется совместная деятельность учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни.

  Уменьшается утомляемость детей в ходе учебной деятельности и повышается учебная мотивация за счет систематического использования здоровьесберегающих технологий.

  По мнению родителей, уроки здоровья воспитывают у детей умение работать над собой, развивают самооценку, формируют культуру здоровья, вырабатывают привычку трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями, способствуют настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбия, доброты, активности, аккуратности, бережливости, силы воли и т.д.).

 

ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ - ЭТО ЗДОРОВО!"

 

  В свою очередь я отмечаю возросшую творческую активность детей, работоспособность, укрепление межличностных отношений. Ребята стали устойчивы к заболеваниям (количество пропусков уроков по болезни значительно снизилось). Класс принимает активное участие в спортивных соревнованиях. Все ребята посещают кружки (хореография, ритмика, гандбол), бассейн занимаются в спортивных секциях. Многие из них добились высоких результатов.

 

  Большинство детей считают хорошее здоровье главной жизненной ценностью человека, работают над его сохранением и укреплением.

  Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволило:

  • увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей;
  • развить функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок;
  • обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья;
  • повысить работоспособность, внимательность, активность.

У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.

 

 

СОВЕТЫ ОТ АССОЦИАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПЕДАГОГОВ 

 

 

Вернуться к сетевому семинару

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Региональный узел Астраханской области

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн