Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



серебряный век русской поэзии

Поэзия Серебряного века

Submitted by Тамара Александровна Овчинникова on Fri, 15/08/2014 - 14:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчинникова Тамара Александровна
Место работы, должность: 

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Вологды, учитель литературы

Регион: 
Вологодская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Формирование активной гражданской позиции через изучение особенностей поэзии рубежа веков; формирование читательских вкусов.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Краткое описание: 
<p><em>В результате подготовки к уроку и участия в нем, обучающиеся должны сформировать навыки и:</em></p> <p><em>&nbsp;- уметь показать особенности и непреходящее значение лирики поэтов Серебряного века;</em></p> <p><em>- уметь выразительно читать стихи; анализировать идейную структуру стихотворения; оценить художественные особенности;</em></p> <p><em>- уметь находить в стихах признаки литературного направления;</em></p> <p><em>- уметь строить высказывание в определённой композиционной форме;</em></p> <p><em>- осмыслить процесс становления поэта как носителя правды, гражданина.</em></p>

Дидактический проект урока

Данные об авторе
Автор(ы): 
Данилова Наталья Валентиновна
Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы

Регион: 
Другие страны зарубежья
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Компетенции:
Знать:
-    основные исторические события этого периода;
-    теоретико-литературные понятия;
-    основные факты жизни и творчества поэтов;
Уметь:
-    выразительно читать стихи, в том числе и наизусть;
-    творчески интерпретировать текст;
-    находить изобразительные средства языка;
-    систематизировать, обобщать изученный материал;
-    составлять кластеры, собственные высказывания;
-    творчески выражать себя.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
<p> К дидактическому проекту прилагается презентация &quot;Серебряный век в русской литературе&quot;.</p>

Серебряный век русской поэзии.

Submitted by Елена Борисовна Хитрова on вс, 23/01/2011 - 22:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Хитрова Елена Борисовна
Место работы, должность: 
ГОУ НПО ПЛ-42, преподаватель
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Закрепить представление учащихся о литературных направлениях поэзии Серебряного века; Развить познавательные, исследовательские и творческие способности учащихся; Воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством связи искусства с жизнью (экскурс в историю).
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА НЕДЕЛЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Тема урока: Серебряный век русской поэзии.
Тип урока: семинар-конференция.
Межпредметные связи: история, русский язык, философия, обществознание.
Тезис семинара: «Серебряный век» - явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.
ИКТ: презентация по теме «Серебряный век».
Музыкальное сопровождение: Лунная соната. Бетховен.
Методы и приемы: погружения, групповая работа, работа с источником, анализ стихотворного текста, работа по карточкам-опросникам (для слабых), исследовательский.
Цели:
  1. Закрепить представление учащихся о литературных направлениях поэзии Серебряного века;
  2. Развить познавательные, исследовательские и творческие способности учащихся;
  3. Воспитать эстетический вкус, чувство прекрасного посредством связи искусства с жизнью (экскурс в историю).
Задачи:
  1. проверить умение выделять основные черты литературных направлений поэзии Серебряного века:
  2. проверить умение работать с документальными источниками, словарями, Интернет-ресурсами.

Ход урока:

1. Вступительное слово преподавателя (мобилизующее начало).
- Постановка целей и задач урока, оглашение правил проведения конференции.
2. Выступления докладчиков от направлений. Регламент выступлений 2-3 мин.
- дополнения от представителей данного направления
- вопросы оппонентов представителей других направлений
выводы (записываются в тетради).
3. Самостоятельная работа с текстами стихотворений (раздаточный материал).
4. Работа над проблемным вопросом. Вывод. Подведение итогов урока.



                                                                                   ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Звучит музыка. Слово преподавателя:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком плыл...
Эти слова поэтессы Анны Андреевны Ахматовой дали название поэзии начала 20 века.
Конец девятнадцатого века... Начало двадцатого... Рубеж веков... Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности. Александр Александрович Блок писал о нем так
Двадцатый век...еще бездомней,
еще страшнее жизни мгла,
еще чернее и огромней
тень Люциферова крыла
и отвращение от жизни,
и к ней безумная любовь,
и страсть, и ненависть к Отчизне...
и черная земная кровь
сулит нам, раздувая вены
все разрушая рубежи
неслыханные перемены
невиданные мятежи...
Что же это за явление Серебряный век?
Философ Николай Бердяев назвал его Русским культурным Ренессансом, а поэт и критик Николай Оцуп писал о нем так: По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением поэзии «золотого века».
Итак. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба.
Постановка целей и задач урока. Для начала семинара я объясню требования к его проведению. Внимание! От каждой группы выступает один докладчик. Регламент выступления 2-3 мин. Выступления докладчика можно дополнить ясными и четкими замечаниями. Далее оппоненты ваши поэтические противники могут задать вам вопросы по теме доклада. На на них необходимо дать короткий и понятный ответ. И последнее вывод, который вы должны были сформулировать даете под запись. Цель нашего семинара подтвердить или опровергнуть выдвигаемый мною тезис о том, что Серебряный век — явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов. А также сделать вывод о значении поэзии Серебряного века для развития русской литературы 20 века. Время 5 мин.

1. Выступления докладчиков, содокладчиков, оппонентов, выводы. Время 20 мин.

2. Проблемная ситуация. Итак вы показали полнейшую свою разобщенность, непримиримость во взглядах на то, каким должно быть искусство и как нужно писать стихи. А как же мое утверждение о вашем глубинном единстве? На чем оно основано. Ответ: - все они современники, их объединяет время, сама эпоха;

- всем им было свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
- все они трепетно относятся к слову, образу, ритму; все они новаторы структуры поэтического произведения;
- их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

3. Работа с карточками заданиями. Слабым учащимся карточки-опросники 5мин.

4. Подведение итогов урока. Кто может сделать вывод. Какое значение имела поэзия Серебряного века для развития русской литературы 20 века:

- она выражала настроение эпохи;
- определила поиски новых путей в искусстве;
- дала огромное разнообразие творческих индивидуальностей таких поэтов как Блок, Есенин, Ахматова;
- привлекала читателя к сотворчеству.

5. Домашнее задание. Сообщения, доклады, рефераты, презентации по жизни и творчеству поэтов представителей ваших направлений.

Приложения.

№1 Возможные доклады от выступающих. Делаются на основе работы с манифестами и декларациями поэтических групп.

 




 

ДОКЛАД

ПОЭТИКА СИМВОЛИСТОВ.


 


Мы назвали себя символистами потому что СИМВОЛ играет главную роль в нашей поэзии. В своих статьях мы утверждаем необходимость передавать мир, с его предметами, чувствами, переживаниями, посредством художественного символа. Но они не должны быть искусственно придуманными. В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. Символизм делает поэзию одухотворенной, прозрачной «как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя» (Дм. Мережковский). Мы считаем, что художник должен быть абсолютно свободен от политики (В. Брюсов). В период своего расцвета мы обращались к мифам, легендам и народным сказаниям, потому что большая их часть построена по принципу символа (В. Брюсов). Мы являемся первым модернистским направлением. Все последующие появились на нашей основе, даже если они сейчас противостоят нам. То есть мы главные! Мы не стремимся к тому, чтобы наша поэзия была понятной, логичной и ясной, наоборот, мы утверждаем, что искусство должно быть загадочным, таинственным, оставаться недопонятым, вызывая тем самым стремление узнать и понять больше. Наше направление представлено самым большим количеством поэтов. Это К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Белый, Д. Мережковский,И. Анненский, А. Белый и конечно же А. Блок.


Вывод:


символизм — это поэзия туманностей, намеков и ассоциаций; загадочная и таинственная, построенная на символах.


                                                                    ДОКЛАД

ПОЭТИКА АКМЕИСТОВ


 


Название нашей группы акмеисты от греческого слова акме что в переводе означает цвет, цветущая пора, высшая степень совершенства. Мы люди уверенные в себе и в превосходстве нашего направления над остальными. Мы противостоим символистам и провозглашаем возврат к материальному миру, к предмету, к точному значению слова. Да есть художники несущие миру хаос, ужас и расщепленность своего духа, и есть мы — дающие миру свою стройность. Всякое несоответствие формы с содержанием, отсутствие содержания, основной мысли, ненужный туман — мы скромно назовем это безвкусием. Пусть вам будет тяжело в этом обществе, пусть ваше мировоззрение будет мистическим, пусть приемы творчества будут импрессионистскими — что хотите, но будьте логичны. Логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе. (М. Кузьмин) Мы ясны и поэзия наша прекрасна! Представители нашего направления: С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, знаменитая Анна Ахматова.


Вывод: стихотворения акмеистов точны, логичны, стройны и ясны. Стремятся к пушкинскому языку. Овеществляют даже невещественные духовные чувственные переживания. В стихотворениях акмеистов легко выделить тему, содержание, основную мысль; их легко понять и выучить.



 

                                                                     ДОКЛАД

ПОЭТИКА ФУТУРИЗМА.


 


Мы ФУТУРИСТЫ! Мы назвали так себя потому что отрицаем прошлое и устремлены в будущее. У нас все просто: ТОЛЬКО МЫ ЛИЦО НАШЕГО ВРЕМЕНИ.


Мы призываем: выбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности. Вымойте ваши руки прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми! Всем им нужна дача на реке. С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество. Мы призываем: признать право поэтов на увеличение словаря новыми словами, на ненависть к существовавшему до них языку.


Мы призываем: разрушить библиотеки, музеи, театры! Пусть свободное слово творческой личности будет написано на стенах домов, на крышах, на спинах автомобилей, трамваев и на платьях наших граждан. Пусть улицы станут праздником искусства для всех. ВСЕ ИСКУССТВО ВСЕМУ НАРОДУ! Это наш лозунг. Наши представители Д. Бурлюк, М. Каменский, И. Северянин, и знаменитый Владимир Маяковский!


Вывод: футуристы призывали к созданию нового языка через создание новых слов, отказ от знаков препинания, звукопись. Провозгласили «теорию самовитого слова», то есть в целом у стихотворения могло не быть цели, темы, смысла, содержания, рифмы
 


                                                                      ДОКЛАД

ПОЭТИКА ИМАЖИНИЗМА


 


Название нашего направления происходит от английского слова имидж, что означает образ. Нам стыдно и радостно от сознания, что мы должны прокричать вам старую истину. Эта истина кратка, как любовь, точна, как аптекарские весы, и ярка, как стосильная электрическая лампочка — в поэзии главным является образ. Тема, содержание — эта слепая кишка искусства — не должны выпирать, как грыжа, из произведений. Мы, настоящие мастеровые искусства, мы, кто чистит форму от пыли содержания лучше, чем уличный чистильщик сапоги, утверждаем, что единственным законом искусства, единственным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов. ОБРАЗ И ТОЛЬКО ОБРАЗ. Поэт работает со словом беромым только в образном значении. Мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего. Передовая линия имажинистов Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич и знаменитый Сергей Есенин.


Вывод: в поэзии имажинистов главное образ, который они создавали с помощью художественных средств метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений.


№2. Карточки-опросники для слабых учащихся.


 



 


Акмеизм - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



 



 



 



 


Символизм — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



 



 



 


Имажинизм — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



 



 



 



 


Футуризм — это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .



 



 



 



 



 


Литературное направление, провозгласившее художественный образ самоцелью поэзии, называется __________________________________ .



 



 


Литературное направление, представители которого выдвигали теорию «самовитого слова», отказывались от знаков препинания и других «формальностей», придумывали новые слова, называется ____________________________________________________________ .



 



 



 



 


Литературное направление, передающее мир посредством художественного символа, называется ___________________________ .



 



 



 



 


Литературное направление, овеществляющее невещественные понятия; представители которого призывали к логичности, стройности и ясности поэтического текста, называется ________________________________ .



 



 



 



 



 


Представителями какого литературного направления являются А. Мариенгоф, Р. Ивнев, В. Шершневич? _________________________________ .



 



 



 



 


Представителями какого литературного направления являются О. Мандельштам, Н. Гумилев, С. Городецкий? ____________________________________ .



 



 



 



 


Представителями какого литературного направления являются И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк? ____________________________ .



 



 



 


Представителями какого литературного направления являются А. Белый, З. Гиппиус, К. Бальмонт ________________________________________ .



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


 


 


 


 



Краткое описание: 
Урок предназначен для закрепления основных направлений поэзии Серебряного века методом погружения учащихся в атмосферу литературной полемики начала 20 века. Работа по принципу связи искусства с жизнью. Развивает познавательные, исследовательские и творческие способности учащихся.

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн