Основные критерии оценки письменной работы ученика
1.ПОНИМАНИЕ ТЕМЫ.
Постановка проблемы сочинения во вступлении:
а- эпоха,
б- факт биографии автора,
в- личностное восприятие художественного текста,
г- ассоциации,
д- оригинальное вступление.
Выбор ключевых понятий:
а- герой,
б- проблема,
в- нравственные ценности,
г- литературоведческие категории.
Смысл заглавия:
а- новый уровень обобщения,
б- постановка новой проблемы,
в- оригинальный финал.
2. ЗНАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА:
а- сюжетной линии,
б- имен героев, географических названий, культурно- исторических реалий,
в- содержательных элементов композиции (внесюжетные элементы, портрет,
пейзаж, интерьер, монолог и диалог, художественная деталь),
г- уместное цитирование.
3. КАЧЕСТВО СВЯЗНОГО ТЕКСТА РАССУЖДЕНИЯ. Полнота содержания:
а- необходимый материал,
б- возможный материал.
Глубина содержания:
а- аргументация (суждение и его доказательность), б- комментарии.
Логика изложения:
а- все ли означенные во вступлении проблемы, понятия, категории раскрыты в
ходе рассуждения?
б- членение текста на абзацы и связь между ними,
в- выделение и развитие главной мысли в основной части работы и в заключении.
Эстетический вкус:
а- понимание художественного текста в единстве содержания и формы,
б- отсутствие социологизации и вулыаризацции при анализе текста,
в- понимание исторической и личностной обусловленности отношения автора к
прекрасному - безобразному, трагическому - комическому, возвышенному -
низменному,
г- бережное отношение к стилю автора при фрагментарном пересказе
художественного текста.
4. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ: Эмоциональность стиля.
Ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях.
Стилевое единство.
5. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ЖАНРУ. А. Школьное сочинение
(по общему плану).
В. Литературоведческая статья
знание теории литературы,
представление о СИСТЕМЕ образов,
представление о СПОСОБАХ выражения авторской позиции,
представление о месте произведения в творчестве автора.
С. Публицистическая статья
понимание АКТУАЛЬНОСТИ осмысления проблемы (нравственные ценности),
ассоциации (жизненные, литературные), личностное отношение (пафос статьи) и
соответствующее речевое оформление.
D. Рецензия и ее виды (публицистическая статья,
эссе, развернутая аннотация, авто рецензия)
краткие библиографические сведения о книге,
смысл названия,
личные впечатления от прочитанного,
особенности сюжета и композиции,
актуальность проблематики,
язык и стиль произведения,
мастерство автора книги в изображении характеров героев,
какова основная мысль рецензии?
Е. Эссе.
Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения ,с нею связанные. Не содержит окончательной оценки произведения.
субъективность стиля (образность, афористичность, разговорность),
индивидуальная импровизация в трактовке текста, темы,
использование приема непрямого диалога с читателем.
F. Дневник, путешествие - особые формы повествования.
ПОДРОБНЕЕ>>>
|