Официальный сайт flashgamer 24/7/365
Создать условия для формирования экономических знаний, посредством раскрытия понятия «расходы семейного бюджета».
Развивать навыки экономии, рационального использования ресурсов семьи.
Воспитывать чувства рачительного хозяина, деловитость.
Девятова М.И. Домашняя экономика 2008г.
Класс______ Дата________________ Тема: Бюджет семьи Цель урока: Ознакомить учащихся ведением учета бюджета семьи, его структурой планирования и практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи. Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность , самостоятельность, продолжить формирование бережливости и экономии. Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, применять полученные знания на практике. Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая база: — кабинет (мастерская) трудового обу¬чения; 2. Дидактическое обеспечение: — учебник (учебное пособие); — рабочая тетрадь; – презентация; Методы обучения: Объяснительно –иллюстративные – лекция, демонстрация. Проблемный – работа с книгой. Частично – поисковый – беседа, самостоятельная работа. Выполнение и анализ практической работы. Самоанализ. Тип урока: Изучение новой темы и первичное закрепление полученных знаний. Межпредметные связи: обществознание, экономика. Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран). Ход урока I. Организационная часть. 1.Контроль посещаемости. 2.Проверка готовности урока. II. Повторение пройденного материала. 1.Только ли в виде денежных средств можно получать доход? 2.В каком виде люди могут получать доходы? Сообщение темы и цели урока. III. Изложение программного материала. 1. Объяснение с элементами беседы. Учитель. Кто может сказать, что такое бюджет семьи? (Предположительные ответы учащихся,) Запишите определение в тетрадь: Бюджет семьи - это структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные от предприятия или отдельного лица (все полученные средства со¬ставляют совокупные доходы). Расходы - это затраты, издержки для определенных целей. Виды бюджета Если представить бюджет в виде весов, то можем получить расположение чаш весов, представленных в схеме 4 на с. 23 учеб¬ника. Как вы прокомментируете данное положение чаш весов? В ка¬ком соответствии представлены доход и расход на них? (Ответы учащихся.) Значит, представив бюджет в виде весов, мы обнаружим сле¬дующее: • Если весы в равновесии, бюджет сбалансированный. • Если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит. • Если доходы превышают расходы, бюджет избыточный. Структуру бюджета можно выразить в виде таблицы. 2. Р а б о т а по таблице и схеме. 1) Рассмотрим таблицу 4 на стр 23. 2) Назовите, из каких источников складывается семейный доход в данном примере. 3) Что составляет расходы в данной семье? 4) Как в процентном соотношении сочетается доходы и расходы в этой семье? Таблица 4 В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, чтобы учи¬тывать доходы и расходы, своевременно корректировать их баланс. Теперь давайте подробнее рассмотрим вопрос о доходах и рас¬ходах. 3) Скажите, из каких источников складываются доходы вашей семьи. 4) Ознакомьтесь со схемой 5 стр.25 доходов семейного бюджета. Со¬ставьте схему семейного дохода вашей семьи, пользуясь этой схе¬мой 3. Объяснение понятия «инфляция». Учитель. Большое влияние на доход оказывает инфляция. Кто может сказать, что такое инфляция? Инфляция - (лат. Inflatio — вздутие) — процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен. 4. П о н я т и е о расходах. Учитель. К расходам относим обязательные платежи, кото¬рые есть в каждой семье в том или ином количестве: • налоги; • взносы в общественные и кооперативные организации (дача, жилищный кооператив и др.) • погашение кредита в банке; • оплата коммунальных услуг. За какие коммунальные услуги платит ваша семья? (Ответы учащихся.) Какие транспортные услуги оплачивают ваши родители? (От¬веты учащихся.) Есть ли в вашей семье расходы на дополнительные услуги об¬разования (кружки, секции)? (Ответы учащихся.) Теперь давайте поподробнее рассмотрим расходы на комму¬нальные платежи, так как они являются обязательными платежами в любой семье. 1) Оплата коммунальных услуг включает плату за: • отопление; • газ; • воду; • телефон. Как вы думаете, как можно экономить тепловую энергию у вас дома? (Утеплить окна и двери; рационально расставить мебель; убрать лишнюю краску с батарей.) Самое рациональное решение - установить специальные при¬боры, позволяющие регулировать подачу тепла в квартиру и учи¬тывать потребленное количество. 2) Оплата за газ зависит от: • способа доставки газа (баллон, трубопровод); • количества проживающих в квартире; • площади (если отапливается частный дом) 3)Оплата за воду зависит: • от числа проживающих (часто устанавливаются счетчики). 4) Оплата телефона. Вы знаете, как оплачивается ваш домашний телефон? (Тариф и междугородные, международные услуги.) 5) Оплата электрической энергии производится по установ¬ленным тарифам. IV. Практическая работа. Выполнение заданий: 1. ТЕСТ «Умеете ли вы считать деньги». Презентация. 2. Проанализируйте таблицу «Бюджет семьи». Таблица Бюджет семьи Состав семьи: Папа_________________________________________________________________________ Мама_________________________________________________________________________ Сын – студент _________________________________________________________________ Дочь (___лет) _________________________________________________________________ Сын (___лет) __________________________________________________________________ Бабушка______________________________________________________________________ Дедушка______________________________________________________________________ Бюджет семьи (расчет на один месяц): Доход Сумма тыс. руб Расход Сумма тыс. руб 1 2 3 4 Основные источники: • зарплата папы • зарплата мамы • пенсия бабушки • пенсия дедушки • пособия на детей • стипендия старшего сына Дополнительные источники: • приусадебный участок • ценные бумаги • другие источники • оплата квартиры • продукты • питание • промтовары • эл. энергия • телефон • транспорт • бытовые услуги • платежи • накопления Итого: Итого: 3.Сделайте расчет по таблице бюджет своей семьи. V. Итог урока. - Что такое доход и расход? - Расскажите о структуре семейного бюджета. - Что полезного взяли себе на заметку из материала, пройден¬ного на уроке? Домашнее задание: вспомнить из курса ОБЖ и биологии, ка¬ким должно быть питание. Анализ урока. Перед учащимися была поставлена цель ознакомиться ведением учета бюджета семьи с структурой семейного бюджета, научиться самостоятельно планировать расходы семьи, не превышая доходов. Перед учителем стояла задача познакомить учащихся с бюджетом семьи, научить рационально расходовать доходы, знать цену трудовой копейке. Я считаю, что поставленные цели достигнуты.
Смотреть видео онлайн