Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Герасимова В.А. Нормативно-правовая база по элективным курсам. Появление элективных курсов как ответ на запрос ученика, семьи, учителя, общества и государства

Выберите действие:

Автор: 
Герасимова Вера Анатольевна
Место работы: 
заместитель директора по науке, учитель экономики МОУ гимназии № 17 г. Королев Московской области м
Контакты: 

Нормативно-правовая база по элективным курсам. Появление элективных курсов как ответ на запрос ученика, семьи, учителя, общества и государства


Ускорение социально-экономических процессов, интенсификация жизни человека, стремление России к открытому политкультурному обществу потребовали изменений в сфере образования.

Повышение государственного интереса к образованию проявилось в пакете значимых нормативных документов, таких как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральная программа развития образования на 2000—2005 годы и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29. 12. 2001, № 1756-р).

Необходимость модернизации всего общественного уклада, его социальной и культурной среды подтверждается также научными исследованиями, анализом социально-экономического развития России. Как определено в документах, модернизация российского образования исходит из новых социальных требований, предъявляемых к сфере образовательных услуг на рубеже веков. Предполагается создать механизм устойчивого развития данной сферы, сохранив при этом государственные гарантии доступности и равных возможностей получения пол­ноценного образования.

В ряду выдвигаемых Концепцией модернизации российского образования существуют следующие приоритеты:

  • изменения в содержании учебных дисциплин и уровне их
    освоения;
  • организация в старших классах профильного обучения;
  • создание независимой системы итоговой аттестации
    учащихся.

Эти три ключевые задачи модернизации не могут рассматриваться независимо друг от друга, решение одной из них зависит от успешности решения других.

Профильное обучение возможно строить лишь на прочном фундаменте основной школы. Основная школа получает дальнейшее развитие, ее содержание уточняется, определяется федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ясно обозначает, что все учащиеся должны освоить определенный фонд образовательной информации в рамках основной школы. Далее пути учащихся расходятся, и уровень их образования будет напрямую зависеть от того, насколько удачно тот или иной ученик выстроит свой индивидуальный учебный план.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

«Реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профи­лирующего направления собственной деятельности». Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся...»

В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в обще­образовательных школах РФ, входит следующий документ:

  • «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на
    старшей ступени общего образования» (распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13).

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и оп­ределяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

Во многих школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-м классах введена предпрофильная подготовка, которая осуществляется в рамках основного учебного расписания за счет часов технологии или, если позволяет объем допустимой учебной нагрузки, за счет часов школьного компонента. Как правило, в учебный план школы введены элективные курсы.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязатель­ными для всех учащихся во всех профилях обучения.

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разно­образных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться.

Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по вы­бору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Элективные курсы в школе как механизм актуализации и индивидуализации процесса учения
В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

Работодателю новой формации (это относится и к государству) требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения. Для массовой отечественной школы, которая до последнего времени работала по единому для всей страны учебному плану — ситуация революционная.

При введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) будет предлагаться совершить выбор двух уровней. Сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, соответствие которых задачам образовательной программы определяется государством и школой. Затем школьник осуществит выбор второго уровня - определит набор элективных курсов. Выбор элективных курсов будет осуществляться из числа предложенных школой, но тем не менее это выбор может быть принципиально другим, нежели тот, который совершается при определении профиля учения.

Школьник будет по­ставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не «добавит» механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение нужных сегодня каждому иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к литературе, а можно предложить ученикам гуманитарного класса, изучающим литературу на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами «Журналистика» и «Анализ художественного текста». Причем — «или-или». Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Процессы самоидентификации школ, произошедшие в 90-х, дошли сегодня до уровня ученика. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

 


Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн