Вы не зарегистрированы

Авторизация



Молчанова Е.Б. Урок развития речи, завершающий изучение темы «Жанр басни» в 5 классе. И.А. Крылов «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

Автор: 
Молчанова Елена Борисовна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 35 Ленинского района города Ростова-на-Дону
Контакты: 
sch35@aaanet.ru

 

Урок развития речи, завершающий  изучение темы «Жанр басни» в 5 классе. И.А. Крылов «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

 

Развитие личности школьника в процессе обучения – самая важная задача образования.

Культурологическая концепция личностно-ориентированного обучения предполагает отношение к ребёнку как к субъекту жизни, способному к всестороннему саморазвитию. Учитель литературы в этом случае становится  посредником между ребёнком и культурой,  оказывает поддержку личности каждого школьника в самоопределении в мире культурных ценностей, в стремлении к реализации творческого потенциала.

 

Один из путей формирования творческой личности – это работа  на уроках развития речи, носящих черты технологий личностно-ориентированного образования:

  • сотрудничество учеников и учителя;
  • деятельно-творческий характер работы;
  • направленность на индивидуальное развитие каждого ребёнка;
  • предоставление школьнику свободы в принятии им самостоятельных решений.

На уроках литературы дети учатся не только искусству чтения, восприятия, понимания и оценки художественного произведения, но и искусству создания собственного текста, творческого выражения своих мыслей. Уроки развития речи помогают преодолеть актуальную проблему в жизни современного школьника: боязнь полноценного письменного и устного высказывания на заданную или свободную тему. Восприимчивость к языку, непосредственность пятиклассников – благодатная почва для системного развития у них тяги к письменному выражению мысли. Создавая свои тексты, школьники глубже понимают замысел автора художественного произведения, лучше усваивают сведения из теории литературы. В процессе изучения литературы ярче, чем при освоении других учебных дисциплин, проявляются индивидуальные особенности личности, так как  жизненный опыт ученика делает его «соавтором» художественного произведения, и  процесс познания литературного мира соединяется с процессом самопознания. 

Изучаемые на уроках произведения  становятся увлекательными и рождают у ученика желание пробовать себя в области создания художественного текста.

Урок развития речи, завершающий работу над темой  «Жанр басни», позволяет ученикам, опираясь на усвоенные знания в области теории литературы, пробовать  собственные силы в творчестве.

                   Тема: «Люблю, где случай есть пороки пощипать!»
                                                                                        И.А. Крылов.


       Цели для учителя:  

  1. Повторение и закрепление  у школьников знаний в области литературоведения.
  2. Развитие умения характеризовать литературного героя.
  3. Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворного текста нравоучительного характера.
  4. Обучение созданию текста по заданным жанровым признакам.
  5. Формирование умения рецензировать текст по заданным вопросам.
  6. Развитие личности обучающегося, его творческих способностей, усиление учебной мотивации.
  7. Формирование представлений о морально-этических нормах.

Цели для обучающихся:

  1. Усвоение знаний в области литературы.
  2.  Самореализация, развитие собственных творческих способностей.
  3. Развитие способности принимать ответственные решения.
  4. Воспитание в себе человека высокой морали, совершенствование личностных качеств.

Оборудование:    

  1. Портреты И.А.Крылова, Ж.Лафонтена, Эзопа.
  2. Иллюстрации, созданные учениками класса к ранее изученным басням.
  3. Плакаты для дописывания  или слайды на интерактивной доске:

а) Басня – это краткий …рассказ… характера, имеющий … смысл
б) Аллегория - … изображение предмета, показывающее его важные черты
в) Олицетворение – перенесение черт… на … предметы или явления
г) Сатира – беспощадное … человека, явления, жизни
д) Мораль – начальные или заключительные строки басни с … выводом
е) Строение басни

Повествовательная часть

(о чём басня?)

Нравоучительная часть, мораль
(чему учит басня,
ради чего она написана?)

           ж)  Басня ученика 5 класса Гриценко Николая.

           
4.  Литература. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений            в 2ч. Ч. I Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.Просвещение,2008.
5.  Копилка с подсказками-словами: стихотворный, прозаический, нравоучительным, аллегорический, иносказательное, поучительного, высмеивание, точное, смешной, серьёзным, постоянным.
6.  Интерактивная доска.  
                                      Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя:

- Дети, на предыдущих уроках мы говорили о баснях различных авторов. А запомнили ли вы имена этих баснописцев? На доске - портреты, подпишите под каждым фамилию писателя.
(У доски работает один ученик.)
- Чьи произведения  мы  изучали подробно на предыдущих уроках?
( Басни русского писателя  И.А. Крылова.)
- На доске представлены ваши  иллюстрации к басням Ивана Андреевича. Укажите, какие эпизоды проиллюстрированы.
(Два ученика пишут названия к рисункам по изученным ранее басням.)
-Какие рисунки оказались самыми удачными, точными?  
( Это работы, в которых отражены важные моменты басни, раскрывающие её       замысел.)

  1. Актуализация учебного материала. Обобщение по теме.

      - Ребята, мы с вами на предыдущих уроках  много говорили о басне- интересном жанре литературы .                                                                                                                      -  Повторим основные понятия, усвоенные вами при изучении этого жанра.Они обязательно вам  пригодятся для дальнейшей творческой работы на этом уроке.
-На  доске вы видите плакаты, на которых даны определения терминов, изученных вами. Посмотрите: текст неполный.  Надо достать из копилки с подсказками нужные слова и вставить на место пропуска в определении. Внимание!  В копилке  больше слов, чем нужно. Не запутайтесь! Прошу к доске 5 учеников.
( Школьники  у интерактивной доски достраивают определения  нужными словами из «копилки». Остальные ребята проверяют работу отвечающих у доски, сверяя с записями определений в своих тетрадях).
- Вы научились выразительно читать басни: с определённой интонацией, мимикой, изображая характеры героев, становясь на время  настоящими артистами. Если среди вас желающие показать свои таланты? Вам задание: выразительно прочесть изученные нами басни, чтобы все поняли, чему автор хотел научить  своих читателей. Лучшему, с  точки зрения одноклассников (а вы, ребята, уже профессионалы в этой области), чтецу  подарок - книга басен И.А. Крылова.
( Выразительное чтение   наизусть басен. Выборы  лучшего  артиста голосованием.)                                       
-  Я хочу вам, ребята, напомнить строение басни. Посмотрите на слайд:
Строение   басни


Повествовательная часть
(о чём басня?)

 

Нравоучительная часть, мораль
(Чему учит басня? Ради чего она написана?)

- Мы с вами уже говорили о том, что короткие рассказы поучительного характера, т.е. басни, имеют схожую композицию. Образцом могут служить те басни, которые мы изучали. Во всех баснях И.А. Крылова  мы вычленяли собственно  рассказ, содержащий аллегорию, олицетворение, сатирический смех; и мораль - серьёзное  поучение, нравственный урок, понятный всем читателям.
-Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Почему  И.А.Крылов писал именно басни?
(В басне можно было намёком высказать то, что тревожило ум и сердце И.А.Крылова и о чём невозможно говорить прямо. Так  писатель критиковал людей, их поступки.)
- Верно, баснописец остро  реагировал  на  тревожащие его вопросы, при этом высказывался не открыто, а аллегорично. Никого из своих современников  будто бы не задевал. Однако всё, что хотел сказать Крылов, было понято. Тонким искусством иносказания  баснописец владел в совершенстве.  
- Какие отвратительные человеческие пороки высмеивали Эзоп, Ж.Лафонтен,                    И.А. Крылов? 
(Скупость, нечестность, трусость, хвастовство, лицемерие, легкомыслие, чёрствость, глупость...)  
-Как и где проявляется в басне позиция автора?
(Одних героев он высмеивает, другим - сочувствует. В морали писатель прямо одобряет или осуждает происходящее.)
III.   Развитие письменной речи учащихся.
Учитель:                                                                                                                                            - Конечно, мы понимаем, что И. А. Крылов - великий мастер художественного слова, он мудр, благороден, справедлив в своих баснях, он «лечит» общество от болезней, не соглашаясь мириться с безнравственностью.
А вы, ребята, замечаете пороки в окружающих вас людях? В себе? Они тревожат вас? Хочется ли вам высказаться?
( Да, конечно!)
- Каждый из вас – личность, имеющая свои представления о мире, свой жизненный опыт. Вы, я думаю, стремитесь к развитию в себе лучших качеств и, наверное, хотели бы обличить те черты в окружающем мире (классе, семье, компании, в себе), которые вам кажутся пороками.
- Попробуйте сделать этот в жанре басни. Напишите короткий  сатирический  рассказ. Пользуясь образцами произведений И.А. Крылова, схемой строения басни и определениями, записанными на доске, вы можете создать его сейчас. В стихотворной или прозаической форме.
-Юные писатели! Вы уже пробовали себя в жанре сказки, и у вас получились замечательные произведения. Посмотрите на доску: там вы видите басни И.А.Крылова и вашего ровесника, ученика 5 класса, Гриценко Коли. Прочтите их, пожалуйста, и выделите в них признаки жанра, опираясь на ваши знания и «подсказки» на доске.
(Ученики выделяют мораль, указывают на олицетворение, иносказание.)
-Чем различается строение этих басен?
( В басне Крылова мораль находится в начале произведения, а в басне Коли - в конце.)
-Обратите внимание на то, что названия животных написаны с большой буквы.
- Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выполнили домашнее задание и вспомнили  случаи из жизни, которые были вам как участнику или наблюдателю событий неприятны, но высказаться о происходящем прямо вы не смогли из-за страха наказания или обиды близкого человека. Теперь басня предоставляет вам возможность наконец-то заявить о своей позиции.
-Ещё, ребята, вы должны были наделить чертами характера человека разных животных и насекомых. Откройте свои тетради и посмотрите в записи. Возможно, в написании басни пригодятся ваши открытия или устойчивые соответствия из фольклорных  произведений, например, лиса – хитрая, волк – злой и неумный, заяц – трусливый…
-Продумайте теперь сюжет  своего  произведения, мораль и запишите, опираясь на схему строения басни (10-15 минут).
IV. Обсуждение созданных школьниками  работ.
-Ребята, слушая басни своих товарищей, попытайтесь  разгадать их истинный смысл. Возможно даже, вы узнаете в героях новых басен кого-то из одноклассников или себя.  Прислушайтесь к мнению товарищей  о ваших поступках. Старайтесь быть самокритичными, боритесь с пороками в себе.
( Несколько учеников читают написанные ими басни вслух, остальные анализируют услышанное, отмечают наличие в произведениях необходимых составляющих басни.)
V.  Домашнее задание.
- Написать басню  на чистовик (возможно, с иллюстрациями для выставки в классе).


(  До следующего урока черновики можно подносить для консультаций учителю.)
*Приложение - слайды для интерактивной доски.

Итогом такого урока  обычно является стопроцентное выполнение домашнего задания. Дети пишут о том, что их волнует, и знания по теории литературы применяются на практике, становятся важными в жизни обучающихся, в их самоопределении  в  окружающем мире.
Басни учеников разных лет:                                       
Олень, Коза и Собака

           Олень, Собака и Коза сидели на траве, смотрели в облака. Увидели, как пролетает Стрекоза и призадумались.
-Я бы хотел быть стрекозой,- сказал Олень. - Можно перелететь преграды, увидеть с высоты  так много!
-И я хочу быть стрекозой,- вздохнула Коза, прервав мечтанья Оленя. - Можно порхать,
веселиться и никого не бояться, просто подняться повыше и полетать над землёй.
-А я бы не хотела быть стрекозой, - возразила  умная дворовая Собака.
-А почему?- спросили удивленно  Осёл и Коза.
-Я нравлюсь себе такой, какая я есть!- заявила Собака.
Олень и Коза ушли на утёс  и оттуда  «взлетели» в небо, но упали и ушиблись, а Собака осталась цела и невредима.
Не нужно подражать другим, и невредимым  останешься.   
Анна   Долгополова,2007г.

 

     Беспечный ягнёнок

Шалил на уроках Ягнёнок,
Как всякий беспечный ребёнок.
Тетрадки и книжки собрал-
Задание не услыхал…
Звонка еле-еле дождался,
Схватил свой рюкзак  и помчался.
Скорей в коридор и во двор!
Резвится и прыгает он,
С бобрами и белками скачет,
Как звонкий резиновый мячик.
А дома не знает, что делать:
Ведь надо уроки готовить!
Пытается вспомнить заданье:
Что задали по рисованью?
Какую учить теорему?
И нужно ли вызубрить схему?
Друзья все давно убежали,
Они время зря не теряли…                                                  
Уроки готовы –и  смело
Гуляй,  коли сделано дело!                                                                                                                                                                                                 
Елена Кочерженко,2008г.

   Наказанье

Жила-была в хозяйстве
Претолстая Свинья,
А место с ней делил Осёл.
Осёл был работящий,
Свинья лишь ела да гуляла.
Шло время, и Свинья толстела,
Осёл работал в семь потов.
Свинья трудяг  не уважала,
Осла, беднягу, унижала.
Однажды, корм свой уплетая,
Толстуха видит невзначай,
Какой плохой обед  ослу достался!
Свинья своим не поделилась,
Смеясь , аж хрюкать начала!
Но хрюкать надо было позже:
Хозяин вскоре свинью на колбасу пустил.
Мораль сей  басни  такова:
Бывают среди нас такие,
Кто за свинские дела
Нередко получает наказанье.
Владислав Птичкин,2006г.

 

       Коварная подружка
Гуляла как-то собачонка Фроська
По переулочкам, своим махая хвостиком.
Тут подбежала к ней соседка Жучка
И наградила собачонку льстивым словом.
А дальше прошептала Фросе в ушко:
-Подружка, загляни ко мне домой!
Сегодня день рожденья буду праздновать,
А кто , кроме тебя, меня там будет радовать?!
-Отлично, Жучка, я приду!
Подарок лучший принесу!-
Ответила счастливая соседка.

Вот Фрося у двери уже стоит,
И долго в дверь она звонит.
Жучка дверь приоткрывает-
Подарок мигом забирает!
Только Фроська  за порог,
Жучка сразу ей орёт:
-Ты куда? Ко мне врываться?
Или очень хочешь драться?
Гости важные пришли,
Ты сейчас же уходи!
И закрыла перед Фросей
Дверь нарядную  с замочком.                                                               Плачет  Фроська  у порога.                                                                                                                                                  
Дверь соседняя скрипит…
Выбегает к Фроське Моська,
В гости весело зовёт,
Чаем вкусным угощает
И тихонько утешает.                                        Больше Фроська не ревёт,
Моська Фроську бережёт.

              Запомни:
Друг не тот, кто  охмурит,
А тот, кто дружбой дорожит!
Алёна Савельева,2007г.

     Дружба  с  Ежом
Жил ёж в лесу.
Был круглый и колючий.
Он всех зверей колючками колол,
Ну, так, на всякий случай.
Ёж думал: ”Буду всех я обижать,
И станут больше уважать,
И дружить все захотят именно со мной!”
Но нет: боятся звери страшного ежа,
Лишь он появится - уходят без следа.
Уж если ты колюч, как ёж,
Друзей с трудом себе найдёшь. 
Николай Гриценко,2008г.                                                                                                                                                                                                                                         


»  Тэги к этому документу:
 
Приглашаем на официальную площадку Года учителя!

Скачать + смотреть онлайн

видео 2022